Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном многонациональном мире обострение социальных, этнических и религиозных проблем стало частью окружающей действительности. В такой ситуации только воспитание подрастающего поколения в духе традиционных культурных ценностей может противостоять агрессии и конфликтности современного общества. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего начального образования ставит перед педагогами задачу воспитания патриота и гражданина своей страны с уважением относящегося к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества . Российская Федерация – многонациональное государство, сохранение и поддержание культурного разнообразия и языкового наследия всех народов ее населяющих – одна из основных задач современного государства. Именно это и определило требования ФГОС ООН. Еще одной стороной проблемы воспитания гражданина на основе традиционных культурных ценностей является роль воспитателя – классного руководителя в этом процессе. Для младшего школьника признание авторитета учителя в любом вопросе естественно, поэтому именно на него возлагается основная задача приобщения детей к культурным ценностям своей страны и достижения учащимися характеристик, заложенных ФГОС ООН в «Портрете выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край, свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Это и определило актуальность и практическую значимость настоящего исследования.
Цель исследования – охарактеризовать деятельность классного руководителя по вопросам приобщения учащихся младших классов к системе культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «культурные ценности»;
- дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. Культурные ценности: определение, характеристика
Впервые понятие «культурные ценности» было сформулировано в 1954 г. в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В ней под культурными ценностями понимаются, прежде всего, материальные ценности – предметы и произведения культуры, результаты и методы научных исследований, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты . Однако, это определение далеко не полно.
Историко-культурные ценности… Как знаком и близок нам этот термин. Все мы имеем с ними дело каждый день. Однако часто ли мы задумываемся над тем, что для нас представляет собой наследие, кроме как интеллектуальный и эстетический груз веков, который необходимо, как говорят в программных документах, «сохранять»?
В наметившемся движении профессионального сообщества по пути разработки и внедрения основ современного менеджмента культуры пока незаслуженно мало внимания уделяется культурному наследию и культурным ценностям. Это, в общем, понятно - наследие, у многих неразрывно ассоциируется с прошлым, а значит, подсознательно с пусть и здоровым консерватизмом, попытками сохранить «status quo», зачастую в ущерб развитию. В тоже время, для других объекты наследия, памятники продолжают оставаться своего рода «священной коровой», чем-то незыблемым и неприкасаемым, пригодным разве что для реставрации и любования . Между тем международный опыт свидетельствует об ошибочности обеих крайностей в подходах к этому важному сегменту культурного сектора . Истина, как всегда, где-то посредине. Дело в том, что наследие — это, прежде всего, способ отношений прошлого с настоящим и будущим и оно выполняет в нынешнем обществе множество современных функций. Первую группу можно условно обозначить как психолого-социальную или образовательную. Они включают в себя удовлетворение психологических потребностей человека и общества в целом: «комфорт прошлого может быть якорем в бурлящем будущем» . Одно из негативных последствий распространения современной массовой культуры – различные проявления коллективной потери памяти общества в смысле отношения к исторической памяти. Наследие в этом смысле может существенно снижать негативные проявления данного фактора. Происходить это может в форме реализации различных образовательных программ на основе потенциала музеев и памятников. В настоящее время настала пора перейти к новому определению этой очень важной деятельности, которое в ходу у социологов, к «социализации», посредством которой и осуществляется передача норм и стандартов общества новым поколениям.
Ко второй группе функций относятся идеолого-политические. Они, например, часто используется политологами, для которых события прошлого данные в сравнении с настоящим представляют собой не только способ продолжения норм общества, но и способ обращения к непрерывности истории, которым действующая власть может подтвердить свою законность.
Две первые функции наследие выполняет уже очень давно, третья группа, которую можно назвать экономической, появилась в последние годы. Выяснилось, что исторические физические ресурсы создают не только хорошую базу для «культурного» туризма или туризма «наследия», но и в более широком смысле создают полезную и благоприятную ресурсную основу для множества других видов экономической деятельности. В ходе процесса реализации определенных функций физические исторические ресурсы превращаются в продукты наследия в ходе особого «производства». Наследие в свою очередь оказывает влияние на современный исторический процесс и формирование новых исторических ресурсов и так по кругу. Это «производство» сложно и многогранно по своей природе и для его осуществления необходим выбор определенных исторических ресурсов или «сырья». Прошлое, таким образом, лучше всего представить в виде «своеобразного» карьера возможностей, из которого добывается и используется лишь малая часть в виде наследия» .
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1. Нормативно-правовая база деятельности классного руководителя
Современное общество выдвигает новые требования к развитию и воспитанию личности. Поэтому перед образовательными организациями ставятся весьма непростые задачи, которые со временем только усложняются. Однако в основе их лежит та основная задача, которая была сформулирована в Конвенции о правах ребенка 1989 г. «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
Поскольку в основе воспитательного процесса в школе лежит создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и дальнейшего самоопределения, то принципы реализации процесса воспитания должны опираться на те установки, которые сформулированы как приоритеты государственной политики в области образования и воспитания.
В основе концепции воспитательной деятельности современной школы лежат международные нормативно-правовые документы. Такие, как Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19.11.1974); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966); Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948); Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959); Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
Конституция Российской Федерации определяет, что общие вопросы образования и воспитания находятся в ведении Российской Федерации и ее субъектов .
Более детально цели и задачи воспитания в современной школе определяет следующий ряд нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 №120-ФЗ с изменениями от 07.05.2013 г.); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 №124-ФЗ с изменениями от 05.04.2013); Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 №436-ФЗ); Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 №98-ФЗ, с изменениями от 05.04.2013); Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599; Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года № 240; Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере до¬школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (вос¬питатель, учитель)»; Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимает деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства .
В конце 2012 г. в Трудовой кодекс Российской Федерации было введено новое понятие «профессиональный стандарт». Профессиональный стандарт «Педагог» утвержден Министерством труда России 18 октября 2013 г. № 544н. Он устанавливает основные требования к знаниям, умениям и профессиональным навыкам педагога, причем в нем отдельно выделена сфера воспитательной деятельности. В частности, согласно профстандарту, педагог-воспитатель должен владеть методами и приемами организации внеурочной деятельности, организации экскурсий, походов и экспедиций, музейной педагогики .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования было охарактеризовать деятельность классного руководителя по вопросам приобщения учащихся младших классов к системе культурных ценностей. Данная цель была выполнена в ходе реализации следующих задач:
- проанализировано понятие «культурные ценности»;
- дана психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
- рассмотрена нормативно-правовую базу деятельности классного руководителя в младшей школе;
- охарактеризованы возможности внеурочной деятельности по приобщению учащихся к культурным ценностям;
- предложена разработка внеурочного мероприятия для младших школьников к Дню народного единства «Вместе – мы сила!».
В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
Понятие культурные ценности – понятие системное, включающее в себя ценности как материальные – произведения искусства, научные разработки, уникальные территории и объекты, так и нематериальные – духовные ценности. И если вопросы сохранения культурного наследия и приобщения к нему подрастающего поколения давно и детально разрабатываются в научной и методической литературе, то вопрос о приобщении современных детей к духовной культуре все еще остается одним из важнейших на повестке дня воспитательной среды современной школы.
Младший школьный возраст – это своеобразный переходный этап из детства в отрочество. С одной стороны, еще сохраняется детская непосредственность, эмоциональность, восприимчивость. С другой – он начинает приобретать социальный статус. А это связано с расширением круга его обязанностей, меняются его интересы, ценности. Важным явлением в его жизни становится мотивация успеха. Для многих современных школьников младший школьный возраст – это также время формирования основных коммуникативных умений и навыков.
Следует заметить, что поскольку личность ребенка формируется в процессе его деятельности и возникающих при этом отношений с другими людьми, то задача классного руководителя состоит в том, чтобы направить эту деятельность в русло правильного приобщения детей к культурным ценностям своей страны, своего народа. Тем более, что современные ресурсы предоставляют для этого все возможности.
Анализ нормативно-правовой базы учебно-воспитательной работы в основной общеобразовательной школе показал, что законодатель в лице государства уделяет очень большое внимание организации воспитательной работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности, ориентированной на дальнейшее саморазвитие. При этом преимущественное внимание уделяется духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию современных школьников.
Основными направлениями нравственно-патриотического и духовного воспитания в начальной школе могут быть военно-спортивные игры, конкурсы патриотической песни, экскурсии по местам боевой славы, проведение уроков Мужества, шефство над братскими захоронениями, шефство над ветеранами, участие в конкурсах «Моя родословная», посещение музеев и театров, проведение тематических мероприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешин Б.А. Сохранение или приспособление: история и современность реставрационной теории и практики //Реликвия. 2003. №1. с. 8-19.
2. В поисках утраченного //Архитектурный вестник. 1995. №4. с. 44-48.
3. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://european-court-help.ru/wp-content/uploads/2022/03/gaagskaja-konvencija-o-zashhite-kulturnyh-cennostej-v-sluchae-vooruzhennogo-konflikta-1954-goda-.pdf
4. Зайцева К. П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2011. – №. 3. – С. 1552-1552
5. Игнаткин И.А. Охрана памятников истории и культуры. Киев, 1990.
6. История Гражданской обороны России, 23.mchs.gov.ru. Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю. Дата обращения: 14 января 2023.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
8. Колышницына Н.В. Увековечение памяти А.В. Суворов в Петербурге //Фонтанка. 2018. № 1. С. 15.
9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
10. Конституция Российской Федерации. Ст. 26. Ч. 2. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., - Просвещение, 2009.
12. Кубрякова И.А. Педагогические условия патриотического воспитания школьников //VIII Международная студенческая конференция Студенческий научный форум – 2016. https://scienceforum.ru/2016/article/2016022671. Дата обращения: 14 января 2023.
13. Кучурин В.В. Организация внеурочной деятельности в школе / Кучурин В.В., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, 2016.
14. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2002.
15. Мартынов А.И. О зарубежном опыте охраны и использования археологических памятников //Материалы научно-практической конференции: Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1996. с. 25-27.
16. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации. Составитель Л.Н. Буйлова. – М. Издательство Перо, 2014.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006
18. Прохоров А. О., Генинг Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1998. – Т. 4. – С. 40-52.
19. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
20. Рачева В.С. Развитие творческого мышления младших школьников // Концепт. 2013. №1.
21. Снегирева Т. В. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности: дис. – 2017.
22. Съедугина О.В. Система работы классного руководителя по воспитанию социальной культуры младшего школьника // Открытый урок. Первое сентября. – Электронный ресурс. – Режим доступа: urok.1sept.ru/classroom-management/topics/152,
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021 (с измен. и доп. от 18.07.2022) // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: www.garant.ru
24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
25. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардарики, 2005.
26. Шаршов И. А., Субботкина М. И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2012. №12 (116).
27. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
28. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996.
29. Ashworth, G.J. From history to heritage—from heritage to identity. In search of concepts and models. In: G.J.Ashworth and P.J.Larkham (eds) Building a New Heritage. Tourism, Culture and Identity in the New Europe, London: Routledge. 1994 P.17
30. Lynch K. What Time is this Place. Cambridge, 1972.