Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый здоровый ребенок рождается с огромными возможностями для развития своих способностей во всех видах человеческой деятельности. Но если они не развивают эти способности, они остаются неизменными и постепенно ослабевают. Чем старше человек, тем труднее ему развивать свои способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше ребенок их разовьет, тем успешнее будет развитие его творческих способностей
Многочисленные педагоги и психологи (О.В. Дыбина, В.С. Кузин, С.Я. Рубинштейн, Я.В. Пономарёв, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие) подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия с окружающей реальностью, что творчеству можно и нужно учить, что это не качество личности и что оно постепенно развивается под влиянием образования и обучения. В то же время творчество дошкольника является активным участием в процессе его развития.
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит очень важная задача - развивать творческие способности подрастающего поколения. Развитие творческой и неповторимой личности невозможно без развития с первых лет творческих способностей и творческого воображения.
Детский художественный труд - это самостоятельное изготовление поделок с использованием самых простых инструментов. Эта работа, как правило, имеет практическую, в определенной степени полезную направленность. Осознание детьми целесообразности трудовой деятельности оказывает существенное влияние на качество, отношение каждого ребенка к трудовому процессу и результату труда.
Актуальность исследования определяется тем, что обучить дошкольника сознательно применять разные средства художественного труда, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем продукте творчества, состояние и характер, показывать свое отношение к нему — это одна из многих задач развития творчества. Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творчество у ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его наклонностей, интересов и тяготений.
Таким образом, в педагогической практике возникает противоречие между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития творчества у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе организации художественного труда.
Выявленная актуальность и противоречие позволили сформулировать тему курсовой работы: «Развитие творчества в художественном труде».
Объект исследования – процесс развития творчества в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – комплекс занятий по развитию творчества у детей дошкольного возраста в процессе художественного труда.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по творчества у детей дошкольного возраста в процессе художественного труда.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «творчество»;
2. Выявить потенциал художественного труда в развитии творчества;
3. Провести диагностику развития творчества у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать комплекс мероприятий по развитию творчества у детей дошкольного возраста в процессе художественного труда.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
-эмпирические – педагогическая диагностика, беседа, педагогическое проектирование.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе художественного труда, которые могут быть использованы в непосредственной практике воспитателей для развития творчества детей.
База исследования:
В исследовании приняло участие 19 детей старшего дошкольного возраста и 2 воспитателя.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития творчества детей дошкольного возраста посредством художественного труда
1.1 Развитие творчества детей как педагогическая проблема
Творчество - одна из важнейших научных тем, изучаемых в настоящее время. Чтобы проанализировать проблему развития творчества, рассмотрим ряд позиций:
С философской точки зрения творчество определяется как деятельность людей, направленная на создание новых ценностей по форме и содержанию, как культурных, так и материальных [25].
В «Философском словаре» [17] творчество определяется как деятельность, посредством которой человек сам творчески создает новые ценности и идеи.
В педагогической энциклопедии дано следующее определение: творчество - это деятельность, которая создает что-то качественно новое и отличается своей уникальностью, социально-исторической уникальностью [1].
В Психологической энциклопедии термину творчество дается два толкования. В узком смысле это деятельность человека, который производит что-то качественно новое, никогда ранее не использовавшееся и имеющее общественно-историческую ценность. И в широком смысле это любой вид практической или теоретической деятельности человека, в ходе которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (информация, решения, методы действий, материальные продукты) [7].
ФГОС дает 2 определения данному понятию:
- творчество - это создание чего-то нового по сравнению с шаблоном. Это выводит человека в атмосфере поиска и создает новые ценности, как духовные, так и материальные;
- творчество - это произведение, в котором человек осознает всю красоту окружающего нас мира, познает новое и создает подлинные шедевры [20].
Согласно И.A. Беляеву, творчество - это самореализация, которой раньше не существовало и которая воплощается в результате творческого процесса [5].
Философ А. Г. Спиркин определяет творчество как духовную деятельность, ведущую к созданию оригинальных ценностей, созданию новых, ранее неизвестных истин, особенностей и закономерностей материального мира и духовной культуры [17].
Изложенные выше концепции авторов (И. A. Беляева, А.Г. Спиркин), мы можем понять общие черты и прийти к выводу, что творчество - это деятельность, направленная на создание нового продукта, а также материальных, духовных и культурных ценностей [17].
Обращаясь к вопросу о творческих способностях, Э. Фромм утверждает, что творчество - это способность удивляться и знать, способность находить решения в нестандартных ситуациях, способность сосредотачиваться на новых открытиях и глубоко осознавать свой опыт, подчеркивая характеристики и процессы, которые способствуют творческой продуктивности, а не качеству результата [18].
Таким образом, различные определения и подходы к изучению проблем творчества, а также их анализ демонстрируют существование, неоднородность и проблемный характер различных позиций и взглядов. Объединив два представленных выше компонента, можно раскрыть суть понятия творческих способностей. Давайте рассмотрим этот вопрос с позиции разных авторов.
Под творческими способностями О.И. Мотков понимает умение проявлять любознательность и находить решения в нестандартных ситуациях. По мнению автора, перед человеком, обладающим творческими способностями, стоит цель открыть для себя что-то новое [13].
В рамках исследования творческих способностей А.А.Мелик-Пашаев подчеркивает, что творчество - это особые навыки, которые помогают в создании чего-то нового, чего никогда раньше не видели, благодаря творческому воображению и фантазии человека [14].
Анализируя тему развития творческих способностей, В.Д. Шадриков говорит, что творческие способности - это характеристики таких функциональных систем, которые обладают индивидуальной мерой самовыражения и выполняют функции, которые проявляются в успешности развития деятельности [16].
По словам B.M. Теплова, творческие способности это определенные индивидуально-психологические характеристики, которые отличают одного человека от другого, которые не сводятся к навыкам и ноу-хау, которыми он обладает, а определяют легкость и скорость его приобретения [13].
Проанализировав приведенные выше определения, можно сделать вывод, что ключевыми характеристиками творчества являются, во-первых, способность создавать новые продукты, во-вторых, решать нестандартные задачи и, в-третьих, разрабатывать новые идеи.
Творческие способности представляют собой совокупность многих качеств. И хотя в настоящее время существует несколько гипотез на эту тему, вопрос о составляющих творческого потенциала человека актуален и по сей день. Многие психологи связывают в первую очередь способности к творческой деятельности с особенностями мышления.
Для определения творческих способностей многие авторы выделяют необходимые параметры. Так, например, Д.Б. Богоявленская подчеркивает следующее: гибкость мышления (способность быстро переходить от одной идеи к другой), беглость мышления (количество идей), оригинальность (способность генерировать идеи); любознательность и фантастичность [18].
Т.Г. Богданова выделяет следующие: способность рисковать, мыслить по-другому, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выражать оригинальные идеи, способность изобретать что-то новое, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция [11].
Говоря о творческих способностях, А.А. Мелик-Пашаев выделяет три составляющие:
- эстетическое отношение личности;
- творческое воображение;
- практические навыки и умения [14].
Показатели развития творчества у детей дошкольного возраста следующие: эстетическое отношение, которое мы понимаем комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами вокруг него реальность в искусстве, природе, жизни; творческое воображение, которое мы намереваемся создать выразительные образы в той или иной форме искусства, основанные на художественном и эстетическом опыте.
1.2 Возможности художественного труда в развитии творчества у детей дошкольного возраста
Художественный труд - это художественная деятельность (изделия ручной работы, игрушки, поделки из бумаги, натуральных материалов, ткани,).
Отметим влияние художественного труда на общее развитие ребенка. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на работе головного мозга. Лепка, шитье, резка, склеивание, сгибание, разрывание, дробление, изгиб, ткачество, работа с бумагой и картоном, натуральным материалом, дизайн, лепка, создание аппликационных композиций, рисование, декорирование, измерение - все это тренирует мастерство рукоделия и является отличным способом подготовиться к письму и дальнейшему обучению в школе.
В процессе художественного труда развиваются внимание, речь, воображение, память, мышление, познавательные способности. Улучшение речи, памяти, внимания и мышления поможет ребенку впоследствии успешно освоить учебный материал.
Очень важно, чтобы в процессе художественного труда активизировались физические силы и ум ребенка.
Есть много разнообразных и увлекательных занятий по художественному труду. Художественная деятельность, которая очень помогает раскрыть творческие достижения и таланты детей. Известные педагоги рекомендовали в полной мере использовать этот вид обучения для всестороннего развития ребенка (Е.Н. Водовозова, Е.А. Флерина, В.Г. Нечаева, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова) [8].
Художественный (ручной) труд — это вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги и картона выполняют работы по типу оригами; изготавливают атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины [4]. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков. При помощи ниток, ткани дети осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме.
При этом важно поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель. Лепка из пластилина или глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие.
В последние годы, по словам авторов Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, «очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет), сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства, свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями)» [15, c. 6].
Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру [3].
Занятия художественным ручным трудом в самых разнообразных направлениях (коллаж, оригами, пластилинография, картонография, объемная аппликация, конструирование) являются эффективным средством формирования творческой личности ребенка. Дошкольникам рекомендуется использовать натуральные (шишки, соломинку, камешки, листья, ветки, кору) и нетрадиционные и переработанные (пластиковые бутылки, различную упаковку, использованные пеналы, фломастеры и т. д.). Они могут работать с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, фольгой, проволокой, тканью, папье-маше. Они учатся создавая игрушки, поделки своими руками, дети тем самым углубляют и расширяют знания об окружающем мире, развивают композиционные навыки, в результате приобретают и закрепляют знания о правилах безопасности при работе с инструментами, что положительно сказывается на внимании, памяти, зрительно—образном мышлении..
Развивать детское творчество можно различными способами, в том числе и работая с различными материалами, что предполагает создание поделок из различных предметов, пластилина, бумаги, ткани, композиций. В процессе работы с этими материалами дети узнают их свойства, возможности трансформации, способы комбинирования и использования их в различных композициях.
В дополнение к конструктивным навыкам (сгибание, соединение) формируется способность обдуманно смотреть и анализировать предметы, сравнивать их между собой, различать общее и разное, делать выводы, мыслить творчески. Анализируя обстоятельства поставленной взрослым задачи, ребенок ищет пути ее решения, учится планировать и контролировать свою деятельность, организовывать ее.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления об объектах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления сильны, потому что Как писал Н.Д. Бартрам: «То, что делает сам ребенок, зависит от нерва, живущего с ним, и все, что передается его душе на этом пути, будет неизмеримо более ярким, интенсивным, глубоким и мощным, чем развитие других, фабрик и часто очень бездарных приспособлений, как это делают большинство наглядных пособий» [15, с. 76].
Из теории и практики педагогики известно, что составляющими детского творчества являются воображение, активность, самостоятельность, инициативность.
Учитывая перечисленную информацию о компонентах детского творчества на уроках ручного труда, она решается следующие задачи:
― Предоставление информации об использовании различных видов визуальных материалов в жизни человек;
― Формирование идей, связанных с практической художественной деятельностью, способствующей развитию творческое начало;
― Создание у детей сильных навыков и навыков работы с использованием различных материалов для детского творчества;
― Создание условий для экспериментов с различными материалами и инструментами, изобразительными техниками;
― Поддержка личного творческого начала, способности к художественному воплощению формируйте свои идеи, переживания, мысли, чувства, проявляйте инициативу;
― Развивать независимость в сочетании со знакомыми приемами придания детской продукции большей выразительности и индивидуальности;
― Развивать воображение, индивидуальный почерк;
― Развивать сенсомоторные навыки (тактильные, зрительная память, координация мелкой моторики рук);
― Воспитание эстетического восприятия других мир, творческая деятельность.
Таким образом, художественный ручной труд развивает у дошкольников наблюдательность и любознательность, творческое воображение и пространственное представление, что составляет основу творческих способности.