- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
История Ирбита от основания до 1917 года в контексте региональной истории
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "История Ирбита от основания до 1917 года в контексте региональной истории"?44 страницы
56 источников
Добавлена 04.07.2023 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение
Глава 1. Основание и развитие Ирбита до 1917 г.
1.1. История основания и развития Ирбита до 1870 г.
1.2. Развитие социальной и хозяйственной сфер в связи с деятельностью уездного земства.
Глава 2. Методические основы изучения региональной истории.
2.1. Нормативно-правовая база учебно-воспитательной работы в основной общеобразовательной школе.
2.2. Методическая разработка внеурочного мероприятия «История Ирбита».
Заключение.
Список источников и литературы.
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Россия занимает почти 1/8 часть суши Земли, по мере территориального роста в ее состав вошли земли, населенные различными народами, имеющие разнообразные ресурсы и экологические факторы. При доминировании в рамках государства общих тенденций и единой законодательной базы регионы имеют свою специфику. Именно изучение истории малой родины способствует формированию сопричастности и ответственности за ее судьбу у школьников. Повышение уровня краеведческих знаний соответствует и установкам Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – «формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности» .
В настоящее время в школьной программе региональный компонент в урочной системе практически не реализуется, в этой связи основная работа по формированию патриотизма, гражданственности, любви к малой родине, осуществляется во внеурочной или проектной деятельности. Этим и определяется актуальность темы.
Объект исследования: истории Ирбита.
Предмет исследования: формы организации внеурочной деятельности по изучению региональной истории.
Территориальные рамки – Ирбит в соответствии со статусом, определенным государством.
Хронологические рамки исследования ограничены временем основания Ирбита в начале XVII века до революционных событий 1917 года.
Степень изученности. История Ирбита XVII – начала ХХ веков хорошо обеспечена литературой. Несмотря на то, что до сих пор отсутствует фундаментальный труд, охватывающий все стороны истории Ирбитского района на протяжении всего периода его существования, практически все стороны его истории нашли отражение в большом количестве локальных исследований. В частности, вопросам основания Ирбитской слободы и появления здесь ярмарки посвящены работы местных краеведов и историков И. Я. Антропова , Е. В. Вершинина , Я. Л. Гернштейна . Социальный статус жителей Ирбитской слободы и Ирбита был проанализирован в трудах В. Е. Борисова , Е. Ю. Лебеденко , Ю. В. Коновалова . Вопросы истории просвещения в Ирбитском уезде нашли отражение в работах А. С. Еремина и Э. А. Черноухова . Развитию медицинского обслуживания в уезде посвящены исследования С. В. Голиковой и Д. Л. Островкина . Внушительный массив литературы посвящен Ирбитской ярмарке.
Несколько сложнее обстоит дело с учебно-методической литературой по внедрению национально-регионального компонента отечественной истории во внеурочную деятельность. Здесь можно выделить работы таких исследователей, как М. М. Будаева , М. М. Карданова , Е. Ю. Петряева и др. Эти авторы рассматривают изучение регионального компонента применительно к отдельным регионам страны и предлагают ряд интересных методических разработок в этой области. Неоценимую помощь педагогу также могут оказать методические исследования и разработки в области исторического краеведения советского периода. Речь идет о работах Д.В. Кацюбы , Г.Н. Матюшина , А.Ф. Родина и др., в которых речь идет о краеведческой работе в рамках учебно-воспитательного процесса в средней школе.
Цель работы: оценить учебно-методический потенциал региональной истории на примере истории Ирбита в процессе формирования патриотизма и гражданственности у школьников, ответственности за развитие своей малой родины.
Задачи исследования:
• собрать и проанализировать литературу по истории Ирбита;
• изучить методические аспекты изучения региональной истории во внеурочной деятельности;
• разработать внеурочное мероприятие по истории Ирбита для школьников основного общего образования.
Источниковая база. Деятельность современной школы осуществляется на основании нормативно-правовых документов, которые регулируют весь учебно-воспитательный процесс и определяют его основные цели и задачи, а также выдвигают совокупность требований, обязательных для реализации основных образовательных программ. На основании нормативно-правовой базы разрабатывается внутренняя документация учебных заведений, которая отражает конкретный ход образовательного процесса в каждом конкретном классе. Начинающему педагогу ощутимую помощь оказывают и уже отработанные методические разработки опытных педагогов.
1. Нормативно-правовая база учебно-воспитательной работы:
• Конституция РФ.
• Закон об образовании.
• ФГОС ООО.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Делопроизводственная документация:
• Устав образовательной организации.
• План учебно-воспитательной работы образовательной организации.
• Методические разработки по региональной истории.
3. Официальный сайт ООО «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/
Методы исследования: анализ научно-исторической, психолого-педагогической и методической литературы; сравнительный анализ моделей изучения региональной (национальной) истории в субъектах РФ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение; анкетирование учителей и учащихся; моделирование; педагогический эксперимент и опытное преподавание.
Структура работы. Курсовая работ состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИРБИТА ДО 1917 г.
1.1 История основания и развития Ирбита до 1870 г.
Город Ирбит расположен в 204 км от Екатеринбурга на правом берегу р. Ницы при впадении в нее р. Ирбит. До сих пор не существует единой точки зрения на происхождение названия города. Большинство исследователей сходятся в одном – в основе названия лежат тюркские корни . Так или иначе в документах, начиная с XVII века фигурируют и слобода Ирбит и река Ирбит.
Русская колонизация края началась с конца XVI века . В 1595 году посадский человек Артемий Бабинов открыл новый путь в Сибирь через Уральские горы, он более южный, полностью сухопутный, значительно сокративший дорогу от Соликамска до верховьев Туры и Тобольска. Так начиналась эпоха расцвета Ирбита . На ближайшие двести лет это определило основной вектор развития города.
К началу XVII века Ирбитская слобода была обычным зауральским селением. Большим подспорьем для развития слободы было ее расположение в центре населенной сельскохозяйственной полосы, вокруг нее расположились Невьянская, Усть-Ирбитская, Белослудская, Киргинская, Ницинская-Ощепковская, Чубаровская, Краснослободская, Усть-Ницинская слободы . Кроме того, в Рудановской слободе уже начал работу первый на Урале железоделательный завод. Однако самым важным фактором для развития Ирбита было его расположение на древнейшем караванном пути из Казани в Тюмень . Несколько позднее через Ирбитскую слободу прошел Слободской путь между крупнейшими на тот момент сибирскими городами Верхотурьем и Тобольском. Это и сыграло важнейшую роль в дальнейшей истории Ирбита, поскольку Слободской путь – это одна из главных на тот момент дорог из европейской части России в Сибирь. Помимо сухопутного пути большое значение играли реки. Река Ница в XVII веке была судоходной, по ней шли в сибирские слободы и остроги различные грузы, но главными из них были зерно и железо .
Вопрос о дате основания Ирбитской слободы до сих пор остается открытым, однако большинство относит ее появление к концу 1631 – средине 1632 года . Основную массу населения составили крестьяне, которые подразделялись на пашенных и оброчных. Пашенные были заняты обработкой государственной земли. Оброчные получали в пользование земельный надел, с которого должны выплачивать в качестве налога оброк, который чаще всего вносился зерном. С течением времени практически все крестьяне Ирбитской слободы получили статус оброчных, по крайней мере крестьянская книга 1639-1640 годов пашенных крестьян в Ирбитской слободе не упоминает . Ю.В. Коновалов, провел сословный анализ населения Ирбитской слободы в средине – второй половине XVII века. Согласно его наблюдениям, первые четыре года после основания слободы новых поселенцев в ней не появлялось, постоянный приток в слободу новых жителей стал наблюдаться только после 1635 года. Исследователь связывает этот факт с тяжелыми условиями земледелия в районе и переводом слободских крестьян на оброк . Распределение крестьян по деревням впервые встречается в переписи 1659 года . Однако не следует думать, что до этого времени деревень не существовало, они были, но были мало населены и деление крестьян по ним не имело смысла.
Данные о землепользовании в Ирбитской слободе вполне соответствуют выводам, сделанным на материале всей Сибири: наиболее распространенным способом получения земли в регионе было закрепление «приисканного» участка у воеводской администрации при условии его незанятости. Однако властями признавалось и захватное право, когда основанием служил сам факт приоритета в обработке земли. Землевладение здесь было подворно-наследственным, крестьяне обладали правом свободного отчуждения земель. Однако коллективное владение землей также имело место: на отдельные угодья и в рамках т. н. «вповала» (т. е. как результат коллективного освоения участка) . И далее В.Е. Борисов отмечает: «Судя по записям в именных книгах, и в Ирбитской слободе «земельные сообщества» были распространены. Однако трудно сказать, насколько они были вызваны необходимостью расчистки территории: в лесостепной зоне потребность в этом вряд ли была велика. Возможно, речь шла- просто о кооперации, когда в семьях не было взрослых сыновей. Так или иначе, указанные объединения довольно быстро распадались» .
В 1662–1664 годах многие слободы Верхотурского уезда, куда входила и Ирбитская слобода, подверглись башкирским набегам. Это привело к некоторому оттоку населения и приостановило развитие слободы . В фондах Тобольского государственного историко-архитектурного музея заповедника сохранилась перепись Ирбитской слободы 1666 года. В ней указано 127 крестьянских дворов, к 1680 году их количество увеличилось до 220 .
Несколько меньше, чем крестьян в слободе проживало беломестных казаков, их появление обычно относят к 1630-м годам . В их основную задачу входила охрана осваиваемых земель, за эту службу казаки освобождались от уплаты податей. Количество казаков в слободах не было постоянным, оно менялось в зависимости от текущего момента.
В Ирбитской слободе беломестные казаки появились, по всей видимости, в сентябре 1645 года. Тогда в слободе поставили острог . Количество казаков в слободе было не значительным. Ю.В. Коновалов, проводивший анализ окладных книг, приводит такие цифры: в 1645-1661 годах – 7 дворов, к 1666 году – 17 дворов .
Среди ремесленников слободы, которые проживали в центральном поселении документы упоминают дьячка, который ведал делопроизводством, мельника, кузнеца, пушкаря, а также священно- и церковнослужителей . Поскольку Ирбитская слобода сформировалась на торговом пути, то существенную роль в ее жизни играли ямщики. Так, в переписи 1682 года упоминается 10 ямщиков . Несколько слов необходимо сказать о священно- и церковнослужителях. Уже к 1640 году в Ирбитской слободе действовала церковь Богоявления с приделом Флора и Лавра. Около 1645 года был полностью сформирован клир этой церкви: священник, дьячек, пономарь, трапезник и просвирня. Судя по данным документов, в Ирбитской слободе была использована распространенная практика того времени, когда крестьяне самостоятельно избирали себе священника и причт . Служители церкви не получали содержания от казны. Кроме того, как отметил В.Е. Борисов, в XVII-XVIII веках существовала практика передачи священнических мест в приходе по наследству. В конце XVII века в слободе действовало несколько часовен .
Удачное географическое положение Ирбитской слободы на достаточно безопасном пути из России в Сибирь, местное богатство пушниной положили начало Ирбитской ярмарке. Уже в 1643 году царь Михаил Федорович особым указом утвердил ее существование . Она проводилась ежегодно с 25 января по 1 марта и была привязана к празднику Богоявления. Во время ярмарки население Ирбита увеличивалось в 10-15 раз. Гостиный двор был построен в 1686 году товары шли в Ирбит по двум направлениям. По Верхотурскому тракту ехали западноевропейские купцы, прибывавшие морем в Архангельск. По Тюменскому тракту поступали рыба, кедровые орехи, меха, восточные сладости и т.п.
В XVIII веке Ирбитская слобода получает статус уездного города на основании именного указа Екатерины II «Об учреждении в Ирбитской слободе города и об открытии в нем воеводского правления и магистрата под апелляцией Тобольской губернии» . Ирбит получил статус города благодаря своим жителям, которые не просто не поддержали восставших под предводительством Емельяна Пугачева, что, как следует из указа, сделали многие их соседи, а с оружием в руках противостояли восставшим. На основании этого указа все жители слободы были приписаны к мещанскому сословию. Также указ предписывал открыть в Ирбите городскую школу, на что было выдано ассигнование в размере 3 000 руб. Обучать в школе должны были Закону Божьему, чтению, письму, арифметике, а также ведению купеческих счетов и книг. Школа была открыта осенью 1775 года, при ней были организованы учебная и городская библиотеки . Так же согласно указу, жители Ирбита получили разрешение вести торговлю в собственных домах, иметь постоялые дворы и лавки для продажи съестных продуктов.
22 января 1776 года на основании доклада герольдмейстера князя Щербатова был утвержден герб города Ирбита . Приводится в указе и описание герба: «Прямо стоящий щит, разделённый поперек надвое, в верхней части в серебряном поле голубой Андреевский крест, показующий непоколебимую верность жителей города Ирбита Ея Императорскому Величеству; в нижней части в красном поле положенные на крест сабля и Меркурьев жезл золотые, означающие, первое, поражение сим оружием злодеев, а второе упражнение в торговле жителей сего места».
21 апреля 1785 года Екатерина II подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи» , которая ныне больше известна как «Жалованная грамота городам». Основные положения этого документа действовали в империи до принятия в 1870 году Городового положения. Согласно «Грамоте» начала свою деятельность Городская дума, а первым городским головой стал купец Иван Калмаков . Появляются в городе и первые купцы, приобретшие свидетельства 2-й и 3-й гильдии .
В XVIII веке Ирбит вырос. Городской голова Иван Бренцов донес в Городскую думу, что в городе на 31 декабря 1796 года проживали «1 купец 2-ой гильдии, 115 купцов 3-й гильдии с семьями (учитывались только лица мужского пола) и 574 мещанские семьи; мещан и посадских людей: 555 мужчин и 686 женщин» .
Строятся в городе и каменные храмы. Так, в 1765 году вместо старой деревянной Богоявленской церкви на правом берегу р. Ирбит был заложен каменный храм во имя Богоявления Господня. На втором этаже храма было два придела – во имя св. пророка Илии и во имя св. мучеников Флора и Лавра. Между приделами возвели каменную колокольню. Строительство храма велось на средства прихожан .
Набирала обороты и Ирбитская ярмарка. Сохранилось ее описание 1734 года, составленное академиком Иоганном Георгом Гмелиным: «…Улицы до такой степени полны народом, ло¬шадьми, санями и всякого рода товарами, что едва можно проехать… Здесь были греки, евреи, бухар¬цы… Всякий привез с собою товар своей земли и про¬вёз через Архангельск: вино, французскую водку и прочее, бухарцы – изделия из золота, серебра, а рус¬ские – серебро, добытое из старинных могил… Была также казённая лавка с медной посудой, привезён¬ной и из Екатеринбурга… На улицах продавали ма¬ленькие пирожки: везде слышны были крик, шум, пе¬ребранка, местами вокруг костров сидели кучки ни-щих… За деньги всё можно было иметь на ярмарке» .
Х. Зияев на основании анализа отрывочных данных из тобольских и татарских таможенных книг XVIII века попытался охарактеризовать торговые связи Ирбита и объем товарооборота ярмарки. Он пришел к следующим выводам. Бухарские, среднеазиатские, туркестанские и китайские купцы привозили на ярмарку разного рода ткани, верблюжью шерсть, мерлушки, кошмы и войлоки . Среднеазиатские товары либо продавались, либо обменивались на русские товары. В некоторых случаях их могли отдавать в кредит. Бухарские и ташкентские купцы не просто ежегодно принимали участие в самой ярмарке, они были участниками съездов ярмарки, на которых решались все организационные вопросы, в том числе обсуждался ассортимент товаров .
Конец XVIII века связан с драматическими станицами в истории Ирбита. 24 апреля 1790 года в городе случился большой пожар, в котором были уничтожены Гостиный двор, множество торговых лавок и жилых домов. В какой-то момент встал вопрос о дальнейшем существовании Ирбитской ярмарки, ведь конкурентов было много – Екатеринбург, Тюмень, Шадринск . Однако Городская дума оперативно занялась возведением нового Гостиного двора. Большую помощь оказал и указ Екатерины II от 26 марта 1790 года «О построении в городе Ирбите гостиного двора и об исключении его из оброчных статей» . Деревянный гостиный двор возвели спешно на 410 лавок. Ярмарка состоялась. Строительство же каменного гостиного двора началось 12 лет спустя. С 1794 года в городе были разрешены еженедельные торговые дни по субботам. Торговые обороты возрастали.
В первой половине XIX в. большинство жителей города составляли купцы и мещане. Согласно данным «Городовой обывательской шестичастной книги», к концу 1820-х гг. в Ирбите значилось шесть купеческих семейств (Доновы, Кузнецовы, Масловы, Рудаковы, Шальковы и Ячменевы) и все они принадлежали к 3-й гильдии . По мнению Е.Ю. Лебеденко, такое малое количество купеческих семейств в городе было связано с высокими ценами на гильдейские свидетельства , которая на 1824 год составляла 220 руб. Поэтому многие предпочитали приобретать свидетельства «торгующего мещанина», которые стоили на порядок дешевле . При этом, вести торговлю они могли как в лавках, находящихся в собственном доме, так и в Гостином дворе. Согласно данным Окладной книги на 1824 год в Ирбите значилось 21 семейство «торгующих мещан», которые торговали «разным товаром», съестными припасами без покупки патента, вели мелочную торговлю .
Самой многочисленной категорией населения указаны «посадские мещане», которые никакого промысла не имели. Е.Ю. Лебеденко предполагает, что основным источником их дохода была сдача в аренду на время ярмарки лавок и жилых помещений . Именно им принадлежало около 60% домовладений в городе.
Помимо торговли посадские мещане занимались ремеслом. Значительное количество ремесленников было связано со строительством, остальные были заняты чеботарным промыслом, а также синельным, кожевенным, портновским, медным, серебряным, мыловаренным и живописным.
В 1821 году был утвержден генеральный план застройки Ирбита. В его основе лежала лучевая система. Центром города стала ярмарочная площадь. Надо отметить, что строительство в городе велось исходя исключительно из запросов ярмарки. Здания строились в два этажа – первые предназначались под склады, вторые – под жилые помещения. К 1841 году были выстроены здания для размещения присутственных мест и казначейства. Закончили и строительство тюремного замка на месте старой церкви.
В 1845 году в городе появился первый деревянный театр. Премьерным спектаклем в котором стала постановка комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» . Следует, однако, отметить, что первые письменные упоминания о театральных представлениях в Ирбите относятся к 1800 году. Когда городничий Хвощинский писал: «Для представления театров приезжают из разных городов сюда во время ярмарки» .
В 1846 году было окончено строительство церкви во имя Сретения Господня . В 1862 году было начато строительство еще одного ирбитского храма – во имя Воскресения Господня. Место для его строительства было определено по плану Ирбита 1836 года. В 1851 году на строительство было поучено разрешение Св. Синода и начался сбор средств. Окончить строительство удалось только к 1875 году .
В 1820 году в Ирбите было открыто уездное училище. В 1853 году оно было преобразовано в трехклассное уездное училище. При нем была открыта библиотека, которая быстро приобрела статус публичной. С 1835 года действовало приходское училище, преобразованное из приготовильного класса уездного. В 1851 году при приходском училище было открыто отделение для девочек, занятия в котором проводились в послеобеденное время. С 1859 года стало действовать самостоятельное женское приходское училище. Кроме того, к 1861 году в Ирбитском уезде было открыто 7 приходских училищ для государственных крестьян. В конце 50-х годов XIX века в селах и де¬ревнях стали появлять¬ся безмездные учили¬ща. Они находились в ведении духовного ве¬домства. Детей в этих училищах обучали гра¬моте тоже священни¬ки, диаконы, дьячки, девочек – их жены и родственницы .
Таким образом, Ирбитская слобода возникает в начале 1630-х годов. Ее весьма удачное расположение на крупном торговом пути из европейской России в Сибирь с самого начала определило слободу местом ярмарочной торговли. Первое упоминание об Ирбитской ярмарке в источниках относиться в 1643 году. Ярмарка определила дальнейшее развитие слободы на последующие двести лет. В 1770-х годах жители Ирбита во время пугачевского бунта активно способствовали поддержке правительственных войск. Это принесло свои плоды – в 1775 году Ирбит получает статус уездного города, в нем открывается начальное училище, городские жители приписываются в мещанское сословие и получают право торговли. В XVIII веке ирбитская ярмарка процветает, однако пожар 1790 года чуть не уничтожил ее. Тем не менее, с последствиями пожара удалось справиться уже к началу ярмарки 1791 года. Начало и первая половина XIX века для Ирбита стали временем активного строительства города. В Ирбите открываются учебные заведения, начинает действовать первый театр, строятся новые каменные храмы.
Фрагмент для ознакомления 3
Источники
1. Журнал VIII очередного Ирбитского земского собрания за 1878 г. Ирбит, 1879.
2. Журналы II очередного Ирбитского уездного земского собрания и доклады Ирбитской земской управы с приложением на 1871 г. Ирбит, 1876.
3. Журналы XLI очередного Ирбитского уездного земского собрания 1911 года. Ирбит, 1911. Ирбитский ярмарочный листок. 1863. № 1.
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 10.02.2023).
5. Конституция Российской Федерации. Ст. 26. Ч. 2. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (10.02.2023 ).
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А., М., 2009.
7. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации / Сост. Л. Н. Буйлова. М., 2014.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. T. XXII. Ст. 16187.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. T. XXIII. Ст. 16954.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. T. XXXIX. Ст. 30115.
11. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. T. XXXX. Ст. 30468.
12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. T. ХХ. Ст. 14243.
13. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. T. ХХ. Ст. 14426.
14. Полное собрание законов Российской империи. Собр. II, T. XXXIX. Ст. 40457.
15. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (10.02.2023 ).
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (10.02.2023).
17. Шли в Ирбит караваны // Восход. 1989. 20 мая. С. 2.
Литература
18. Антропов И. Я. Были Ирбита. Ирбит, 1992.
19. Борисов В. Е. Ирбитская слобода в XVII в.: социальная структура и повседневные отношения в локальном сообществе : дисс. …канд. ист. наук. [На правах рукописи]. М., 2010.
20. Будаева М. М. Дидактические основы изучения гуманитарных дисциплин в системе национально-регионального образования (на материалах республики Бурятия). Автореферат кан. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. М., 2002.
21. Вершинин Е. В. Беломестные казаки Зауралья в XVII в. // Казаки Урала и Сибири в XVII–XX вв. Екатеринбург, 1993. С. 52-58.
22. Вершинин Е. В. Ирбитская слобода в XVII веке // Ирбитская ярмарка. Екатеринбург, 2003.
23. Викторова В. Ирбитский край в древности // Веси. 2004. № 3. С. 7–10.
24. Герштейн Я. Л. Край наш ирбитский: краеведческие очерки. Екатеринбург, 1997.
25. Герштейн, Я. Л. Судьба памятника Екатерины II в Ирбите // На земле Ирбитской. Ирбит, 2008. С. 55–62.
26. Гибатдинов М. М. Становление и развитие истории Татарского народа и Татарстана (XIX–XX вв.) дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Казань, 2003.
27. Гмелин И. Г. Путешествие в Сибирь / Отв. ред. Е. В. Смирнов; пер. с нем. Д. Ф. Криворучко. Соликамск, 2012.
28. Голикова С. В. Детская смертность в Пермской губернии (вторая половина XIX – начало XX вв.): источниковедческий методический аспекты. Екатеринбург, 2012.
29. Дмитриев А. В. Ирбитская ярмарка (1801–1917). Екатеринбург, 2004.
30. Еремин А. С. Земская школа Ирбитского уезда // Ирбитский край в истории России. Екатеринбург, 2000.
31. Зияев Х. Торговля через Ирбитскую ярмарку // Зияев Х. Экономические связи Средней Азии с Сибирью в XVI–XIX вв. URL: https://statehistory.ru/books/17/Ziyaev-KH-Z-_Ekonomicheskie-svyazi-Sredney-Azii-s-Sibiryu-v-XVI---XIX-vv-/7 (дата обращения: 10.02.2023).
32. Ирбит торговый: вехи истории. Сборник документов / Сост. Е.С. Тихонова, И.В. Субботина, Е.М. Колесниченко. Ирбит: Издание, 2021.
33. История Ирбитской ярмарки // Сретенский вестник. 2011. № 8.
34. Карданова М. М. Национально-региональный компонент в историческом образовании Кабардино-Балкарии (2 пол. 80–х – 90–е гг. XX века) : дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Владикавказ, 2002.
35. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории: краеведение. М., 1975.
36. Коновалов Ю. В. Формирование населения Ирбитской слободы в первые пятьдесят лет существования (1632–1682) // Ирбит и Ирбитский край. Очерки истории и культуры. Екатеринбург, 2006.
37. Культурная жизнь в период Ирбитской ярмарки. URL: http://biblio-irbit.ru.
38. Кучурин В. В. Организация внеурочной деятельности в школе / Кучурин В. В., Рогозина Т. В., Фирсова Н. В. Учебно-методическое пособие. СПб., 2016.
39. Лебеденко Е. Ю. Купцы и мещане Ирбита в средине 20–х гг. XIX в. (по материалам обывательской книги) // Грибушинские чтения–2011. На стыке традиций, эпох, континентов. Кунгур, 2011. С. 140-152.
40. Матвеев А. К. Географическая названия Урала. Свердловск, 1987.
41. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2108 «История». М., 1987.
42. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
43. Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М., 2000.
44. Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 3. М., 2005.
45. Молокотин О. От торжка до ярмарки // «Восход», 2011. 6 авг.
46. На ирбитских подмостках / В. К. Аникин, Ю. К. Матафонова. Екатеринбург, 2011.
47. Островкин Д. Л. Особенности организации и деятельности земской медицины в Ирбитском уезде Пермской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв. // Современный учебник по истории: теоретико-методологические, содержательные и методические аспекты. Ежегодник. XVIII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2014 Часть I. С. 182-190.
48. Островкин Д. Л. Становление земской медицины в Ирбитском уезде (1870–1881 гг.) // Шаг в историческую науку. Вып. 11 Екатеринбург, 2011. С. 78-81.
49. Петряева Е. Ю. Методические пути и средства реализации национально-регионального компонента исторического образования в основной школе: на примере Бурятии. Автореф… канд. пед. наук. М., 2005.
50. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: [Исторический очерк]. Екатеринбург, 1902.
51. Родин А. Ф. Экскурсионная работа по истории. М., 1974.
52. Сейненский А. Е. Родной край: Страницы истории: В помощь педагогу-краеведу. М., 1994.
53. Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: каким он видеться на местах? // Преподавание истории в школе. 2002. №3. С.34–42.
54. Черноухов Э. А. Народное образование в Ирбитском уезде в доземский период // Ирбитский край в истории России. Екатеринбург, 2000. С. 155 – 159.
55. Шехарев Н. И. Систематический свод постановлений Ирбитского уездного земства и кратки е сведения о его деятельности за пять трехлетий: 1870-1884. Ирбит, 1885.
56. Шишонко В. Описание начальных народных училищ в уездах: Екатеринбургском, Ирбитском, Шадринском и Камышловском Екатеринбургского района Пермской губернии. Екатеринбург, 1878.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней