Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одна из демографических и социально-экономических проблем российского общества - интеграция людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность данного вопроса обусловлена рядом ситуаций, возникших в современной России.
Количество людей с физическими, психическими, психологическими и сенсорными нарушениями в составе населения страны постоянно увеличивается. Ежегодно в России рождается 50 000 детей, и у этих детей в раннем возрасте выявляют инвалидность. Это говорит о том, что с переходом российского общества к рыночным отношениям усиливаются неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, влияющие на демографию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается состояние здоровья населения страны, особенно женщин детородного возраста. Кроме того, переход к платному здравоохранению, изменение образа жизни российского общества, изменение ценностных ориентаций, изменение культурно-нравственных устоев общества означают, что в этих условиях в ближайшие годы тенденция к увеличению числа людей с ограниченными возможностями, скорее всего, сохранится. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации людей с ограниченными возможностями является важнейшей социально-экономической и политической задачей для всех структур государства и общества.
В современном российском обществе не только постоянно сокращается количество трудоспособных людей, но и неуклонно ухудшается их качественный состав на фоне роста инвалидности среди детей и подростков, что становится реальным препятствием для экономического развития страны. В этой связи решение основных социальных проблем людей с ограниченными возможностями, таких как обучение, трудоустройство и реабилитация, позволит не только существенно изменить положение этой группы в обществе и сформировать определенную социокультурную толерантность по отношению к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.
Современное российское законодательство, формирующее определенную толерантность к людям с ограниченными возможностями, соответствует общепринятым международным стандартам и имеет гуманитарную направленность. Для повышения уровня адаптации и здоровья людей с ограниченными возможностями в России создана и функционирует сеть реабилитационных учреждений. Инвалидность — это социальная проблема. защита реабилитация
Объектом курсовой работы является социальная защита инвалидов в РФ.
Предметом курсовой работы является меры социальной поддержки инвалидов.
Целью работы является изучение опыта и проблем социальной защиты инвалидов в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. 1. Определение понятий "лица с ограниченными возможностями" и "социальная защита".
2. Изучить юридические документов, касающихся специфики данного вопроса;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты людей с инвалидностью
1.1 Понятие и значение инвалидности в РФ
Одним из самых важных вопросов в современном обществе является инвалидность. К сожалению, люди с постоянной инвалидностью были, есть и будут оставаться инвалидами. Эта социальная проблема носит повсеместный характер, и никто от нее не застрахован. Сегодня люди с ограниченными возможностями являются одними из наименее защищенных людей в обществе, поскольку им труднее найти работу, их доход во многих случаях ниже среднего, а их потребности в медицинских и социальных услугах выше .
Проблема инвалидности была признана с древних времен, вскоре после создания человеческого общества. Люди, в силу различных обстоятельств, имеют инвалидность, которую невозможно вылечить, даже с развитием медицины и ее современными стандартами. В первые годы развития общества отношение к людям с ограниченными возможностями было нетерпимым из-за неразвитости производительных сил и низких культурных, моральных и духовных ценностей.
Первые упоминания о людях с тяжелыми физиологическими и интеллектуальными нарушениями встречаются в законодательных документах хаотичного общества. Люди с ограниченными возможностями занимали самые низшие слои населения. Их считали обузой, прослойкой и бесполезными. Они были обречены на нищету и уничтожение. Примером тому может служить высказывание Аристотеля в "Политике" о детях-инвалидах: "По закону положено, чтобы хромому ребенку не давали пищи".
И таково было отношение большинства стран в то время. Детей-калек убивали, как только они рождались. Калеки, получившие увечья, которые не позволяли им нормально функционировать в детстве, юности и даже во взрослой жизни, также не оставались безнаказанными. В Римской империи, например, им не разрешалось участвовать в общественной жизни. Конечно, по мере развития общества инвалидность стала более приемлемой. История инвалидности показывает, что мы прошли путь от физиологического устранения, от сегрегации "низших" членов общества, к концепции участия в рабочей силе, к пониманию необходимости реинтеграции людей с ограниченными возможностями с физиологическими нарушениями, патофизиологическими синдромами и психосоциальной инвалидностью.
В этом контексте важно отказаться от традиционного взгляда на инвалидность как на проблему "инвалидов" и представить ее как проблему общества в целом.
Само слово "инвалидность" происходит от латинского слова "volid", что буквально означает "непригодный" или "низкий". Сегодня для обозначения людей с ограниченными возможностями обычно используются термины "человек с инвалидностью" и "человек с детской инвалидностью".
Инвалид - это человек, имеющий состояние здоровья, представляющее собой стойкое нарушение биологических функций вследствие заболевания, травмы или инвалидности, которое вызывает ограничения жизнедеятельности человека и приводит к необходимости его социальной защиты.
Инвалидность - это утрата способности или возможности осуществлять деятельность по самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю поведения, обучению и работе.
В зависимости от степени нарушения биологических функций лица, признанные инвалидами, включаются в группу лиц с ограниченными возможностями, а лица в возрасте до 18 лет - в категорию "дети с ограниченными возможностями" или "дети с особыми потребностями". .
Инвалиды — это также те, кто, хотя и выглядят как нормальные люди, из-за своего заболевания не могут выполнять различные задачи так же, как здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не может выполнять тяжелую физическую работу, но вполне способен выполнять умственную работу.
Инвалидность - это состояние человека, которое характеризуется нарушением или ограничением способности функционировать физически, умственно, сенсорно или духовно.
Все люди с ограниченными возможностями делятся на группы по различным основаниям
1. по возрасту: дети с инвалидностью и взрослые с инвалидностью.
2. по причине инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды-ветераны войны, инвалиды в трудовом коллективе, инвалиды с системными заболеваниями.
3. по уровню инвалидности: инвалиды с физическими недостатками и инвалиды по профессии, инвалиды I группы (инвалиды по профессии), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или ограниченно трудоспособные), инвалиды II группы (инвалиды по профессии с ослабленными условиями труда).
4. В зависимости от характера заболевания инвалиды могут быть классифицированы как подвижные, неподвижные или немобильные.
Существует четыре степени стойкого нарушения функций организма человека.
1. I стадия - стойкое умеренное ограничение организма человека в размере 10-30%, обусловленное заболеванием, в результате травмы или инвалидности.
II стадия - стойкое умеренное ограничение организма человека вследствие заболевания, в результате травмы или инвалидности, в процентном соотношении от 40% до 60%; III стадия - стойкое выраженное ограничение организма человека вследствие заболевания, в результате травмы или инвалидности, в процентном соотношении от 40% до 60%.
II стадия - стойкое выраженное ограничение организма человека вследствие заболевания, полученного в результате травмы или инвалидности, в процентном соотношении от 70 до 80%. 3. III стадия - значительное ограничение организма человека вследствие заболевания, полученного в результате травмы или инвалидности в процентном соотношении от 70 до 80%.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о правах инвалидов. Заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г.
2. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
3. .Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4. ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» принят Государственной Думой 20.07.1995 г., одобрен Советом Федерации 15.11.1995 г. (в редакции 09.12.2010 г.)
5. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
6. ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Российская газета, N 278, 05.12.2014;
7. ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49. 91 с.
8. ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52. ст. 6965.
9. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ //Собрание законодательства РФ 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831.
10. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 19.07.1999 г. N 29 ст. 3699.
11. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02. 2006 г. N 95 // Собрание законодательства РФ от 27.02. 2006 г. N 9, ст. 1018.
12. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» // Собрание актов Президента и Правительства РФ от 5 октября 1992 г., N 14, ст. 1098.
13. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»// Собрание актов Президента и Правительства РФот 5 октября 1992 г. N 14, ст. 1097.
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» в редакции от 09.08.2016 г.
Учебная и справочная литература
1. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издат. Центр «Академия», 2015. С. 104.
2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения - М: Гуманистическое издание центр ВЛАДОС, 2013.С. 54.
3. Панов А.М., Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М., 2014.С. 212.
4. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, - 2012. С. 340.
5. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. С.36.
6. Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. – М. - 2012. С.54
Интернет-ресурсы
1. https://www.consultant.ru/