Фрагмент для ознакомления
2
Владение навыками письменной речи является одним из необходимых условий процесса становления и дальнейшего формирования духовно-нравственной составляющей личности ученика младших классов. Процесс воспитания многогранной и всесторонне развитой личности младшего школьника невозможен без правильного становления и совершенствования речи. При этом могут быть использованы различные подходы. В рамках данного исследования рассмотрим особенности применения опорных карточек для развития навыков письменной речи младших школьников в таком виде деятельности, как сочинение по репродукции картины.
Актуальность исследования. Одной из приоритетных и актуальных задач этапа обучения в начальных классах является всевозможное развитие связной речи у младших школьников, повышающее их культуру речевого общения. На данном этапе становления речевого компонента педагогу необходимо помогать своим ученикам: стремиться помочь осмыслить всевозможные требования к вопросам становления речи, стараться научить и найти индивидуальный подход к каждому ребенку в развитии стремления к правильной формулировке мыслей, помочь в становлении правильности, точности, разнообразии, выразительности высказываний.
Творческая работа младших школьников над сочинением-описанием по картине может послужить мощной основополагающей базой для развития связной устной и письменной речи у детей, в результате чего у них начинается формирование вкуса к художественному творчеству, расширяется кругозор, восприятие мира под другим углом, начинают происходить процессы становления жизненных приоритетов и позиций. Культура речи представляет собой совокупность всесторонних навыков и накопленных знаний каждой отдельной личности, способная обеспечить целенаправленный и уместный способ применения языковых средств в целях разностороннего общения. Культура языка может показать степень развития и своеобразия лексических форм, всевозможную отточенность семантического ряда, разнообразие интонации человека в процессе разговора.
Проблема исследования – как обеспечить интенсификацию формирования письменной речи учащихся при работе над сочинением-описанием по картине в условиях недостаточности учебного времени и снижения мотивации к учению под влиянием цифровых средств развлечения.
Объект исследования: процесс формирования и развития навыков письменной речи младших школьников в ходе работы над сочинением по картине.
Предмет исследования: формирвоание умений у младших школьников писать сочинение по репродукции картины.
Цель исследования: разработать проект, направленный на повышение эффективности обучения младших школьников сочинению по репродукции картины.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к работе обучающихся над сочинением-описанием по картине.
3. Разработать проект по повышению эффективности использования опорных карточек при обучении написанию сочинения по репродукции картины.
4. Разработать методические рекомендации по использованию разработанного проекта на практике.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка в работе по написанию сочинений по картине будут использованы опорные карточки с заданиями, направленные для развития умения определять границы предложений, использовать средства выразительности речи, для усвоения особенностей использования отдельных частей речи письменной речи, для формирования грамматико-орфографических умений, для совершенствования умений анализировать картину, видеть основную идею автора, то формирование письменной речи обучающихся будет более успешным в сравнении обучением в рамках существующих УМК.
Методы исследования: анализ методической, лингвистической и научной литературы, сравнение данных констатирующего и контрольного эксперимента, обобщение экспериментальных данных через перевод натуральных единиц в качественные уровни, формирующий педагогический эксперимент в области развития письменной речи.
Структура исследования: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
1. Теоретические основы сочинения по репродукции картины как формы работы с детьми младшего школьного возраста
1.1. Сущность и особенности сочинения по картине
Одним из приоритетных направлений процесса обучения младших школьников является развитие связной (устной и письменной) речи обучающихся. Таким образом, одним из самых эффективных приемов и способов решения данной задачи принадлежит практической работе учеников над сочинениями-описаниями.
Сочинение представляет собой форму письменной индивидуальной работы, которая включает в себя всестороннюю передачу учеником своих мыслей, умозаключений, разного рода переживаний.
Работа над сочинением предполагает работу над совершенствованием монологической речи учеников, а также ориентирована на всестороннее пополнение опыта детей в рамках их речевой деятельности. [5]
Младшие школьники предпочитают различные упражнения и задания, подключающие воображение, возможность сочинять. Задание должно быть практическим, интересным, а главное соответствовать целям обучения. [8] Как вид обучающего упражнения, сочинение способствует личностному самовыражению младшего школьника и позволяют научить его высказывать собственные мысли не только устно, но и письменно в соответствии с требованиями, регламентирующими действующую программу обучения. Помимо этого, за счет написания сочинений-описаний расширяется лексический запас ребенка, повышается грамотность учащихся. [5] Сочинению принадлежит функция, включающая в себя воспитывающее и обучающее средство. Сочинения позволяют учить младших школьников процессу осмысления и оценке различных жизненных ситуаций, позволяют развивать наблюдательность, производить анализ поступков, учат делать соответствующие выводы, дисциплинируют мысли, позволяют их делать более чёткими и точными.
Сочинение позволяет развивать устную и письменную связную речь младших школьников, в результате у детей появляется способность к формированию художественного вкуса, начинает расширяться кругозор, прослеживаются процессы становления жизненных ориентиров и необходимых позиций.
Дети начинают владеть своим родным языком посредством речевой деятельности через процессы восприятия речи и говорения, поэтому приобретает особую актуальность создание необходимых условий для процесса речевой деятельности младших школьников, для всестороннего общения, а также для процесса выражения собственных мыслей. В процессе написания сочинения возникают процессы, которые способствую у младших школьников развитию творческих способностей. Эта категория работы может определить, на каком уровне находится речь младшего школьника. Но в свою очередь для школьника данная трудовая деятельность это сложный процесс, так как школьник старается воплотить в жизнь свой индивидуальный и оригинальный текст, старается произвести упорядочение собственных мыслей для создания описания.
Таким образом, в каждой школе сталкиваясь с проблемами познания и изучения русского языка у младших школьников, можно заметить, какое на самом деле значение придает школьная программа процессу развития речи младших школьников.
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД): т.е. умение принимать участие в процессе диалога на уроке, что касается и жизненных ситуаций, также наличие умений отстаивать свою точку зрения на происходящие события и поступки, возможность и умение переносить в письменную форму свои мысли, умение производить выполнение функций и разных ролей в групповой деятельности, наличие умений работать в паре. В педагогической науке и практике ведется активный процесс поиска нестандартных форм, приемов и способов обучения, в том числе и творческих способностей обучающихся. [9] Но прежде всего, на первый план выдвигается необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, которая формирует базу знаний, умений и навыков, с творческой деятельностью, развивающая индивидуальные способности учащихся. [11]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акушева Н.Г., Лойк М.Б., Скороделова Л.А. Развитие речи младших школьников на основе идей К.Д. Ушинского // Мастерство педагога: от вопросов к решениям. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – С. 27-28.
2. Андрианова Е.Н. К проблеме развития связной речи младших школьников // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. - №4 (68). – С. 113-117.
3. Булгакова В.М. Роль изобразительного искусства в развитии школьника // Вестник научных конференций. – 2019. - №3-3 (43). – С. 40-42
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Академия, 2011. – 340 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития. - М.: Юрайт, 2018. - 302 с. 62
6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. – 2009. - №3. - С. 165- 261.
7. Ивкина Т.В., Савушкина Е.В. Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности в развитии ребенка // Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве. - Москва: РАО Институт психолого-педагогических проблем детства РАО Московский педагогический государственный университет, 2013. - С. 102-106.
8. Калинина Л.В. Развитие связной речи у младших школьников // Начальная школа. – 2017. - №7. – С. 64-68.
9. Комарова Т.С. Развитие речи на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности // Ребёнок в детском саду. – 2007. - №2. – С. 22 - 24.
10. Коноваленко О.В., Саган Е.М. Развитие речи младших школьников // Начальная школа. – 2019. - №4. – С. 40-43.
11. Константинова С.А. Виды работ с демонстрационными картинками на уроках развития речи // Начальная школа. – 2020. – №1. – С. 13- 16.
12. Крылова О.Ю. Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства // Начальная школа. – 2007. - №3. – С. 12-16.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005. – 304 с.
14. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. - М.: Просвещение. - 2007. - 405 с.
15. Милоградова Е.Г. Методика овладения средствами художественной выразительности через переживание смысла произведения изобразительного искусства на занятиях с младшими школьниками // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №3. – С. 151.
16. Нишонова Х.У. Система развития устной и письменной речи учащихся начальных классов // Мировая наука. – 2020. - №4 (37). – С. 379-382.
17. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.
18. Плохих Е.Д. Понятие и характеристика речи как психического процесса // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. – Армянск: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2017. – С. 85-89.
19. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
20. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. – СПб: Питер, 2014. – 720 с.
21. Семина Е.Д. Влияние изобразительного искусства на речь и письмо младшего школьника // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. – 2018. – №1 (13). – С. 82-85.