Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития современного общества, когда существует реальная угроза разрушения природных объектов своего края, экологическому сознанию принадлежит актуальная роль в воспитании обучающихся с нарушением интеллекта. Ознакомление с природными объектами своего края играет важнейшую роль в формировании экологического сознания обучающихся.
Проблемой формирования экологического сознания занимались
Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Дерябо С.Д.. Панов В.И., Ясвин В.А., Виноградова Н.Ф., Плешаков А.А., Сарыбеков М.Н., Минаева В.М., Китижева Д.М.
Необходимость познания природы является источником первейших знаний о формировании представлений об окружающем мире. Необходимо отметить, что формирование экологического сознания существенно влияет на развитие личности обучающихся и является основой формирования их образа жизни.
В аспекте использования природных объектов своего края как средства формирования экологического сознания у обучающихся с нарушением интеллекта могут проявляться знания, умения и навыки, они могут демонстрировать фантазию и себя в играх.
Ознакомление с природными объектами своего края сохранено в песнях, сказках, легендах, загадках, пословицах, поговорках, приметах, праздниках, отражающих представления народа об объектах и явлениях природы, о жизни как растительного, так и животного мира, гармоничном взаимодействии человека и природы, и могут использоваться в качестве средств воспитания в аспекте формирования экологического сознания у обучающихся с нарушением интеллекта.
Например, на уроке на тему «Природа. Ценность природы для людей» учащиеся могут познакомиться с народным календарём, с разнообразием явлений природы, научиться классифицировать объекты природы по тем или иным признакам, устанавливать связи между живой и неживой природой.
Ознакомление с природными объектами своего края является важнейшим средством формирования экологического сознания у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках окружающего мира. Этим объясняется актуальность исследования.
Необходимо отметить, что идеи классиков отечественной педагогики XX века о целостности учебно-воспитательного процесса приобрели интенсивное развитие в настоящее время. Вопросам изучения целостности учебно-воспитательного процесса посвящены труды Ю.К. Бабанского,
Л.Ю. Гордина, B.C. Ильина, В.В. Краевского, В.М. Коротова,
Б.Т. Лихачева.
Подходы к формированию экологического сознания у обучающихся отражены в работах Т.И. Богомоловой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Соловьевой, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой.
Объектом исследования являются обучающиеся с нарушением интеллекта. Предмет исследования – конструирование изприродного материала как средство ознакомления с окружающим миром для учащихся с нарушением интеллекта.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Раскрыть общие характеристики обучающихся с нарушением интеллекта.
2. Выявить особенности конструирования из природного материала как средство ознакомления с окружающим миром.
3. Проанализировать основные приемы и методы использования природных объектов своего края.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. «Ознакомление с окружающим миром». Определение понятия закономерности развития
Как отмечает ряд исследователей [8,12,15], обучающийся восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и экологическому воспитанию.
В основе формирования экологического сознания в реализации концепции духовно-нравственного развития и экологического воспитания заложено осознание себя гражданином России на основе общепринятых национальных нравственных ценностей; готовность гражданина противостоять внешним и внутренним вызовам; наличие чувства патриотизма и гражданской солидарности; забота о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического согласия и мира; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Процесс ознакомления с природными объектами своего края представляет собой многофункциональную систему. В ее структуре можно выделить ряд факторов и структурных элементов, участвующих в образовании экологического сознания как системы: язык, территория, национальное самосознание, этническая идентичность, этническая психология, устойчивая межпоколенная преемственность, традиции, обычаи, нормы, система ценностей.
Формирование экологического сознания, по мнению ряда ученых [25,27], включает в себя комплекс элементов (традиции, нормы, обычаи, обряды, ценности), образующих систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую и взаимодополняющую функцию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство: Примерная образовательная программа школьного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
2. Истоки: Примерная образовательная программа школьного образования [Текст]. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
3. Козлова, С.А. Школьная педагогика [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 414 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
5. Радуга. Примерная основная образовательная программа школьного образования [Текст] /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
6. Байшева С. Проект «Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству» [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-robototehnika-v-sovremenom-dou-pervyi-shag-v-priobscheni-doshkolnikov-k-tehnicheskomu-tvorchestvu.html, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (20.02.2023).
7. Гагарина Д. Робототехника в детском саду: зачем, сколько стоит и как проходят занятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2016/10/robototexnika-v-detskom-sadu/, свободный (20.02.2023).
8. Горяева, А.В. Конструктивное творчество школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/04/08/konstruktivnoe-tvorchestvo-doshkolnikov, свободный (20.02.2023).
9. Дергунова, Ю.А. Использовуем блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в играх с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/14/ ispolzovuem-bloki-denesha-i-palochki-kyuizenera-v, свободный (20.02.2023).
10. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Дятлова // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 536-537. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/118/32529/, свободный (20.02.2023).
11. Еримеева, С.Г. Робототехника как средство обучения техническому творчеству детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/robototiekhnikakaksriedstvo obuchieniia tiekhnichieskomu tvorchiestvu dietiei, свободный (23.03.2022).
12. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.
13. Лиштван, З.В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1981. – 179 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (23.02.2023).
14. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (23.02.2023).
15. Морозова, О.В., Тихеева, Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Электронный ресурс] / О.В. Морозова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3 – с. 54-55. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. Ресурсам требуется авторизация. – (24.02.2023).
16. Нечаева, В.Г., Корзакова, Е.И. Строительные игры детей младшего дошкольного возраста, Издательство «Просвещение», М., 1966 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/igra/stroitel04.html, свободный (23.02.2023).
17. Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И. Нравственное воспитание в детском саду. 3-е изд., испр. и доп – М.: Просвещение, 1984. –272с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/346809/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. – (23.02.2023).
18. Панкратова, А.Н. Строительно-конструктивная игра в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/643768/, свободный (23.02.2023).
19. Стреха, Е.А. Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического образования дошкольников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/ bitstream/doc/748/1/%D0%A2%92.pdf, свободный (23.02.2023).
20. Тарловская, Н.Ф, Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – Москва. М.: Просвещение; Владос, 1997. – 216 с.
21. Флерина, Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Д. В. Менджерицкой. – Москва: Просвещение, 1973. – 48 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/search/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. - (22.02.2023).
22. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Эксмо, 2017. – 456 с.
23. Яковлева, И.А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). –Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 82-85.