Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Одной из педагогических проблем в системе дошкольного образования является проблема овладение детьми цветом в изобразительной деятельности.
Одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству является недостаточное внимание педагогов к основам овладения цветом. Для того чтобы этот интерес не угасал, занятия по изобразительной деятельности должны приносить ребенку не только радость, но и быть интересными. Рассматривая восприятие цвета детьми отметим, оно тесно связано с такими понятиями как «искусство» и «окружающий мир», так как действительно сложно представить эти явления, не связав их с критерием цвета.
Педагоги, при обучении ребенка предъявляют к нему требование таким как умение владеть понятием цвета, уметь сочетать цвета - например, в поделке или рисунке. Ребенок также проявляет внимание к овладению цветом (экспериментирует с красками, которые можно смешивать, получая совершенно новые цвета). Данный вид деятельности увлекает любого дошкольника. Ребенок, при помощи цвета демонстрирует свое творчество, цвет на детском рисунке может быть показателем психического состояния и благополучия. Уже в дошкольном возрасте, знакомство ребенка с цветом должно носить системный характер, хотя необходимо отметить, что в произвольном, хаотичном начинается оно гораздо раньше - как только ребенок начинает изучать мир и видеть вокруг себя различные цвета.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях, когда творческое развитие ребенка обретает все большее значение для его успешности, необходимо найти эффективные средства, приемы и методы формирования у ребенка владения цветом как средством выразительности.
Рассматривая степень разработанности тематики овладения цветом в художественной деятельности, следует отметить, что в данной сфере представлены исследования, таких исследователей как: И. С. Телегиной,
И. А. Лыковой , Д. Ю. Фурманской и др. Методология обучения освещена и в педагогических работах Л. С. Выготского, А. Г. Асмолова, А. Н. Леонтьева и других.
Такие учёные как Т.С. Комарова, А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова, В.С. Мухина занимались вопросами изобразительного творчества с точки зрения процесса восприятия и передачи цвета детьми. В занятия по изобразительной деятельности должны включаться задачи развития у детей цветового восприятия, как утверждают учёные Т.С. Комарова и Н.П. Сакулина.
Актуальность проблемы заключается в ее недостаточной теоретической разработанности и практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Овладение детьми цветом как средство выразительности рисунка».
Объект исследования – овладение детьми цветом в изобразительной деятельности.
Предмет исследования – процесс овладения детьми цветом как средство выразительности рисунка.
Цель исследования: выявить теоретический и методический потенциал овладения цветом детей в выразительности детского рисунка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме овладения детьми цветом в процессе изобразительной деятельности.
2. Рассмотреть аспекты по овладению детьми цветом как средства выразительности рисунка.
3. Разработать цикл дидактических игр, направленных на овладение детьми цветом в выразительности рисунка.
Методы исследования: изучение и анализ психолого- педагогической литературы, сравнение, анализ, обобщение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы овладения детьми цветом в изобразительной деятельности
1.1. Сущность понятия «развитие цветовосприятия» в психолого- педагогической литературе
Одной из основных составляющих сенсорного воспитания детей является овладение цветом в изобразительной деятельности. Сенсорное воспитание детей следует понимать как целенаправленное развитие восприятия ребенком и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине, положении в пространстве, вкусе, запахе. Познание детей начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Еще с древних времен цвет считался одним из важнейших свойств предметов и явлений окружающей жизни. Люди, уже в древнем мире пытались определить воздействие на человека цвета. Цвет, на протяжении многих веков, остаётся важным объектом исследований, только подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.
Рассмотрим некоторые из них. Итак, в начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Педагог, Я. А. Коменский в своих исследованиях отмечала, что у детей овладение детьми цветом должно осуществляться постепенно и в то же время организовываться педагогами с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Ребенку , в возрасте двух- трех лет, педагог рекомендовал давать детям что- нибудь яркое и цветное. Для детей четвертого года призывал педагогов еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, «...что доставляет удовольствие глазу». В своих исследованиях он подчеркивал, что важно у детей, с самого раннего возраста воспитывать эмоциональное отношение к цвету. Цвет, о мнению педагога играет значимую роль для детей в развитии эстетического восприятия и может выступать для ребенка как одним из признаков предмета. Таким образом, отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету[18]. Взгляды педагога- гуманиста, Я. А. Коменского полностью разделял теоретик дошкольного воспитания Ф. Фребель. Немецкий педагог в своих исследованиях отмечал, что дети, в процессе изобразительной деятельности учатся использовать и различать различные оттенки и цвета. Основную роль педагог, для работы с детьми предавал качеству изобразительных материалов, а также отбору оттенков и цветов. В своих трудах, педагог, рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, которые окружают ребенка, где должны учитываться интересы , эмоциональное отношения к тому или иному цвету.
Таким образом, он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им ближе других и приятнее. Обращал внимание на то, что при затруднении детей в цветовом решении испытывали трудности, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать для его изображения соответствующий цвет.
Ф. Фребель, для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков предлагал специальные приемы, методы, средства. Педагог рекомендовал несмотря на форму предмета рассматривать цвет самостоятельно. Цвет, по мнению Ф. Фребеля, во- первых, следует изобразить ради него самого. Во-вторых, немецкому педагогу принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Во - первых, называется чистый цвет сам по себе. Затем называются цвета по их внутренней силе и в самом заключении - отдельные цвета по их видам смешивания [4].
Приоритетное значение овладения детьми чувства цвета придавала итальянский педагог М. Монтессори. Педагог, считала, что огромную роль в психофизическом развитии ребенка играет формирование чувства цвета, так как это развитие не происходит само по себе, а требуются от педагога специальные усилия.
В работе, с детьми по ознакомлению с цветом, М. Монтессори рекомендует следовать четырем этапам:
1. Активные действия самого ребенка, которые направленны на получение сенсорного опыта;
2. Название цвета педагогом должно ассоциироваться с сенсорным восприятием;
3. Ребенок должен распознавать цвета по называнию;
4. Ребенок запоминает и и самостоятельно называет цвет;
Итальянский врач и педагог, М. Монтессори в своих исследованиях отмечала, эффективность работы с детьми по формированию умения называть, различать , а также использовать различные оттенки и цвета только при наличии специальных дидактических средств.
М. Монтессори, впервые в истории педагогики были разработаны для работы с детьми наглядно-дидактические материалы. Педагог отмечала, что регулярное общение ребенка с наглядно- дидактическими материалами способствуют формированию у детей знаний о цвете [29].
Интерес к детскому рисунку возник в XIX веке, но продолжается его изучение до сих пор.
Исследования, научные труды по изучению детского рисования в разной мере, но обязательно касаются восприятия и использования цвета детьми, как одного из ведущих средств художественной выразительности рисунка.
С позиций педагога, искусствоведа А. В. Бакушинского, который рассматривал в детских работах цвет отмечено, что чувство цвета у ребенка переживает сложную эволюцию. Первоначально ребенок предпочитает использовать основные цвета, затем наблюдается усложнение цветовой палитры, вводится огромное разнообразие цветов. Эволюция идет от раскраски к колориту и тону, от цвета к свету и конечно же главным компонентом детского творчества остается цвет.
Впервые, в дошкольной педагогике, специальному исследованию цвета была посвящена работа специалиста по дошкольному воспитанию, педагога Е. А. Флериной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». Е. А. Флериной установлено, что на первых этапах работы с изобразительными материалами каждый новый цвет краски детьми воспринимается как большая эстетическая ценность. Ребенок, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а тяготеет к их разнообразию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - c.336.
3. Белькович, В.Ю. Современные образовательные технологии дошкольного образования: метод. пособие / В.Ю. Белькович, Е.А. Менчинская. Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.
4. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, – 2012 – 434 с.
5. Венгер, Л. А. /Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
6. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. - 2013. - №6 (15).
7. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. / Н. В. Дубровская. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011. C.76.
8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. Г. Григорьева.- М., 2010. – C. 344.
9. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
10. Ильина, О.В./ Ильина О.В., Бондарева К. Ю.-Цветоведение и колориска: учебное пособие/ГОУ ВПО СПб., 2010.-C.-120.
11. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. / Комарова Т. С. , Размыслова А. В.- М. Педагогическое общество России.2011.-С.-152.
12. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание.-2005.-№2.-С.80-87.
13. Казакова, Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» / Р. Г. Казакова Москва.- Издательство: «Творческий центр». 2012г.-C.119.
14. Комарова, Т.С. Чувство цвета/ Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание, 2013 - №6, С.48-52.
15. Красильникова, Е. М., Цвет в изобразительной деятельности дошкольников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). -Челябинск, 2015. – С. 76-79.
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 416 с.
17. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476. – (Педагогическая библиотека).
18. Львова, Н.Л. Развитие цветовосприятия //Ребенок в детском саду, 2008, № 3, с 40-43.
19. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования : [ Учебное пособие для пед. училищ по специальности 2002 и 2010/ Н.П. Сакулина, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова и др.]; ред. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.
20. Миронова, Л.Н. Цветоведение. [Текст] / Л.Н. Миронова – Минск, Высшая школа, 2011. – 286 с.
21. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В. С. Мухина.- М.: Педагогика, 1981.- 239 с.
22. Нищева, Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. методическое пособие-конспект / Худ. И.Ф. Дукк. - 48 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим- Бад; Редкол: М. М. Беруких, В.А. Болотва, Л.С. Глебова и др..- М.: Большая Российская энциклопедия, 2010-528с.
24. Приходько, Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов/ Е.Г. Приходько. - Краснодар, 2013. - 155 с.
25. Психология цвета: теория и практика/ Б. А. Базыма.- Санкт- Петербург: Речь, 2007.- 203 с.
26. Русакова, Т. Г. Комплекс педагогических методов и приемов формирования основ цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста/ Т. Г. Русакова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. - 168 с.
27. Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы / Е.В. Саллинен. - М.: Каро, 2015. - 200 c.
28. Сорокова, М . Г . Воспитание и обучение дошкольников по системе М . Монтессори : Учеб . пособие / М . Г . Сорокова . - М . : Неолит , 2020. - 440 с .
29. Ческидова, И. Б. Возможности развития чувства цвета у детей 6-7 лет на занятиях по изобразительной деятельности // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 4.
30. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005. - с. 345.
31. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2017. - 160 c.
32. Шнейдер, Л.Б. Молодая семья и ребенок дошкольник: Практическое пособие/ Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач.-2- е изд., испр. и доп.- Москва; Изд- во Юрайт, 2020 г.