Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что защита и надлежащее воспитание подрастающего поколения является не только основой социальной политики государства, но и одним из центральных факторов развития общества. Понятие защиты детства на сегодняшний день определяется как совокупная система разнообразных мероприятий, которые в большей степени направлены на то, чтобы обеспечить поддержание жизнеобеспечения и разностороннего развития ребенка, что является необходимым для удовлетворения его потребностей и интересов.
Ведь без сомнения то, как ребенок проживает период детства, в дальнейшем наложит отпечаток на его постепенное взросление и социализацию.
Социальная защита детства – это целая система, которая характеризуется важными направлениями и базируется на ряде особо важных критериев.
Защита детей дошкольного и школьного возраста выступает важным направлением государства, на обеспечение которого направлена деятельность различных социальных институтов, в число которых бесспорно входят педагоги, врачи, психологи, а дополнительная функция закреплена за социальным работником, регулирующим исполнение своих функций социальными институтами.
Реализация функции социальной защиты учащихся в деятельности педагогов предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. При этом деятельность педагогов по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственных исполнителей, но и координаторов, помогающих получить детям и их родителям социальную помощь и социальные услуги.
Степень изученности темы исследования. Проблема социально-правовой защиты детства широко раскрыта в научных исследованиях таких специалистов, как: В.А. Варывдин, М.А. Галагузова, И.П. Клемантович, А.В. Мудрик, Н.И. Никитина, Р.В. Овчарова, Е.М. Рыбинский, Т.Н. Поддубная Т.А. Шишковец и другие.
Объект исследования: социальная защита детей в образовательном учреждении.
Предмет исследования: процесс реализации социальной защиты детей в школе.
Цель исследования: изучить теоретические основы и выявить содержание социальной защиты детей как основной функции в работе педагога в школе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие социальной защиты детства;
• Определить роль и функции педагога в системе социальной защиты детства;
• Рассмотреть кадровое обеспечение системы социальной защиты ребенка в школе;
• Проанализировать вопросы социальной защиты детей в деятельности педагога.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что специфическая задача школы заключается в создании условий, обеспечивающих возможность здорового развития детей
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы (включает 30 наименований).
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты ребенка
1.1. Социальная защита детства как педагогическая категория
В силу ряда особенностей, связанных с тем, что дети еще только начинают развиваться, а также отсутствия социального опыта детей признают нуждающимися в постоянной опеке со стороны взрослых и государства. Среди государственных форм поддержки детства особое место занимает социальная защита.
Термин «социальная защита» в научном обороте возник в 90-е годы ХХ века, его появление связано с изменением советской государственной системы – социального обеспечения и нуждаемостью людей в адаптации к условиям рыночных отношений, в то же время появляется принцип адресной социальной защиты.
З.П. Замараева выделяет несколько подходов, раскрывающих содержание понятия «социальная защита» в научной литературе [9].
В первом подходе «социальную защиту» рассматривают как научную область, представляющую собой «совокупность социально-экономических отношений, возникающих при распределении общественного дохода, а их характер в значительной мере определяется сформировавшимися распределительными отношениями в обществе» [9, с. 12].
Второй подход связан прикладным аспектом, где «социальная защита» рассматривается как система государственных мер, но при этом возникает либо широкое понимание подхода, в котором социальную защиту определяют, как совокупность государственных мер, обеспечивающих социальную защищённость всех граждан, либо узкое, ограничивающееся совокупностью государственных мер социальной помощи отдельным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В широком смысле «социальная защита» – это «государственная деятельность по достижению целей и решению задач социальной политики, реализация совокупности законодательно закрепленных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав» [9, с. 9].
В узком смысле «социальная защита» – это «комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоёв населения» [9].
Автор Г.И. Осадчая считает, что «социальная защита» – это «система социальных отношений, мер и правовых гарантий, направленных на защиту любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал» [18, с. 56].
Данное определение подтверждает тот факт, что «социальная защита» является частью социальной политики государства, отмечает, что право на защиту от негативных социально-экономических последствий присутствует у любого члена общества.
Существуют и другие определения термина, не относящиеся к вышеупомянутым подходам. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению Т.К. Мироновой, «социальная защита» – это «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его окружения при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» [14].
Т.К. Миронова определяет профилактическую направленность социальной защиты, но при этом содержание понятия расширяется за счет указания органов, осуществляющих необходимые меры для предупреждения или смягчения отрицательных последствий для человека.
В словаре «социальная защита» определяется как «совокупность принципов, правил, методов законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных групп» [25], что сужено до предоставления минимальных условий жизни для предоставления жизнеобеспечения.
Ученые пришли к единому мнению о том, что не хватает научных разработок, комплексно рассматривающих теоретические аспекты социальной защиты. Недостаточно материалов по систематизации теоретических и практических разработок в данной области. Динамичные общественные изменения требуют оперативного реагирования ученых и практиков в области социальной защиты для постоянного поддержания теоретического и исследовательского материала в актуальном состоянии.
Если рассматривать вышеперечисленные определения, то, на наш взгляд, Т.К. Миронова раскрывает содержание понятия через соединение теории и практики, а также не ограничивается деятельностью только государственных органов, рассматривает как профилактическую, так и непосредственную работу со случившимся социальным риском.
Понятие «социальная защита детства» еще не до конца сформировалось в научном сообществе.
Т.Н. Поддубная определяет «социальную защиту детства» как «систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребёнка с целью удовлетворения его потребностей и интересов» [22].
В определении прослеживается системный подход, обращается внимание на необходимость осуществления различного рода мероприятий, создающих условия всестороннего развития ребёнка и удовлетворения его потребностей.
Т.А. Бойцова, Н.Ю. Конасова, В.С. Кошкина в своих исследовательских работах определяют «социальную защиту детства» как «систему деятельности, организованную на основе межведомственного взаимодействия и направленную на создание условий реализации прав особых категорий детей (оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с проблемами социального взаимодействия, здоровья, одаренных детей)» [10, с. 7].
Исследователи обращают наше внимание на организацию межведомственного взаимодействия при защите прав категорий детей, оказавшихся в проблемной ситуации.
Иная точка зрения к определению понятия у И.Ф. Дементьевой, Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульги, авторы трактуют «социальную защиту детства» как «помощь, оказываемую профессионально подготовленными людьми детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в выявлении, определении и разрешении проблем, возникающих при нарушении их базовых прав» [17, с. 5].
Из определения следует, что для детей должны быть созданы условия для гармоничного развития и активного участия в общественной жизни, а государству требуется усилить подготовку специалистов, занимающихся социальной защитой детей, повысить их профессиональный уровень.
А.Г. Филипова, одна из авторов, которая довольно широко рассмотрела проблему социальной защиты детства, полагает, что данную категорию следует рассматривать как «совокупность социальных институтов, организаций и практик, обеспечивающих сохранение и развитие детства, поддержание безопасной социальной среды, создание равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп» [27], также ученый отмечает важность создания равных условий для развития детей независимо от их принадлежности к какой-то социальной группе.
Итак, отсутствие единого определения «социальная защита детства» предоставляет возможности для изучения понятийного многообразия, однако приходится констатировать, что научные работы, в которых бы теоретические вопросы социальной защиты детства рассматривались комплексно и системно являются единичными.
Часто авторы для раскрытия содержания понятия «социальная защита детства» прибегают к использованию термина «социальная защита» в узком смысле, когда значение категории «наиболее уязвимые слои населения» соотносят со значением понятия дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
На наш взгляд, не совсем корректно под объектом социальной защиты детства понимать только категории детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, поскольку на «соблюдение социальных прав, гарантий» и «социальное благополучие» имеет право каждый ребёнок.
1.2. Роль и функции педагога в системе социальной защиты детства
Основной целью деятельности педагога в общеобразовательном учреждении является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Социальная защита как функция педагога или классного руководителя - это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
Заботу о детях проявляют все страны мира, практически все государства озабочены тем, чтобы подрастала достойная смена поколения, и это, безусловно, является существенным фактором в развитии общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксель, Е.В., Трусова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение в работе классного руководителя / Е.В. Аксель, Н.В. Трусова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 73-75.
2. Алехина, Е. В. Педагог как субъект социозащитной деятельности: определение проблемного поля / Е. В. Алехина // Социальная педагогика в современных социальных практиках : сборник научных статей V Международного симпозиума. 18-22 мая 2015 г. / научн. ред. А. В. Мудрик, Т. Т. Щелина. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 14-19.
3. Амосова, О.С. К вопросу о социально-психологической реабилитации детей и подростков / О.С. Амосова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С. 121-123.
4. Баныкина, С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи / С.В. Баныкина // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации; под ред. Ю. В. Васильева. — М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. — С. 42-47.
5. Вачков, И. В. Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников / И. В. Вачков, С. Н. Вачкова // Вестник ПСТГУ. – 2018. – № 50. – С. 75-88.
6. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузов, Г. Н. Штинова и др. – Москва: ВЛАДОС, 2001.
7. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] / Отв. ред. С.Н.Майорова-Щеглова. М.: Изд-во РОС, 2018. – с. 387
8. Должностная инструкция учителя-предметника [Электронный ресурс]. – URL: http://literature-edu.ru/sport/818/index.html
9. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения: монография / З.П. Замараева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009
10. Конасова, Н.Ю., Бойцова, Т.А., Кошкина, В.С. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку // под ред. О.Е. Лебедева. Спб: Изд-во КАРО. 2005.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Куликова, Л.В. Особенности работы классного руководителя в современной школе / Л.В. Куликова // Международный студенческий научный вестник. –№5. – 2015.
13. Манджиева, С.В. Становление и развитие универсальных международных стандартов социального обеспечения / С.В. Манджиева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – Вып. 3 (25). – С. 149-155.
14. Миронова, Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» / Т.К. Миронова // Трудовое право. – 2008. – № 3.
15. Непрокина, И.В., Болотникова, О.П., Ошкина, А.А. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг: учеб. Пособие / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.
16. Неценко, О. В. Социозащитная функция в условиях современного образования / О. В. Неценко // Современное образование: традиции и инновации. – 2016. – № 4. – С. 136-142.
17. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.И, Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева; 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
18. Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы / Г.И. Осадчая. М.: МГСУ «Союз» 1999. – с. 56
19. Педагог чувствует, как ученик учится. Цитаты про учителей [Электронный ресурс]. – URL: https://aromatyschastya.ru/citaty-pro-uchitelej
20. Платонова, Н.М. Введение в теорию социальной работы / Н.М. Платонова. – М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2016.
21. Погодаева, М.В. Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка / М.В. Погодаева // Казанский педагогический журнал. 2016. – № 5. – С. 96-100.
22. Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства: соотношение понятий / Т.Н. Поддубная // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006. – №. 3.
23. Профессиональный стандарт педагога // Педагогический поиск. – 2015. – Т. 1. – № 3. – С. 1-19.
24. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/archive/50270
25. Социальная работа: российский энциклопедический словарь / под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 1997.
26. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
27. Филиппова, И.А. Перспективы медиации как способа разрешения трудового спора / И.А. Филиппова // Инновации в государстве и праве России. Материалы международной научно-практической конференции. — Н. Новгород, 2013. — С. 330-334
28. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – Москва: Академия, 2007.
29. Шакурова М. В. Социозащитная функция школы: коллективная монография / М. В. Шакурова, Т. В. Сырых, О. В. Неценко и др. – Воронеж: ВГПУ, 2018.
30. Шемякова, Л.А. Формирование индивидуальной образовательной траектории ученика как одна из ключевых задач классного руководителя / Л.А. Шемякова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 249-252.