Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются приоритетными. Особенности развития речи детей являются важным фактором при активизации обучения детей. Сущность феномена речи и механизм формирования речевой деятельности в образовательном процессе также является ведущим фактором, который определяет дальнейшее развитие учебной деятельности школьника.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие их связной речи. Исследователи в последние два десятилетия озабочены снижением общего уровня речевой культуры школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) сегодня регламентирует содержание образовательной среды школы. Формирование языковой компетенции школьников сегодня является требованием ФГОС, в том числе и для детей, которые обучаются по адаптивным образовательным программам.
Это говорит о том, что со всеми детьми необходимо вести соответствующую планомерную работу по формированию языковой компетенции. При этом, задачей современной школы является достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей, с целью активизации речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
Цель работы: выявление возможностей активизации речи у учеников с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс активизации речи школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
Предмет исследования: связная речь младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить сущность и специфику активизации речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
2. Рассмотреть Дидактические и технологические аспекты активизации речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
3. Описать организационно – педагогические условия для активизации речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
4. Предложить методические рекомендации для активизации речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы активизации речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка
1.1. Активизация речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка, сущность и специфика
Проблеме становления речевой деятельности школьников всегда и во все времена уделялось большое внимание. В современной образовательной среде установлены общие тенденции речевого развития школьников. В ФГОС обоснована идея развития речи на межпредметном уровне. Рассмотрены наиболее типичные проблемы речевого общения субъектов и определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников. Можно говорить о том, что одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи школьников. Педагогами постоянно ведётся поиск наиболее подходящих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей и её активизации.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов. Речь идёт об активном восприятии, произвольной памяти, словесно-логическом мышлении, правильности речи и др. В последние годы таким детям оказывают всяческую посильную помощь, в частности, психолого-педагогическую. Практически все такие воспитанники имеют сложную структуру нарушений в умственном и речевом развитии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] / А. К. Аксёнова // учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС». - 2004. – 316 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы [Текст] / М.М. Алексеева // учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2016. – 400 с.
3. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Алябьева // метод. пособие в помощь педагогам и психологам дошкол. учреждениям. – М.: Сфера, 2017. – 96 с.
4. Амасьянц, Р.А. Интеллектуальные нарушения: учеб. пособие для студентов пед. вузов /[Текст] Р. А. Амасьянц. – М.: Академия, 2016. – 238 с.
5. Аствацатуров, Г.О. Развитие речи. Учимся говорить правильно [Текст] / Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко // программа для развития речи, формирования правил произношения. – М.: Новый диск, 2018. – 95 с.
6. Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения [Текст] / С. Е. Гайдукевич [и др.] // учеб.-метод. пособие; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с.
7. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина // учеб. для студентов вузов ; под ред. О. Я. Гойхман. – М. : Инфра-М, 2019. – 272 с.
8. Занков, Л.В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталых школьников на первых этапах обучения [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Изд-во «АПН РСФСР». - 2002. – 307 с.
9. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
10. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко // методическое пособие. — М.: Издательство ГНОМ и Д. - 2008. — С. 3–19.
11. Коррекционная педагогика [Текст] / учеб. пособие для студентов пед. вузов; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов-н/Д.: МарТ: Феникс, 2018. – 352 с.
12. Корниенко, Н.В. Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями / Н. В. Корниенко, Е. П. Проскурякова, С. П. Шумова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14082/ (дата обращения: 19.02.2023).
13. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии [Текст] / В.Г. Кузнецова. – М.: Академия, 2002. – 478 с.
14. Методы обследования речи детей [Текст] / Пособие по диагностике речевых нарушений. - Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
15. Мельникова, В.А. Работа со смысловыми группами словарных слов на уроках русского языка в классах первого отделения вспомогательной школы [Текст] / В.А. Мельникова, Л.В. Васильцова, Л.А. Крилистенко // Дефектология. – 2007. – № 3. – С. 20 – 30.
16. Никитенко, А.В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр / А. В. Никитенко. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 70-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5497/ (дата обращения: 19.02.2023).
17. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / учеб. пособие; под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
18. Окунева, Л.Л. Приемы работы по выработке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) навыка правильного чтения на уроках чтения и развития речи / Л. Л. Окунева, М. А. Гущина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62981/ (дата обращения: 19.02.2023).
19. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками [Текст] / А.Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия. учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. – М., 2016. – С. 34-45.
20. Саакян, С.В. Формирование навыков пересказа у учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида [Текст] / С.В. Саакян // методическая разработка. – М.: Изд-во «Апрель», 2008. – 225 с.
21. Снегирева, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы: метод. рекомендации [Текст] / Л. А. Снегирева. – Минск: Нар. свет, 2015. – 126 с.