Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Развитие лексики в обучении иностранному языку продолжает оставаться одной из актуальных проблем. Современные методики обучения иностранным языкам рассматривают обучение лексике как один из ведущих способов формирования и развития коммуникативной компетенции субъекта. Этот процесс невозможен без формирования лексического навыка, который необходим для реализации всех видов речевой деятельности.
В современной образовательной среде всё чаще и больше педагоги используют ИКТ и мультимедиа. Практически все сегодня в учебно-воспитательном процессе используют интерактивные доски, которые подключены к компьютеру. Через проектор учитель имеет возможность выводить любое изображение на экран. Интерактивные доски не просто отображают то, что происходит на компьютере. Они позволяют демонстрировать различные презентации, вносить необходимые правки и коррективы, делать цветные пометки и многое другое.
Обучение школьников иностранным языкам является многокомпонентным процессом формирования соответствующих знаний, умений и навыков (ЗУН). Благодаря использованию в учебном процессе интерактивных досок, формирование ЗУН у школьников становится системным и комплексным. Овладение лексическим навыком имеет для ученика большое значение. Именно лексика, наряду с грамматикой составляет базу любого языка.
Цель работы: изучить и теоретически обосновать использование интерактивной доски при обучении лексике английского языка учащихся начальной школы.
Объект исследования: процесс формирования иноязычных лексических навыков у младших школьников.
Предмет исследования: возможности, предоставляемые интерактивной доской для формирования иноязычного лексического навыка у младших школьников.
Задачи:
1. Определить цель обучения младших школьников иноязычной лексике.
2. Дать определению понятию лексического навыка и этапы его формирования.
3. Описать системы упражнений для обучения младших школьников иноязычной лексике.
4. Рассмотреть учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иноязычной лексике.
5. Описать характеристики интерактивной доски и её основные дидактические возможности в процессе обучения иностранному языку младших школьников.
6. Отметить особенности использования интерактивной доски при обучении лексике английского языка в начальной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков у младших школьников
1.1. Цель обучения младших школьников иноязычной лексике
Современная методика рассматривает иноязычную лексику как один из неотъемлемых компонентов формирования и развития речевых умений школьников. Под лексикой понимают совокупность слов, которые входят в состав языка. Ведущим компонентом речевого общения при коммуникации выступает слово. Слово – это основная единица языка, которая служит для выражения предметов, явлений, действий и состояний. Под формой слова понимают его фонетическую и орфографическую сторону, структуру и грамматические формы. К лексике относятся также сокращения и устойчивые словосочетания [20].
Целью обучения младших школьников иноязычной лексике является пополнение их словарного запаса. Тем не менее, знание эквивалента того или иного иностранного слова в родном языке не говорит о сформированности лексического навыка. Лексический навык подразумевает работу не только с конкретными словами. Речь также идёт о владении тематическими и семантическими группами слов, словообразованием и правилами употребления слов и их групп в соответствии с грамматической и стилистической структурой текста. При формировании лексического навыка большую роль играют контексты.
С.Г. Тер-Минасова говорит о том, что употребление слова в правильном контексте является непростой задачей. За словом стоит понятие, за понятием - предмет или явление реальности мира. И это не тот мир, к которому привыкли при употреблении родного языка. Знание и понимание слова включает в себя информацию о его значениях. Понимание его устной и письменной форм, грамматической сочетаемости, производных данной лексемы и др. [4].
Полное знание и понимание слова позволяет говорить о лексической компетенции, которая понимается, как способность распознавать и использовать словарный состав изучаемого языка. Владение субъектом лексической компетенцией распространяется на весь объём словаря и его тематическое содержание.
О.С. Левицкая пишет о четырёх шагах при изучении лексики:
1. Восприятие слова.
2. Понимание значения слова.
3. Запоминание речи.
4. Использование речи.
Помимо реализации этих обязательных этапов также происходит усвоение грамматического, текстуального, культурного и психолингвистического аспектов. А.Н. Щукин описывает стадии формирования лексического навыка следующим образом. По его мнению, происходит восприятие слова субъектом, с последующим созданием его звукового образа. Происходит осознание значения слова и его имитация. При этом возникает понимание объектов, которые определяются этим словом. На основе этого можно выделить алгоритм развития лексического навыка:
1. Ознакомление с функцией слова, его значением и формальными признаками.
2. Тренировка по усвоению слов.
3. Использование новых языковых явлений в процессе коммуникации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баринова, Т.Л. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов при обучении английскому языку / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 60-63.
2. Бойко, Л.И. Применение Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 80-83.
3. Вергасова, О.М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе / О. М. Вергасова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11.1 (91.1). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19345/ (дата обращения: 24.02.2023).
4. Вербицкая, Е.А. О возможностях применения лексического подхода в обучении навыкам чтения на уроках английского языка / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 122-125.
5. Галиуллина, Э. обучение грамматике с помощью информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения иностранного языка / Сборник тезисов XVIII международной научно-практической конференции «Языковой вкус эпохи» 2019 / Б.Э. Хакимов, Т.С. Пименова, А.В. Данилов. Казань: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ, 2019. – С. 24-27.
6. Голубков, Г.В. Интерактивные методы обучения на уроке иностранного языка / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 146-151.
7. Забродина, Е. В. Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании / Е.В. Забродина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55799/ (дата обращения: 24.02.2023).
8. Иванова, Н.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка для привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 198-202.
9. Кормилицына, Т.В. Использование смарт-приборов в учебном процессе образовательного учреждения [Текст] / Т.В. Кормилицына, А. В. Сидорова. — Учебный эксперимент в образовании. — 2016. — № 1 (77). — С. 51–58.
10. Катилевская, А.А. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 253-255.
11. Круглякова, Е.Д. интерактивные формы обучения на уроке английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 297-301.
12. Мальченко, Н.А. Интерактивные контрольно-измерительные материалы как способ оценки предметных результатов по английскому языку / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 543-547.
13. Намакаева, З. использование интерактивных технологий в системе обучения иностранным языкам / Сборник тезисов XVIII международной научно-практической конференции «Языковой вкус эпохи» 2019 / Б.Э. Хакимов, Т.С. Пименова, А.В. Данилов. Казань: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ, 2019. – С. 53-56.
14. Новоструева, М.А. Интерактивный урок с помощью ресурсов MICROSOFT / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 766-770.
15. Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — 796 с. https://mgimo.ru/upload/2019/05/Solovova_Sbornik.pdf?ysclid=lei0n5072n141165466 (дата обращения: 25.02.2023).
16. Провоторов, Д. А. Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе / Д. А. Провоторов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 353-354. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82247/ (дата обращения: 24.02.2023).
17. Старовойтова, И.Ю. Искусственный интеллект VS УЧИТЕЛЬ / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 774-777.
18. Таирова, Л. Индивидуализация обучения дисциплинам с помощью интерактивных образовательных платформ / Сборник тезисов XVIII международной научно-практической конференции «Языковой вкус эпохи» 2019 / Б.Э. Хакимов, Т.С. Пименова, А.В. Данилов. Казань: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ, 2019. – С. 192-197.
19. Торгашова, Н.С. Применение компьютерных программ в обучении иностранному языку / Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск: Титул, 2020. — С. 474-476.
20. Хакимов, Б.Э. Сборник тезисов XVIII международной научно-практической конференции «Языковой вкус эпохи» 2019 / Б.Э. Хакимов, Т.С. Пименова, А.В. Данилов. Казань: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ, 2019. – 218 с. [Электронный ресурс] https://kpfu.ru/portal/docs/F_1623191798/Sbornik.2019._6__.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
21. Янченко, М.С. Использование интерактивных досок / М. С. Янченко, В. В. Ермолаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (64). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10229/ (дата обращения: 24.02.2023).