Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Демографические, социальные и экономические факторы, связанные со старением населения, появлением новых уязвимых групп, изменениями в структуре потребностей и недостатком финансирования социальных программ, повысили значимость социальной помощи населению в современных условиях[16, с, 102].
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране произошли и происходят серьезные социально-экономические изменения, затрагивающие все стороны жизни людей, влияющие на их объективный социальный статус и субъективное благополучие. Всеобъемлющий системный кризис, вызванный ошибочными стратегиями реформ, привел к разрушению или краху прежних систем социальной поддержки, в частности, всеобщей занятости и нормативного соответствия заработной платы прожиточному минимуму. Государственное регулирование содержания и масштабов социальных процессов ослабло. Новые институты, соответствующие требованиям демократического общества, функционирующего в условиях рыночной экономики, еще не возникли или функционируют не в полной мере.
В современных реалиях социально-экономический кризис и сложная политическая ситуация в России создали новые ситуации, когда граждане лишились средств к существованию, понесли дополнительные расходы, попали в трудные жизненные условия и нуждаются в социальной поддержке. В случае отсутствия доступа к соответствующему виду социального страхования социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), бесплатных или частично платных услуг. Социальная защита и социально-экономическая поддержка населения являются важнейшими элементами хорошо функционирующей социальной системы.
Реализация мер социальной помощи для различных групп населения будет иметь региональную специфику, поскольку будет зависеть от уровня социально-экономического развития региона, бюджетных характеристик на всех уровнях и полномочий федеральных и региональных органов власти в социальной сфере, являющейся совместной зоной ответственности.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы эффективности системы льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы эффективности системы льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации.
Целью исследования является анализ эффективности системы льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и рассмотреть виды мер и льгот социальной защиты со стороны государства;
2.выявить сущность социальной поддержки;
3.рассмотреть условия предоставления льгот и мер социальной поддержки;
4.провести классификацию льгот для отдельных категорий граждан;
5.проанализировать перспективы развития социальной помощи в Самарской области.
Гипотеза исследования. Многоаспектность понятий льгот и мер социальной поддержки, как социальных благ, обусловлена разнообразием трактовок его сущности, что создает необходимость научной интеграции имеющихся подходов:
-существует несоответствие между теоретическим определением понятия "социальные льготы" и его применением в формировании и предоставлении льгот;
-в настоящее время нормативно-правовое обеспечение социальных льгот и мер социальной поддержки не соответствует организационно-управленческому уровню развития системы предоставления социальных льгот и мер населению на различных уровнях социальной организации;
-существует несоответствие между потребностями населения в преобразовании организации предоставления социальных льгот и мер, и оценкой, высказываемой экспертами потенциала повышения эффективности системы управления предоставлением социальных льгот.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Гаджиев Г.А., Журавлева О.О., Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Кораблева О.В., Павлюткин И.В., Сулейманова Г.В., Тучкова Э. Г., Черепанов В.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем эффективности системы льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере эффективности системы льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТ И МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
1.1 Понятие и виды мер и льгот социальной защиты со стороны государства
Государственная политика Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 7 Конституции РФ[1], Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Российской Федерации должны быть защищены труд и здоровье людей, гарантирован минимальный размер оплаты труда, обеспечена государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развита система социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция РФ также предусматривает, что координация вопросов социальной защиты, включая охрану семьи, материнства, отцовства и детства, социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[26, с, 103.].
Таким образом, все вышеперечисленные гарантии реализуются через систему государственной социальной защиты. Основой государственной социальной защиты является минимальный социальный стандарт, то есть установленный законом Российской Федерации или решением представительных органов государственной власти на определенный период минимальный уровень социального обеспечения, выраженный через социальные нормы и нормативы, отражающий насущные потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах и гарантирующие достаточный уровень потребления и определяющие обязательный минимум бюджетных расходов на эти цели.
Социальная защита - это система распределительных отношений в процессе формирования и использования государственных фондов финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания населения за счет части национального дохода; государственная забота о лицах, полностью или частично утративших трудоспособность; реализация целей социальной политики и приоритетов государственной деятельность, деятельность государства по реализации комплекса экономических, правовых и социальных гарантий, закрепленных в законодательстве, которые гарантируют обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - это практическая реализация основных направлений социальной политики.
Социальная защита населения понимается в российском социальном праве как система правовых гарантий и обеспечений, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она функционирует как процесс, в ходе которого государственные и муниципальные органы власти обеспечивают существующие гарантии и права, защищающие человека, его экономические, социально-политические и общественные потребности и интересы[16, с, 123.].
В практическом плане социальная защита выражается в комплексе правовых экономических и социальных гарантий, закрепленных в законах и постановлениях национального уровня с использованием двухуровневой системы правовых актов - федерального и регионального законодательства.
Одновременно социальная защита функционирует и как процесс, посредством которого государство или другие институты обеспечивают существующие в обществе гарантии и права, защищающие человека, его экономические, социально-политические и социальные потребности и интересы во всех сферах общественной жизни. По своему действию она распространяется на всех членов общества, но ее функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.
Виды льгот, которые можно получить от государства, включают в себя:
-пенсионные (досрочное назначение выплат, поддержка в случаях потери кормильца, оформление инвалидности);
-налоговые (отмена налога, вычеты, льготные системы налогообложения);
-жилищные;
-коммунальные;
-социальные (меры соцподдержки, адресованные всем категориям льготников; например, распространенная социальная льгота - денежный эквивалент льгот ЖКХ);
-медицинские (бесплатные лекарства, оздоровление граждан и т.п.).
Мерами социальной поддержки населения в РФ являются выплата пенсий, пособий, компенсаций, предоставление субсидий, налоговых льгот, оказание социально-бытовых услуг[12, с, 2.].
В РФ функционирует единая государственная информационная система социального обеспечения, которая, в частности, содержит информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, об иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в РФ за счет бюджетных средств (ч. 1 ст. 6.9 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ[2]; Состав информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342[4]).
Реализуемый в РФ комплекс мер социальной поддержки населения представлен следующими группами.
1.Обязательное социальное страхование:
-обязательное пенсионное страхование (в том числе выплата пенсий по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, а также доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, отдельным категориям работников организаций угольной промышленности);
-обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в частности, выплата пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам), от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
2.Государственное пенсионное обеспечение (в частности, выплата пенсий за выслугу лет, социальных пенсий).
3.Социальная помощь (поддержка):
-государственная социальная помощь (в частности, предоставление набора социальных услуг или замена его денежным эквивалентом, социальные доплаты к пенсии, помощь в натуральной форме);
-социальные пособия и другие выплаты, носящие характер дополнительной материальной помощи (доплаты, стипендии и др.);
-субсидии (в частности, на оплату жилья и коммунальных услуг);
-компенсации и компенсационные выплаты (в частности, ежемесячные денежные выплаты, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, стоимости приобретенного технического средства реабилитации);
-льготы (например, внеочередное обеспечение жилыми помещениями, ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования, освобождение от уплаты транспортного налога, льготы по уплате НДФЛ, земельного налога, налога на имущество физических лиц).
4.Социальное обслуживание, в рамках которого гражданам оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические услуги.
Также Конституция РФ также устанавливает, что материнство находится под защитой государства. Дети, в силу своих психологических и физиологических особенностей, не могут сами о себе позаботиться и нуждаются в уходе и надзоре со стороны матери, других членов семьи или опекунов, которые должны оставить работу, чтобы взять на себя заботу о ребенке. По этой причине государство предусмотрело выплату пособий по беременности и родам.
Конвенция о правах ребенка была принята на международном уровне, чтобы учесть особое положение детей. Согласно Конвенции (к которой Россия присоединилась в 1990 году), государства - члены должны обеспечить заботу, защиту и помощь в той мере, в какой это необходимо для благополучия ребенка. Это благополучие должно быть обеспечено родителями, опекунами, воспитателями или другими лицами, ответственными за ребенка, в соответствии с положениями законодательства. Если родители (или другие лица) не желают брать на себя ответственность, они подлежат административной, уголовной или иной юридической ответственности.
В соответствии с действующим законодательством введен ряд мер социальной защиты и поддержки для различных категорий граждан. Из них материнству и детству уделяется особое внимание, поскольку не только работодатели, но и социальные службы обязаны предоставлять пособия, и выплачивается несколько видов пособий, таких как пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком и некоторые пособия для отцов и родителей в период воспитания детей.
Социальное страхование необходимо в определенные периоды жизни гражданина и имеет уникальное определение по принципу: оно "компенсирует доход, утраченный в случае наступления страхового случая, и обеспечивает этот доход, когда он не может быть компенсирован другими средствами".
1.2 Сущность социальной поддержки
Государственная политика по социальной поддержке граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой говорится об установлении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развитии систем социального обслуживания, государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.
Координация вопросов социальной защиты населения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, средства социальной поддержки устанавливаются на региональном уровне в дополнение к тем, которые предусмотрены федеральным законодательством.
В настоящее время представления граждан о социальной помощи существенно меняются, расширяются адресные системы социальной помощи, формы социальной помощи становятся очень разнообразными.
Меры социальной поддержки гражданам предоставляются региональными отделениями Социального фонда РФ и социальной защиты населения в пределах полномочий, предоставленных федеральным и региональным законодательством.
Социальная защита - это функция общества по обеспечению социального статуса своих членов, соответствующего условиям, вытекающим из социальных прав, присущих и общепризнанных человеку (средства к существованию, занятость, доступ к образованию и здравоохранению, жилье и т.д.) [5, с, 88.].
Социально-экономическая поддержка населения - это специфическая экономическая деятельность участников социального взаимодействия по оказанию социальной помощи и поддержки гражданам, относящимся к уязвимым социальным категориям.
Под социальной поддержкой понимается система мер по оказанию помощи определенной категории граждан, находящихся во временно трудном экономическом положении (например, частично или полностью безработным, учащейся молодежи), путем предоставления им необходимой информации, финансовых ресурсов, кредитов, обучения, прав на защиту и других льгот.
Социальная поддержка для поддержания физической жизни людей и удовлетворения их социальных потребностей существовала уже на ранних стадиях развития человечества и была основана на обычаях, ритуалах, нормах и традициях. Это помогало людям адаптироваться к социальной среде и неблагоприятным природным условиям, а также поддерживать культурную целостность и преемственность своих семей, кланов и общин.
С развитием цивилизации, технического прогресса, культуры и разрушением семейных, родовых и общинных связей государство стало играть более активную роль гаранта социальной защиты.
Основной целью социальной защиты является оказание необходимой помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных условиях.
Жизнь требует нового подхода к усилению социальной защиты граждан. Для этого необходимо создать правовые и экономические условия:
-обеспечить достойный уровень жизни за счет собственного труда;
-ввести новые стимулы к труду и экономической деятельности;
-создать цивилизованные механизмы распределения доходов (например, участие населения в акционерных обществах и другие формы разделения прибыли, социальное партнерство, частное социальное страхование);
-формирование экономической системы самозащиты.
Рассмотрим средства социальной поддержки различных категорий граждан, определенные федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Они предоставляются следующим образом.
-денежные (единовременные, ежемесячные, ежегодные, пособия, компенсации и другие выплаты);
-льготы (бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, возмещение 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецепту врача, льготы на проезд на городском и пригородном железнодорожном и водном транспорте) [22, с, 163.].
В связи с негативной демографической ситуацией в России государство старается способствовать рождению новых детей в стране. Одной из поддержек являются различные выплаты и льготы, которые могут получить на каждого родившегося ребенка в семье. На основании Указа Президента РФ №431, многодетные семьи могут рассчитывать на помощь от государства по нескольким направлениям:
-льготу на обеды в детских садах и школах;
-льготы на различные Услуги в медицинских учреждениях;
-скидки по налогообложению;
-поддержку при покупке земельного участка, дома или квартиры;
-помощь в трудоустройстве;
-помощь в получении образования для детей и родителей;
-льготы на коммунальные услуги;
-помощь при ведении дачного или фермерского хозяйства;
-льготы на транспорт.
Для того, чтобы узнать подробный список, можно обратиться в Пенсионный фонд РФ, отдел поддержки населения в своем населенном пункте или районе или МФЦ. Для оформления важно наличие удостоверения о статусе многодетной семьи, которое можно получить в Управлении социальной поддержки. Срок рассмотрения заявления на льготы 1 месяц.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком может оформить любой человек, который осуществляет за ним этот уход. Работающие граждане могут рассчитывать на него при условии официального оформления отпуска по уходу за ребенком. При этом он может продолжать работать удаленно или при неполном рабочем дне. Работающим выплачивают 40% от средней заработной платы за 2 последних года работы. Если средняя зарплата ниже прожиточного минимума, то пособие повышается до этой суммы.
Основные льготы для военнослужащих семей такие же, как и для остальных. Но также есть дополнительная помощь. Сюда относится:
-бесплатное питание в школе;
-внеочередное получение медицинских услуг;
-возмещение денег, потраченных на одежду и обувь для школы;
-бесплатные путевки в лагеря;
-бесплатные лекарства для детей до 6 лет;
-прием детей в детский сад вне очереди;
-скидки в санаторий до 18 лет.
Также есть возможность приобрести жилье на льготных условиях. Тем, кто проживает в домах без газа, предусмотрена компенсация затрат на приобретение топлива.
Для получения льгот важно наличие удостоверения о многодетной семье. Многодетные семьи военнослужащих имеют повышенный уровень ежемесячных пособий, пособий при рождении.
Они могут рассчитывать на возмещение расходов на аренду жилья и ежегодную материальную помощь к отпуску.
Подведем итог первой главы исследования и сделаем следующих вывод.
Социальная защита - это система распределительных отношений в процессе формирования и использования государственных фондов финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания населения за счет части национального дохода; государственная забота о лицах, полностью или частично утративших трудоспособность; реализация целей социальной политики и приоритетов государственной деятельность, деятельность государства по реализации комплекса экономических, правовых и социальных гарантий, закрепленных в законодательстве, которые гарантируют обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - это практическая реализация основных направлений социальной политики.
Виды льгот, которые можно получить от государства, включают в себя:
-пенсионные (досрочное назначение выплат, поддержка в случаях потери кормильца, оформление инвалидности);
-налоговые (отмена налога, вычеты, льготные системы налогообложения);
-жилищные;
-коммунальные;
-социальные (меры соцподдержки, адресованные всем категориям льготников; например, распространенная социальная льгота - денежный эквивалент льгот ЖКХ);
-медицинские (бесплатные лекарства, оздоровление граждан и т.п.).
Мерами социальной поддержки населения в РФ являются выплата пенсий, пособий, компенсаций, предоставление субсидий, налоговых льгот, оказание социально-бытовых услуг.
Реализуемый в РФ комплекс мер социальной поддержки населения представлен следующими группами.
1.Обязательное социальное страхование:
2.Государственное пенсионное обеспечение (в частности, выплата пенсий за выслугу лет, социальных пенсий).
3.Социальная помощь (поддержка):
4.Социальное обслуживание, в рамках которого гражданам оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические услуги.
Система мер социальной поддержки различных категорий граждан носит декларативный характер и предусматривает делегирование полномочий по ее установлению и обязательство бюджетной системы по расходованию средств.