Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основная цель дошкольного образования заключается в подготовке детей к поступлению в школу и обучению в ней. Чтобы поступить в общеобразовательное учреждение, ребенку необходимо иметь высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Данные уровни взаимосвязаны, неподготовленность одного из них ограничивает сформированность другого. При развитии словарного запаса как основы речевой деятельности происходит развитие и формирование познавательной деятельности, овладение речевыми навыками и умениями.
У дошкольников с ОНР нарушен процесс формирования всех компонентов речевой языковой системы, следовательно, у них также наблюдается недостаточное словарное развитие как основы речи. Поэтому для правильной организации коррекционной работы и подготовки к школе дошкольников с ОНР важно выявить лексические особенности этих детей и подобрать эффективные методы обучения, учитывая эти особенности.
Многие авторы считают, что игра является наиболее эффективным методом обучения, так как игра – это основной вид деятельности дошкольников. Также с помощью игр детям легче максимально сконцентрировать внимание. Современные методологические подходы к формированию базового начального детского лексикона основываются на анализе закономерностей развития речевой функции в норме и при нарушении речевого онтогенеза. Данный вопрос был изучен JI.C. Выготским, А.Н. Гвоздевым, И.Е. Исениной, М.М. Кольцовой, Т.Н. Ушаковой, Н.Х. Швачкиным и другими). [8, 4]
Особое значение имеет использование игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи: дошкольники с ОНР, как правило, малоактивны на занятиях, не общаются, не проявляют речевой активности, а участие в игре мотивирует их общаться. Эффективность использования игровых приемов в словообразовательной работе обусловлена тем, что игры способствуют активизации словарного запаса, закреплению новых слов в словарном запасе ребенка, усвоению родовых понятий и видов, обобщающих значения слов.
Актуальность данной темы связана с ростом числа дошкольников, которые не осваивают лексическую систематизацию на практическом уровне. Это затрудняет обучение грамоте и некоторым программам в целом.
Объектом исследования: словарь у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности лексикона у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель: изучение особенностей формирования лексикона у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности развития начального лексикона в онтогенезе;
2. Ознакомиться с особенностями начального лексикона младших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Изучить методы и приемы развития начального лексикона у младших дошкольников с общим недоразвитием речи;
4. Провести эмпирического исследования по выявлению особенностей развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи начального лексикона.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на «Детский сад № 9». Экспериментальная выборка составила 6 детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Глава 1
Теоретические аспекты изучения развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи начального лексикона
1.1. Развитие начального лексикона в онтогенезе
Формирование начального детского лексикона всесторонне рассматривается в работах А. Н. Гвоздева, О. Е. Громовой, С. Н. Цейтлин. Посвящено большое количество исследований вопросу развития лексики ребёнка, в которых данный процесс описывается в разных аспектах: психологическом, психофизиологическом, лингвистическом, психолингвистическом. У ребёнка по мере взросления происходит общение с окружающим миром, становится всё активнее, происходит усложнение его деятельности, что приводит к постепенному количественному росту его словарного запаса. [4]
Среднестатистические данные развития речи детей, указывают на следующие возрастные этапы и количество слов на них: в год объём словаря находится в пределах 9 слов, к полутора годам количественный объём словаря возрастает почти в пять раз и составляет 42 слова. В это время, по мнению А. Р. Лурия, происходит активное развитие центров Брокка и Вернике в мозге, отвечающих за понимание, образование, использование речи, и к двум годам ребёнок использует около трёхсот слов. В три с половиной года ребёнок оперирует тысячей слов, к четырём годам объём словаря увеличивается в два раза и достигает двух тысяч слов. [11]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Антонова, Г.П. О соотношении компонентов познавательной деятельности детей-шестилеток [Текст] / Г.П. Антонова. – Ульяновск: Пресса, 1995. – 60 с.
2. Бавыкина, Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.Н. Бавыкина. – Комсомольск-на Амуре: Слово, 2013.- 215 с.
3. Бельпоков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Текст] / В.И Бельпоков. – ¬Вопросы психологии. 1984. – №1. - С. 141-146.
4. Болотова О.К., Молчанова О.М Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 526 с.
5. Волкова, Г.А.Методика динамического обследования детей с нарушениями речи[Текст] / Г.А. Волкова, М.А. Илюк. - СПб.: Нева, 2012.- 174 с.
6. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности логопедической работы с детьми двухтрехлетнего возраста с задержкой речевого развития. [Текст] / Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Просвещение, 2009.- 101 с.
7. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. [Текст] / А.Н. Гвоздев – М.: Просвещение, 2000.-103 с.
8. Гербова, В.В., Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст] /, В.В. Гербова, А.И. Максаков – М: Просвещение, 1986. – 128 с.
9. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия.- №4, 2014. С. 22-25.
10. Елисеева, М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста [Текст] // Речь ребенка: ранние этапы / Под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: «Издательский цех «Балтика», 2000 – 33с..ю
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 176 с.
12. Занегина В.Н. Формирование лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи с опорой на предметно-практическую деятельность // Логопедия. 2016. №4(14). С.14-18.
13. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. - 368 с.
14. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников [Текст]// Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А. Колунова. – М.: Азбука, 2014.- 327 с.
15. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. / М. М. Кольцова. – М.: Советская Россия, 1973. - 160 с.
16. Лаврентьева, А.И. К проблеме преемственности развития словаря детей. / А.И. Лаврентьева // Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова — М.: Русское слово — ученик, 2015. – с. 96
17. Лалаева, Р.И., Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 216 с.
18. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 160 с.
19. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей - алаликов. [Текст] / Р.Е. Левина - М.: ВЛАДОС, 2001. - 120 с.
20. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] // Основы теории речевой деятельности. /А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2004. – 317с.
21. Лурия, А.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. [Текст] /А.Р. Лурия- М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
22. Невская В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителейлогопедов, воспитателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2017. 64 с.
23. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.- 228 с.
24. Серебрякова, Н.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. - СПб.: Детство-пресс, 2011 - 240 с.
25. Спирова, Л.Ф.Общая характеристика недоразвития речи у детей [Текст] / Л.Ф. Спирова // в кн.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2013.- 480 с.
26. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г.Е. Сухарева. – М.: Медицина, 2017. – 320 с.
27. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288 с.
28. Усанова, О.Н. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами [Текст] / О.Н. Усанова // Дошкольное образование, 2015.- №6.- С. 8.
29. Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили [Текст] / Адель Фабер, Элейн Мазлиш. – М.: Издательство «Э», 2016. – 336 с.
30. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: [Текст] Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Просвешение, 2009. - 223 с.