Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье населения, прежде всего, зависит от собственного отношения к нему каждого человека, от выбора образа жизни, который формируется в школьном возрасте. Основными причинами, отрицательно влияющими на здоровье учащихся, являются нарушение режима труда и отдыха, нерациональное питание, психологические и эмоциональные нагрузки, формирование вредных привычек [6, с 13]. В результате к выпускному классу учащиеся имеют болезни органов зрения, системы пищеварения, дыхания, нервной системы и опорно-двигательного аппарата [7, с. 28].
Здоровье человека – общее полноценное состояние развития и самочувствия человека в норме. Несмотря на мнение, что полностью здорового человека сейчас не найти, тем не менее, существуют определенные факторы и условия, что оказывают влияние на здоровье. Поэтому так важно каждому из нас бережно относиться к своему физическому, психическому здоровью. И развивать данную тему необходимо как на уровне семьи, так и на уровне общества, социальных институтов.
Соматическое здоровье представляет собой работу органов и систем организма в норме. Здоровье на физическом плане – это развитое и тренированное человеческое тело. Здоровье на психическом уровне означает функционирование психики и сознания в норме. Нравственное здоровье предполагает наличие моральных и нравственных норм, усвоенных и применяемых человеком. Итак, критерия человеческого здоровья зависят от:
- полноценного развития человека на уровне физиологии, генетики;
- отсутствия болезней, мутаций;
- отсутствия дефектов, отклонений на физике, психическом уровне.
Сложно переоценить значение физкультуры и спорта в жизни каждого человека и для государства в целом. Эти занятия лежат в основе хорошего самочувствия и работоспособности граждан, помогают адекватно реагировать на стрессовые изменения факторов внешней среды. Что доказывает эффективность регулярных физических упражнений. Для этого в эпоху трансформации в обществе формируются здоровые привычки, новые ценности.
Современников везде подстерегают стрессы: дома – банальные бытовые конфликты, на работе – сложности профессионального характера. Растут тревога и напряжение, ведут к эмоциональным перегрузкам – в итоге появляются сложности с нервами, сердцем и сосудами. Многие «заедают стресс» - что приводит к лишнему весу, ожирению, нарушению обмена веществ. В быту появилось столько техники, что человечество обленилось и страдает от гиподинамии.
Научно-технический прогресс идет дальше - здоровье людей зависит от интенсивности занятий физкультурой и спортом. Иммунный щит организма не справляется с воздействиями достижений науки.
Два года пандемии сделали незаменимой интернет-торговлю: как раньше жили без четкой логистики и бесплатной экспресс-доставки. Снижение физических нагрузок влечет за собой серьезные проблемы со здоровьем, которым свойственно накапливаться. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить иммунитет, человеку важно регулярно двигаться и вести активный образ жизни с раннего возраста. Только физические упражнения помогут достичь гармоничного состояния организма - поэтому настолько важна роль физкультуры в формировании здорового образа жизни.
Физкультура и спорт становятся спусковыми триггерами в современной культуре, способствуют росту духовности и нравственных качеств приверженцев, хотя прослеживается тенденция задвигать аспекты на второй план, считая второстепенными. Современные реалии таковы, что на первый план выходят построение карьеры и получение достойного заработка: то и другое зависит от уровня интеллектуальных затрат. В результате организм перегружается и необходима разрядка, которую дают спорт и другие виды физической активности. В тренде спортивность, подтянутость и прекрасный внешний вид.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания.
Задачи:
- определить понятие «здоровый образ жизни», его содержание и критерии;
- рассмотреть здоровый образ жизни в современном образовательном пространстве;
- проанализировать вопрос формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания ;
- описать вопрос физической культуры и оптимизации режима двигательной активности как важнейшего компонента здорового образа жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни. Предмет исследования – физическая культура как элемент формирования ЗОЖ у младших школьников.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗОЖ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие «здоровый образ жизни», его содержание и критерии
Регулярные физические нагрузки создают физиологические механизмы, которые расширяют границы возможностей самого организма, его способность адаптироваться, что дает возможность в разные периоды разворачивание приспособительных физиологических процессов [1, с. 2].
Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В. Коробков дифференцировал несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая, дезадаптация и повторная адаптация. Под готовностью адаптироваться понимается морфофункциональное состояние организма, благодаря чему обеспечивается успешная адаптация к новым условиям существования. Чтобы организм был готов к адаптации и эффективно реализовывал ее, важны факторы, которые укрепляют общее состояние организма, стимулируют его неспецифическую резистентность:
1) правильное питание
2) адекватный режим
3) адаптирующие средства медикаментозного характера
4) физическая нагрузка
5) закаливание [2, с. 303].
Огромна роль двигательной функции в возрастном развитии личности. Растущий организм благодаря физическому воспитанию растет, совершенствуется, укрепляется здоровье, формируются духовные качества личности. Но важно и правильно организовать двигательные упражнения, осуществлять их коммуникацию с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием.
На рисунке 1 мы показали задачи двигательных упражнений. Важность данных задач связана с тем, что, несмотря на то, что органы и системы развиваются быстро, их работа еще не является совершенной, еще не выражены защитные свойства организма [8, с. 79]. Важно способствовать правильному и своевременному развитию костной системы, связок и суставов, позвоночника, свода стопы, укреплять все группы мышц, развивать и укреплять сердечно-сосудистую систему, укреплять дыхательную систему [11, с. 35].
Рис. 1 – Задачи двигательных упражнений
На рисунке 2 мы показали основные средства физического воспитания как одной из двигательных функций [5, с. 209]
Рис. 2 – Основные средства физического воспитания
К способам усиления двигательной интенсивности относятся физкультура и спорт. В процессе занятий укрепляется здоровье, снижается утомление организма, нивелируются перегрузки психики. Кроме того, по мере усиления динамики происходит становление личности конкретного человека и самоутверждение: постепенно формируется новый образ жизни, появляется повод определиться по ценностям. Важно заинтересованное участие самих граждан – приверженцы здорового образа жизни сохраняют интерес к жизни и бодрость на много лет, возраст здесь не помеха.
Качество здоровья человека зависит от: образа жизни на 50–55%, наследственность отражена на 20–23%, экология и окружающая среда влияют на 20–25% и здравоохранение – на 8–12%. Так как здоровье больше других факторов воздействует на образ жизни - значит, можно на это повлиять и практиковать ЗОЖ, что позволит функционировать в социуме и профессии. Для скорейшего приспособления и мобилизации резервного потенциала организма уделить пристальное внимание способам жизнедеятельности.
Главным компонентом ЗОЖ стала физическая культура, с утренней зарядки до физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся с инструктором лечебной физкультуры либо самостоятельно. Наши граждане изобретательны - любят активничать, перечислим варианты: с онлайн-тренировок в Зум, занятий фитнесом и посещения тренажерного зала. Стали популярны шведская ходьба, гимнастика цигун, йога и пилатес. Также частые заезды на велосипедах, крутые виражи на скейте или сноуборде. Популярно пребывание в плавательных бассейнах и аквапарках. Много любителей водных видов спорта, начиная со сплава по рекам на байдарках.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анисимова М. В., Физическая культура - территория образования, воспитания, здоровья и спорта // Физическая культура в школе. — 2017. — № 8. — С. 2-5
2) Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический проект, 2021.
3) Гольцов Р. М., Казначеев В. А. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ – 2022. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 87-92
4) Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова - 2020. С. 16-20
5) Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2019.
6) Ким Ю. О., Семененко И. Г., Куликова Н. В., Яковлева Л. А., Аникина Е. Ю. Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни подростков//СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК. 2020. № 1. С. 13-15
7) Калмыков Н. Н., Рехтина Н. В. Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения в Российской Федерации. М., 2018. С. 28-35
8) Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры:Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2020.
9) Милехина И.А. Спортивная деятельность и отношение к своему здоровью у россиян // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сб. мат-лов III Всерос. с международ. уч. науч.-практ. конф. – 2021. – С. 62-65.
10) Милехин А.В., Милехина И.А. Физическая культура как средство снижения негативного воздействия на человека // Бенцманские чтения. Развитие управления качеством продукции и конкурентоспособностью предприятий в условиях цифровых трансформаций экономики: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф. – 2020. – С. 151-156.
11) Мореловцева М., Здоровые привычки: как их формировать // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020. — № 6. — С. 35-40
12) Пашкова Н. В., Особенности построения процесса физкультурного образования для учащихся начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2021. — № 6. — С. 19-21
13) Пухова Я. С., Степанов А. В., Тихомиров П. А. Особенности формирования здорового образа жизни// Материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск, 2019. С. 114-117
14) Репка В. Ю., Котченко Ю. В. Формирование основ здорового образа жизни в процессе физического воспитания младших школьников// ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. РЕКРЕАЦИЯ. СПОРТ. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Отв. редактор В.П. Строшков. Севастополь, 2022. С. 434-441
15) Сбитный С. Н., Формирование культуры здоровья младших школьников в образовательном процессе средствами физкультурно-оздоровительной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2022. — № 1. — С. 44.
16) Стародубцева О.М. Теоретические подходы к проблеме управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательных организациях// ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. Межвузовский сборник научно-методических работ. Санкт-Петербург, 2021. С. 79-85
17) Туревский И. М., Реализация модели проблемного обучения младших школьников в процессе проведения уроков физической культуры // Образование и общество. — 2018. — № 1/2. — С. 45-52
18) Физическая культура, спорт и здоровье в современном мире : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Рязань, 21-22 марта 2019 г.) : сборник статей. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 240 с.
19) Фролова О. Е. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у младших школьников//Научные достижения: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 29 ноября 2019 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2019. С. 55-60
20) Хомутов В. Ю., Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры у младших школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2021. — № 3. — С. 66
21) Шиленко О. В., Развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 2. — С. 99
22) Якушев Д. С., Оценка уровня физических качеств младших школьников в соответствии с требованиями комплекса ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2020. — № 2. — С. 7.