Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей человека, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность в данном случае не является исключением. В современной образовательной среде значимость умения учиться является ведущей образовательной целью. Это регламентировано федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) каждой образовательной ступени, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом.
Глава 1. Теоретические основы формирования личностных образовательных результатов в процессе обучения чтению на уроках английского языка в основной школе
1.1. Содержательная характеристика личностных образовательных результатов в процессе обучения
В современной образовательной среде происходит достаточно много изменений. Учебно – воспитательный процесс регламентируют требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из его образовательной ступени, начиная, от дошкольных образовательных организацией и заканчивая вузами. В основной школе регламент устанавливает ФГОС основного общего образования (ООО). В основе ФГОС лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход. В отличие от традиционной образовательной модели, где требованием образовательного результата являлись знания, умения и навыки (ЗУН) [8].
В системно – деятельностном подходе существует три группы конечного образовательного результата, которые подлежат контролю и диагностике, в частности:
1. Предметные.
2. Метапредметные.
3. Личностные.
Формирование ЗУН можно отнести непосредственно к предметному результату по любой учебной дисциплине, хотя очевидно, что все эти три группы образовательных результатов взаимосвязаны между собой. К метапредметным результатам относят сформированные универсальные учебные действия (УУД) трёх групп:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
И наконец, под личностными образовательными результатами понимают ценностно-смысловую ориентацию школьников, где речь идёт о знании моральных норм, умениях соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения и др.
Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений школьников к себе и другим участникам образовательного процесса. Это отношение субъекта к самому образовательному процессу и его результатам, которое проявляется в личностной позиции, личностных смыслах и личностных установках. В различных методиках можно часто увидеть формулировку личностные УУД, что в целом не противоречит общему содержанию. Любые УУД - это базовые элементы умения учиться. Это совокупность способов личных действий ученика и навыков его учебной работы, которые обеспечивают субъекту возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Если речь идёт о личностных УУД, чаще всего здесь подразумевают вопросы личностного самоопределения и смыслообразования. Формирование личностных образовательных результатов позволяет сделать учение школьников осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [2].
Личностные действия субъекта направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Это позволяет школьнику ориентироваться в нравственных нормах и правилах, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении общества и социума. В целом можно говорить о том, что личностные образовательные результаты представляют собой готовность и способность школьников к саморазвитию и личностному самоопределению. Речь при этом также идёт об устойчивой учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности.
Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга. Они представляют собой триединую задачу современной образовательной среды. Основной акцент в учебно – воспитательном процессе лежит сегодня на развитии всевозможных коммуникаций. Сегодня в школе детей учат не только содержательным аспектам различных учебных дисциплин. Их учат общаться со сверстниками, умению анализировать свои слова и поступки, развивать логику и умение грамотно выражать свои мысли. Всё это относится к формированию УУД, но при этом всегда учитываются личностные возможности и ресурсы каждого субъекта. В широком значении понятие УУД означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
1.2. Возможности формирования личностных образовательных результатов в процессе обучения чтению на уроках английского языка в основной школе
Чтение как вид речевой деятельности, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность субъекта. Она складывается из восприятия и понимания текста и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания. Под содержанием в данном случае понимают информацию, включенную в текст.
Согласно требованиям ФГОС ООО, одной из главных целей при обучении иностранному языку является способность ученика к саморазвитию, самопознанию и самоконтролю. При выполнении любого вида деятельности школьник должен уметь самостоятельно ставить учебные цели и находить пути их реализации. Он должен сам следить за своими учебными достижениями и правильно уметь их оценивать. Этот процесс можно обозначить как контроль своего собственного процесса обучения. Это и будет аспект личностного образовательного результата как сформированное личностное УУД в рамках реализации английского языка как учебного предмета [27].
В рамках современной школы ученик является не объектом, а субъектом образовательного процесса. Он сам организует свою учебную деятельность, выстраивает наиболее подходящую ему систему получения знаний, планирует получение результата в ходе обучения и оценивает проделанную работу. Личностные УУД предполагают, что школьник основной школы умеет осмысленно расставлять приоритеты в собственном обучении.
Перед учителем английского языка стоит важная задача – создать необходимые условия для формирования у школьника УУД в целом и личностных УУД, в частности. При изучении английского языка ученики знакомятся не только с новым языком. Они знакомятся с новой культурой и новыми традициями. Ученики погружаются в новую языковую среду. Учитель при этом формирует личность, способную к межкультурной коммуникации. В ходе обучения ученик начинает идентифицировать себя как самостоятельную личность, поскольку взаимодействует не только с учителем, но и со сверстниками. То же самое происходит и на уроке иностранного языка. Он начинает осознавать важность выполнения всех предлагаемых заданий во время обучения, поскольку появляется интерес к другому языку и другой культуре. Ученик начинает сравнивать свой родной язык и свою культуру, с иностранным языком и носителем новой для него культуры.
В данном случае можно говорить о том, что у школьника постепенно формируется нравственно-этическое оценивание, которое позволяет ему применить накопленные знания и опыт в ходе процесса обучения иному языку. В настоящее время учителя накопили достаточное количество техник и методик, которые позволяют им формировать личностный образовательный результат в процессе обучения английскому языку. Наиболее часто для успешного формирования личностных универсальных действий школьников педагоги используют выполнение проектов или исследовательских работ, поскольку дети, как правило, такие работы выполняют единолично. Это развивает у учеников желание участвовать в творческом процессе. Школьники самостоятельно работают с текстами различной степени сложности и при этом формируют своё личное субъективное мнение.
У каждого педагога в личном арсенале имеется большой запас всевозможных упражнений, которые предусматривают чтение, аудирование, заполнение таблиц и др. Если в ходе работы у ребёнка не возникало особого рода затруднений, и учитель всегда держал на контроле все его учебные действия, то в этом случае у школьника сохранилась устойчивая учебная мотивация. Она позволяет ученику ставить перед собой следующие цели и задачи. Чем чаще школьники работают в группах, и в парах, тем лучше у них формируется коммуникативная компетентность. Дети взаимодействуют друг с другом и отрабатывают новые умения и навыки, которые носят личностный характер. Общение учеников помогает им развивать навыки коммуникации. они работают над проектами о себе, своих планах, о своей семье, увлечениях и др. школьникам нравится работать с личным портфолио, где они имеют возможность наблюдать за своими личными успехами и достижениями.
Все эти процессы позволяют развивать у учеников чувство самосознания и идентификации себя как уникальной личности. Если при этом присутствует ситуация успеха, то в этом случае ученики стремятся к реализации новых и более сложных целей. Чем больше читает ученик на английском языке, тем лучше он понимает смысл прочитанного текста. Тематика текстов может быть чрезвычайно разнообразной и различной степени сложности. Учитель не должен забывать о личностно ориентированном подходе в процессе обучения английскому языку.
Глава 2. Методические аспекты формирования личностных образовательных результатов в процессе обучения чтению на уроках английского языка в основной школе
2.1 Анализ воспитательного потенциала текстов для чтения по УМК «Forward» для 8 класса
Чтобы определить воспитательный и развивающий потенциал текстов для чтения, можно проанализировать УМК «Forward» для 8 класса. Данный УМК учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые представлены в ФГОС ООО и с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В УМК учтены элементы содержания, представленные в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку. В помощь к УМК разработаны электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
- электронная форма учебника «Английский язык. Forward» для 8 класса;
- информационно-образовательная среда «Российская электронная школа»;
-информационно-образовательная среда «Московская электронная школа»;
- интерактивная рабочая тетрадь Skysmart;
- цифровой образовательный ресурс Якласс;
-интерактивная образовательная платформа UCHi.RU.
Обязательными учебными материалами к учебнику являются материалы учебника «Английский язык» для 8 класса. Учебник для общеобразовательных организаций, авторов М.В.Вербицкой, С.Маккинли, Б.Хастингс и др. учебник издан под редакцией М.В. Вербицкой, издательским центром ВЕНТАНА-ГРАФ и АО издательства «Просвещение» (Forward).
2.2. Методические рекомендации для формирования личностных образовательных результатов в процессе обучения чтению на уроках английского языка в основной школе
Развитые личностные образовательные результаты в процессе обучения чтению на уроках английского языка в основной школе дают предпосылку успешной социализации школьников. Все эти процессы превращают школьника в активного и мотивированного исследователя и делают его истинным субъектом познавательной деятельности. Автономность школьника способствует реализации идеи «образование через всю жизнь».
Методисты рекомендуют всем педагогам практикам использовать портфолио школьника при обучении иностранному языку. Эта методика является достаточно распространённой, но практически все специалисты отмечают, что сегодня практика выполнения портфолио практически полностью сведена к накоплению учениками сертификатов и благодарственных писем, что не отвечает требованиям конечного результата данной методики. Портфолио должно быть оформлено в виде учебных разделов. Каждый учебный раздел сопровождается занятием, которое интегрирует практику формирования навыков слушания, говорения, письма и чтения. Все эти средства коммуникативного метода должны быть направлены на личную деятельность школьника с обязательной самооценкой и оценкой педагога.
Уже была отмечена роль выполнения проектных и исследовательских работ школьниками. Целью выполнения проекта по английскому языку является расширение и углубление знаний о странах изучаемого языка. В процессе работы над проектом школьник многократно повторяет одни и те же действия при поиске и обработке информации, структурировании текстов и разделов и др. Это позволяет говорить о формировании необходимых умений, навыков и компетенций на языке межкультурного общения.
Для формирования личностных УУД необходимо использование в учебном процессе следующих учебных стратегий:
1. Создание психологических ассоциаций.
2. Составление словосочетаний.
3. Связывание ассоциации с имеющимися знаниями.
4. Придумывание контекста.
Заключение
В результате анализа научной и психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей человека, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность в данном случае не является исключением. В современной образовательной среде значимость умения учиться является ведущей образовательной целью. Это регламентировано федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) каждой образовательной ступени, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариян, М. А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] / Л.Ю. Айснер // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
3. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст]/ И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. –480 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
5. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
6. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? [текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения [электронный ресурс] / https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 28.02.2023).
10. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 164 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Гальскова, Н. Д. Технология целеполагания урока иностранного языка [Текст] / Н. Д. Гальскова, Д. К. Бартош // Иностранные языки в школе. – 2014. – №11. – С. 20 – 23.
13. Горшкова, О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// URL: http://www.school2rezh.ru/ (дата обращения: 28.02.2023).
14. Горлова, Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
15. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 28.02.2023).
16. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.
17. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
18. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности школьников // The Emissia. Offline Letters, 2011. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm (дата обращения: 28.02.2023).
19. Игна, О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку. Обучение грамматике английского языка [Текст] / О.Н. Игна, Е.В.Зырянова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 128 с.
20. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.- С.26-29.
21. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
22. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
23. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / В.М. Курицын [Текст] / - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С.40-43.
24. Кохендерфер, Ю.В. технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
25. Когнитивный подход в обучении иностранному языку [электронный ресурс]/ https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340 (дата обращения: 28.02.2023).
26. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 28.02.2023).
27. Мухортова, И. И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 28.02.2023).
28. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] / Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
29. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения [текст] / Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
30. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников [Текст] / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
31.Учёт когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку [электронный ресурс]/ Педагогические науки. - Выпуск №7 (109) Июль 2021 / https://research-journal.org/pedagogy/uchet-kognitivnyx-stilej-obuchayushhixsya-pri-vybore-strategij-obucheniya-inostrannomu-yazyku/ (дата обращения: 28.02.2023).
32. Храмченко, Т.А. Учет когнитивных стилей учащихся в инновационных технологиях обучения иностранным языкам. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» [электронный ресурс]/ https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-kognitivnyh-stiley-uchaschihsya-v-innovatsionnyh-tehnologiyah-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 28.02.2023).
33. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов [текст] / А. Н. Щукин. – М: Аргон. – 416 с.
34. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
35. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.