Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выборы стали обязательной частью современного демократического государства. Именно выборы обеспечивают законность власти и политической деятельности государства в целом. В условиях демократии политическая власть осуществляется с полного согласия народа. Самым главным механизмом, превращающим это согласие народа во властные полномочия правительства, выступают свободные, равные и тайные выборы.
Свободные, справедливые и альтернатив¬ные выборы в любом современном демокра¬тическом обществе стали обязательным атри¬бутом, поскольку любое государство сегодня немыслимо представить без проведения пе¬риодических выборов.
Становлению региональных избиратель¬ных систем и их правовой регламентации были посвящены научные изыскания П.И. Гаркуши, Е.П. Добровиной, М.Л. Луговского и А.В. Понеделкова.
Сравнительно-правовому анализу и клас¬сификации избирательных систем посвяти¬ли свои труды С.А. Авакьян, Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко, А.Е. Постников и др.
Политико-правовой статус таких понятий, как избирательное право, избирательная систе¬ма и избирательный процесс, был предметом исследования А.С. Автомонова, М.В. Баглая, А.А. Вешнякова, С.Д. Князева и О.Е. Кутафина.
Цель исследования: Изучить особенности избирательных систем.
Объект исследования: избирательная система Российской Федерации.
Предмет исследования: избирательная система.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и роль выборов в государстве.
2. Изучить виды избирательных систем.
3. Выделить основы правового регулирования выборов Российской Федерации.
4. Предложить рекомендации по совершенствованию избирательной системы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
1. Понятие и роль выборов в государстве
Высшим непосредственным выражением власти народа, закрепленного в ч. 3 ст. 3 Кон¬ституции Российской Федерации, являются свободные выборы. Выборы как политико-¬правовой институт являются не только важ¬нейшим политико-правовым институтом, но и политической ценностью, завоеванной рос¬сийским народом.
На постсоветском пространстве, в частно¬сти, Российской Федерации, процесс станов¬ления и развития современной избиратель¬ной системы занимает умы ученых и специа¬листов ни одно десятилетие.
Вопросы становления и развития россий¬ской избирательной системы были предме¬том исследования многих российских и за¬рубежных ученых. Так, к анализу и оценке избирательной системы как способу сменяе¬мости выборных лиц государственной власти обращались не только юристы, но и филосо¬фы, политологи, социологи, а также предста¬вители других областей научных знаний.
Так, например, В.Я. Гельман, В.Л. Шейнис, И.С. Яргомский и И.С. Яжборовский показа¬ли степень воздействия тех или иных электо¬ральных формул на партийно-политическую систему общества, отметив при этом, что ма¬жоритарная избирательная система меньше всего влияет на развитие многопартийности в государствах с развивающейся демократией.
Основополагающим документом в регули¬ровании избирательных прав граждан по пра¬ву можно считать Конституцию Российской Федерации, хотя она и не содержит специаль¬ного раздела под названием «Избирательная система», который был в прежней Конститу¬ции РСФСР 1978 г. Игнорирование прин¬ципов избирательного права и отсутствие главы об избирательной системе, по мне¬нию А.Е. Постникова, не способствовали оп-ределению четких ориентиров избирательной реформы, приоритетным направлением кото¬рой являлось воссоздание на новых принци¬пах всего избирательного законодательства в Российской Федерации [2, с. 48-49].
Однако это обстоятельство не помешало начать вос¬создание новой российской избирательной системы. Так, например, формирование депу-татского корпуса первого созыва Государствен¬ной Думы прошло на основании норм Указа Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О по¬этапной конституционной реформе в Россий¬ской Федерации» [3]. Утвержденное этим ука¬зом «Положение о выборах депутатов Государ¬ственной Думы» заложило основы принципи¬ально новой смешанной избирательной осно¬вы, согласно которой парламент формировал¬ся из 225 депутатов, избираемых в одноман-датных избирательных округах на основе ма¬жоритарной системы относительного боль¬шинства, и из 225 депутатов, избираемых на основе системы пропорционального предста¬вительства по общефедеральному избиратель¬ному округу с 5 % заградительным барьером. Выборы депутатов Государственной Думы были проведены одновременно с всенарод¬ным голосованием по проекту Конституции Российской Федерации 1993 г.
Таким образом, выборы в 1993 г. депута¬тов российского парламента первого созыва прошли на основании указов главы государ¬ства и инструкций Центральной избиратель¬ной комиссии РФ. Однако следующая изби¬рательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы второго созыва уже опиралась на достаточно сформированную правовую основу избирательного законода¬тельства: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Рос¬сийской Федерации» [4] и Федеральный за-кон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5]. Если первый закон закреп¬лял гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов любого уровня, определял систему избирательных комиссий и полномочия их членов, а также порядок про¬ведения итогов голосования, то второй закон не только закреплял на общенациональном уровне смешанную избирательную систему по выборам депутатов российского парламента, но и детализировал многие избирательные процедуры.
По сути, как отмечал бывший председатель ЦИК РФ А.А. Вешняков, они стали результатом компромисса между Пре¬зидентом и региональными лидерами, засе¬давшими в Совете Федерации, и лидерами политических партий, заседавшими в Госу¬дарственной Думе [6, с. 95]. Здесь уместно за-метить, что формирование депутатского кор¬пуса второго созыва хотя и осуществлялось в рамках вышеупомянутых законов, но мало чем отличалось от прежней электоральной фор¬мулы: та же смешанная избирательная систе¬ма с тем же заградительным барьером, за ис¬ключением одной коррективы. Был изменен порядок размещения кандидатов в списках общественных объединений и блоков.
Таким образом, как отмечал А.Е. Постников, сокра¬щение численности центральной части феде¬рального списка до 12 кандидатов позволило несколько сместить центр тяжести избира¬тельной компании в регионы и отчасти соз¬дать зависимость результатов голосования от поддержки кандидатов в депутаты на местах [7, с. 108]. Другим нововведением стало уже¬сточение требований к процессу выдвижения и регистрации кандидатов. Так, для регистра¬ции кандидата по одномандатному избира¬тельному округу требовалось собрать подпи¬си избирателей этого округа не менее одного процента, а выдвижение от избирательного объединения или блока - не менее 200 тыс. подписей. Таким образом, количество подпи¬сей избирателей увеличилось в два раза и су¬щественно затруднило регистрацию кандида¬тов, не имеющих ресурсов для их сбора.
Отличительной особенностью проведения выборов депутатов Государственной Думы стало и то, что широкое распространение по¬лучила судебная форма разрешения избира¬тельных споров, поскольку закон не только закреплял избирательные права граждан, но и правовой механизм их защиты.
Несмотря на сформированную правовую основу к выборам депутатов Государственной Думы второго созыва, избирательные проце¬дуры, прописанные в вышеупомянутых зако¬нах, по мнению ученых и участников изби¬рательного процесса, в своем содержании имели массу пробелов и юридико-техниче¬ских погрешностей.
В частности, участника¬ми избирательного процесса было обращено внимание законодателя на несовершенство механизма по использованию денежных средств избирательными объединениями и блоками, основания признания выборов не¬действительными, установление юридиче¬ской ответственности за уголовные деяния и административные деликты в сфере избира¬тельных отношений.
Все это дало повод и основание к очеред¬ному реформированию только что сформиро¬ванного избирательного законодательства. Таким образом, к третьему электоральному циклу избирательная система Российской Федерации подошла со значительно обнов¬ленной правовой основой.
Новая редакция закона о выборах депута¬тов российского парламента не только воспол¬нила очевидные пробелы в избирательно за¬конодательстве, но и отразила в своем содер¬жании все гарантийные нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избиратель¬ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности, в законе были закреплены принципы обяза¬тельности и периодичности проведения вы¬боров, а также прописаны избирательные цен¬зы, правовые гарантии и механизмы граждан¬ского контроля за деятельностью властных структур и избирательных комиссий всех уров¬ней. Реформирование избирательного законо¬дательства потребовало внесение изменений и дополнений и в другие отрасли права, в пер¬вую очередь, административное, гражданско-¬процессуальное, а также отдельные законода¬тельные акты, например, в Федеральный за¬кон «Об общественных объединениях».
Кро¬ме этого, был определен точный день голосо¬вания: им стало первое воскресенье после че¬тырехлетнего голосования на предыдущих об¬щих выборах в российский парламент. В зако¬не также были перечислены избирательные права граждан и конкретизирован статус из¬бирателя. Таковым мог быть только гражданин Российской Федерации, который постоянно или преимущественно проживал на террито¬рии соответствующего одномандатного изби¬рательного округа.
Еще категоричнее были прописаны прин¬ципы образования одномандатных избира¬тельных округов. Согласно ст. 12 Федераль¬ного закона «О выборах депутатов Государ¬ственной Думы...», предусматривалось от-клонение от средней нормы представитель¬ства не более чем на 10 %, вследствие этого количество избирателей в одномандатных округах в абсолютных цифрах расходилось в пределах не более 50 тыс. человек.
Не менее важной новеллой закона стала предписанная в нем процедура проверки под¬писей избирателей и признание их недейст¬вительными и недостоверными. Кроме этого, в практику был введен избирательный залог для регистрации кандидата, списка кандида¬тов как альтернатива подписям избирателей.
Значительное место в законе о выборах депутатов Государственной Думы было по¬священо такой стадии избирательного про¬цесса, как предвыборная агитация.
Таким образом, закрепленные в законе пра¬вила и процедуры позволили провести оче¬редную избирательную кампанию в нижнюю палату российского парламента не только в соответствии с общепризнанными междуна¬родными стандартами, но и на существенно реформированной правовой основе.
Законодателем за основу электоральной формулы была взята, как отмечал Ю.А. Веде¬неев, несмешанная избирательная система, для которой характерны пересечения и взаимный баланс элементов мажоритарного и пропор¬ционального принципов представительства в выборных государственных органах, а дуа¬листическая система, механически объеди-няющая на принципе автономного существо¬вания двух классических систем [8, с. 208]. Хотя ради справедливости надо отметить, эта сис¬тема имеет значительное число разновидно¬стей, которые позволяют добиваться специфи-ческих электоральных успехов.
Четыре электоральных цикла (1993, 1995, 1999 и 2003 гг.) показали, как сильные, так и слабые стороны используемой электоральной формулы. Анализ и оценка применяемой из¬бирательной системы показали, что партий-но-политическая система государства в зна¬чительной степени зависит не только от во¬леизъявления граждан, но и от электоральной формулы, применяемой на выборах.
К сожалению, как уже ранее нами отмеча¬лось, применявшаяся смешанная электораль¬ная формула была далека от своего совершен¬ства и обосновано вызывала справедливую критику у значительного числа участников избирательного процесса, в том числе и на¬блюдателей ОБСЕ.
Было очевидно, что ис¬пользуемая избирательная система почти не стимулировала развитие политической сис¬темы российского общества. Эти и другие причины побудили Президента РФ внести проект нового федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, который предусматривал переход со следующего элек¬торального цикла к пропорциональной изби-рательной системе, которая предусматрива¬ла соперничество между списками различ¬ных политических партий. Два последующих электоральных цикла показали, что пропор¬циональная избирательная система, как отме¬чает Г.И. Комарова, хотя и имеет ряд опреде¬ленных плюсов и преимуществ, была введе¬на в России слишком рано с момента начала построения демократического государства [9, с. 116-117].
Таким образом, к очередному электораль¬ному циклу Президентом РФ вновь был вне¬сен проект федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы по той же смешанной абсолютной несвязанной избира¬тельной системе с тем же заградительным барьером в 5 % и рядом незначительных ин¬новаций, в частности, освобождением от сбо¬ра подписей избирателей кандидатами тех партий, которые были допущены к распреде-лению депутатских мандатов на предыдущих выборах или получивших на предыдущих выборах 3 % и более голосов, а также пар¬тий, получивших хотя бы один или два ман¬дата по пропорциональной системе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функциониро¬вания публичной власти. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации : Федеральный конституционный Закон от 14.03.2020 г. №1-ФКЗ : одобрен Гос. Ду¬мой 11 марта 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2021).
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
4. Байханов, И.Б. Демократия, избирательные системы и избирательные технологии. Учебно-методическое пособие / М.: Проспект, 2017. - 853 c.
5. Борд А.С., Иванников О.В., Шаповалов В.Л. Российское законодательство о выборах: основные этапы эволюции и приоритеты развития / Избирательное законодательство и практика - 2021- №1. С. 3-9.
6. Борд, А.С., Иванников, О.В., Шаповалов, В.Л. Российское законодательство о вы¬борах: основные этапы эволюции и приоритеты развития / Избирательное законодательство и практика - 2021-№1. С. 3-9.
7. Вилков А. А. Возвращение к смешанной избирательной системе на выборах в Государственную Думу: извлечены ли политические уроки? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2014. Т. 14. Вып. 1. С. 74-49.
8. Головин, А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Феде¬рации. - М: Норма, 2016. С. 256.
9. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» // Журнал о выборах. Специальный выпуск. 2005.
10. Дубровина, Е. Избирательный процесс: новации в законодательстве // Государ¬ственная служба. 2015. № 5 (97). С. 86.
11. Заславский, С.Е. Институциональные основы избирательной системы в России: в перекрестье памятных дат // Избирательное законодательство и практика. - 2018. - №4. С. 3¬
12. Исаев, Б.А. История партий и партийных систем в 3 ч. Часть 3. История партий и партийной системы современной России: учебник и практикум для вузов / Б. А. Исаев. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 356 с.
13. Какие избирательные системы предпочитают развитые страны? // История но¬вой России // URL: http://ru-90.ru/node/1480
14. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / И. А. Конюхова, И.А. Алешкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 536 с.
15. Лучин, В.О. Избирательное право России. Учебник для студентов вузов, обучаю¬щихся по специальности «Юриспруденция» — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2010. — 735 с.
16. Любарев А. Е. Избирательная система для выборов в Государственную Думу: воз¬можности совершенствования // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 5. С. 61-68.
17. Любарев, А.Е. Избирательные системы: российский и мировой опыт / М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2016. - 397 с.
18. Михалева, Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) - М.: ЮРКОМПАНИ, 2011 - 322 с. (Серия «Высшее юридическое образование»).
19. Никифоров, А.Ю. Развитие партийного законодательства в России (конец XX - нач. XXI вв.). - 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-partiynogo- zakonodatelstva-v-rossii-konets-xx-nach-xxi-vv/viewer
20. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. - Москва: АСТ: Астрель, 2016. - 542 с.
21. Политология. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentlibrary.ru
22. Скосаренко Е. Е. Избирательная система России: мифы и политическая реаль¬ность. М.: Формула права, 2007. - 205 с.
23. Труфанова, А.Ю., Бабенкова, В.Р. Факторы формирования социально-полити¬ческой активности российской студенческой молодежи // Перспективы развития институтов права и государства. - 2021. С. 217-219.
24. Труфанова, А.Ю., Бабенкова, В.Р., Крюкова, М.И., Пенькова, А.Н. Общие харак¬теристики электорального поведения российской молодежи // Право как искусство добра и справедливости. - 2021. С. 240-243.
25. Турищева Н. Ю. Смешанная избирательная система: новое содержание основных характеристик // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 47-57.
26. Устройство сенсорного голосования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
27. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/o- vyborahprezidenta- 19-fz/
28. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих прин¬ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ре¬сурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ законы в начале списка
29. Чиркин В. Е. О пропорциональной избирательной системе с преференциальным вотумом // Журнал российского права. Политологические науки. 2013. № 6. С. 81.
30. Шапошникова Е. А. Российская партийная система в контексте совершенствова¬ния института выборов. Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2017. - 103 с.
31. Эволюция избирательного законодательства в современной России // Доклад ассоциации «Неза¬висимый общественный мониторинг». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nom24.ru/upload/ iblock/83c/83cb7284986d013c7766da7be31f1e56.pdf
32. Эволюция избирательного законодательства в современной России // Доклад ассо¬циации «Независимый общественный мониторинг». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nom24.ru/upload/iblock/83c/83cb7284986d013c7766da7be31f1e56.pdf
33. Юдаев, В.В. Теоретико-прикладной анализ: диссертация ... кандидата политиче¬ских наук 23.00.01. Москва. 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru
34. Ярмонова, Е.Н. Формирование политических прав женщин в России: этапы ста¬новления и сравнительный анализ с зарубежными странами // Научно-методический элек¬тронный журнал «Концепт». - 2014. - № S24. С. 36-40. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2014/14793.htm.