Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие мира влечет за собой перестройку всех сфер деятельности человека, в том числе и образования, поэтому проблемы обучения продолжают привлекать внимание исследователей, педагогов, социологов, психологов, методистов и других представителей науки. Непрерываемое развитие общества привело к тому, что современная система школьного образования претерпевает трудности, вызванные неспособностью традиционной системы обучения удовлетворять потребности общества.
Кризис методов и технологий обучения требует введения в систему образования основополагающих изменений, а именно поиск и применение новых методов обучения, которые бы отвечали современным требованиям. Согласно старой системе традиционного обучения, центром образовательного процесса являлся педагог. Однако современное общество требует не столько умения запоминать и воспроизводить полученную от учителя информацию, сколько умение самостоятельно систематизировать, анализировать ее, а также применять ее на практике в определенных ситуациях. Такое изменение объясняется снижением роли учителя как ретранслятора учебного материала, поскольку практически любая информация сейчас находится в свободном доступе. Такие предпосылки позволяют пересмотреть систему образования в целом и разрабатывать новые подходы к обучению, а именно переход к методу проблемно-диалогового обучения, частью которого являются диалоговые технологии.
Метод проблемно-диалогового обучения предполагает включение и учителя, и ученика. В процессе их взаимодействия происходит развитие исследовательских и аналитических способностей, логического мышления и формирование различных компетенций обучающихся. Переход к методу проблемно-диалогового обучения достаточно длительный процесс, поэтому для более быстрого перехода к нему необходимо тщательно продумывать и организовывать каждый шаг.
Введение диалоговых технологий на уроках литературы обуславливается необходимостью проведения итогового сочинения для выпускников школ, что требует изменения требований к педагогическому процессу в старших классах. Деятельность учителя должна быть направлена на решение вопроса о том, как в короткие сроки научить ученика создавать собственный текст с достойным уровнем речевой культуры, демонстрируя начитанность и умение рассуждать с опорой на другие художественные произведения. Эту проблему можно решить путем применения диалоговых технологий на уроках литературы при изучении программных произведений, поскольку диалог требует логических и философских размышлений, выражения собственного аргументированного мнения.
Среди исследователей, занимающихся проблемой применения метода диалога в образовательном процессе, следует отметить следующих: С. В. Белова рассмотрела диалог как основу профессии педагога, а также способы изучения произведений при помощи диалога; П. М. Ершов определил роль общения на уроках; В. А. Кан-Калик обратил внимание на то, как важно педагогическое общение и для учителя, и для обучающихся; В. А. Коханова раскрыла диалог как универсальный принцип личностно-ориентированного литературного образования; Г. К. Селевко представил диалог в рамках современных образовательных технологий.
Вышесказанное и анализ литературы подтверждают актуальность исследования методики преподавания литературы и, в частности, использования уроков-диалогов при изучении литературных произведений.
Цель исследования – на основе психолого-педагогической и методической теории разработать методику организации и проведения уроков-диалогов
Задачи:
1) определить понятия «урок-диалог» и «диалоговые технологии»;
2) охарактеризовать актуальные особенности изучения литературы;
3) провести исследования развития коммуникативных навыков учащихся;
4) описать методы и приемы использования диалоговых технологий на уроках литературы;
5) разработать урок литературы на основе использования диалоговых технологий при изучении драмы А. Н. Островского «Гроза» в 10 классе.
Объект исследования – методика преподавания литературы;
Предмет исследования – методика организации и проведения урока-диалога.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, метод классификации, структурирование результатов исследования, обобщение и синтез полученных результатов и разработка урока.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования методики организации и проведения урока-диалога по литературе
1.1. Сущность и особенности урока-диалога
Трудно переоценить роль диалога в жизнедеятельности человека, поскольку он является специфическим способом реализации человека. Более того, человеческий мир диалогичен: диалогичны слово, мысль, деятельность и общение человека. Без преувеличения можно сказать, что решение проблемы диалога - это решение проблем человеческого существования.
В «Современном словаре иностранных слов» слово «диалог» (от греческого dialogos) трактуется как «разговор между двумя или несколькими лицами, как переговоры, как свободный обмен мнениями между представителями двух сторон, как жанр философского или литературного произведения, написанного в форме беседы».
Диалог – «метод обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью развития представлений по теме» [10, с. 78]. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы.
Виды диалога: внутренний (например, исповедь), критический (выявления проблем, анализ породивший их причины и пр.), сократический (эвристическая беседа), равноправный диалог, структурированный диалог. Диалогическое единство является основной единицей диалога, под которым понимается объединение нескольких реплик, представляющих собой обмен мнениями по теме, где каждая последующая реплика зависит от предыдущей. Средствами образования диалогического единства является использование в речи различных форм этикета, постановка вопросов и ответы на них, дополнение и распространение высказываний друг друга, повествование о том или ином событии, выражение согласия или несогласия и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Афонина, Н. Технология диалогового обучения [Электронный ресурс] / Н. Афонина // Педагогика. – 2021. – Режим доступа : https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_dialogovogo_obucheniya/
2. Арьяева, Л. В. Технология диалогового взаимодействия как средство формирования интеллектуальной компетентности обучающихся / Л. В. Арьяева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – С. 10-15.
3. Аганина, Р. Г. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе / Р. Г. Аганина // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2018. – С. 108-114
4. Баранов, И. Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе / И. Баранов // Методология преподавания школьных дисциплин. – 2020. – С. 47-51
5. Белова, С.В. Диалог – основа профессии педагога / С. В. Белова // М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002. – 146 с.
6. Белова, С. В. Диалогическое изучение литературы в старших классах: Как помочь школьнику раскрыть свое "я" / С. В. Белова. М.: Логос, 2003,- 143 с.
7. Буш, Г. Я. Диалогика и творчество / Г. Я. Буш. - Рига : Авотс, 1985. - 318 с.
8. Голикова, Г. А. Диалог на уроках литературы (аксиологический аспект) / Г. А. Голикова // Наука и школа. – 2009. – С. 40-48.
9. Зимулина, Г.Д. Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся / Г. Д. Зимулина // Психология, социология и педагогика. – 2014. - № 12. – С. 12-16.
10. Казачкова, Т. Б. Модели диалогового взаимодействия как условие развития инновационного мышления / Т. Б. Казачкова // Система ценностей современного общества. – 2011. – С. 128-136.
11. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. КанКалик. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
12. Коротаева, Е. В. Учебный диалог: технология или искусство? / Е. В. Коротаева // Заметки психолога. – 2008. – С. 12-14
13. Коханова, В. А. Диалог как универсальный принцип личностноориентированного литературного образования // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 53 5. Под редакцией проф. С.А. Леонова. – Москва-Ярославль: МГПУ-Ремдер, 2004. – С.168-178.
14. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В. Г. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 450 с.
15. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
16. Островский, А. Н. Гроза / А. Н. Островский. – М. : Азбука-Аттикус, Азбука. – 2011. – 192 с.
17. Панина, Е. Ю. Моделирование ситуаций как условие обучения диалогической речи / Е. Ю. Панина, К. С. Ощепкова // Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2014. – С. 69-72.
18. Полушкин, И. А. Диалоговые технологии обучения обучающихся в допрофессиональном гуманитарном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Илья Александрович Полушкин. - Тольятти, 2002. – 23 с.
19. Поддубная, А. В. Рабочая программа по литературе. ФГОС для 10 класса (3 часа в неделю (всего 102 часа)) / А. В. Поддубная. – Нижнеигрытское. – 2017. – 39 с.
20. Сафонова, Е. Технология диалогового взаимодействия. Что это такое и как применять на уроке? [Электронный ресурс] / Е. Сафонова // Методика преподавания. – 2018. – Режим доступа : https://pedsovet.su/metodika/6861_technologia_dialogovogo_vzaimodeystvia.
21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
22. Учебно-методический комплекс «Литература» для 5-11 классов / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Ю. В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2017.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. – Режим доступа : https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
24. Цели и задачи литературного образования. Содержание школьного курса литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru/statya-celi-i-zadachi-literaturnogo-obrazovaniya-soderzhanieshkolnogo-kursa-literatury-4994710.html
25. Читатель-школьник и его литературное развитие // Сборник лекций СГПИ. – 2018. – С. 36-48.