Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Современная жизнь и ее социально-экономические реалии требуют нового подхода к образованию и профессиональной подготовке молодежи. В настоящее время существует много проблем в сфере образования. Основные вопросы связаны с экономической и политической реформой общества. Резкое разделение доходов и масштабная бедность семей.
Семейная жизнь хаотична, и устоявшиеся традиции семейного образа жизни разрушаются: высокая занятость родителей или, наоборот, влияние их безработицы. Такая ситуация создает внутренние конфликты и проблемы для детей. Данные психологов, врачей и психиатров доказывают это и наглядно иллюстрируют проблемы взаимодействия детей с внешним миром, обществом и другими людьми. В то же время врачи, социологи и психологи говорят, что число детей, «выброшенных из общества», резко возросло. Дети, хотя и благополучные на вид, предоставлены сами себе. Все это показывает, что необходимо улучшить статус образования в школах, одном из немногих социальных институтов, которые действительно участвуют в развитии детей.
Развитие парадигмы педагогического гуманитарного образования представляет собой сложный процесс. Он происходит в контексте обновления всей национальной системы образования. Он сопровождается кризисными явлениями, критикой, реформами в педагогической науке и практике, а также внедрением новых методов педагогической образовательной деятельности. препятствуют объективные причины, связанные с положением детей в стране и преподаванием, а также трудности, связанные с разрушением стереотипов в образовательном сознании и практической деятельности. Исходя из вышеперечисленных фактов, сформулируем тему исследования: «Проблема соотношения целей и содержания обучения».
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: взаимосвязь цели и содержания обучения.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и на практических примерах рассмотреть проблему соотношения целей и содержания обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность процесса обучения;
изучить цели и функции обучения;
определить организацию и методику исследования;
рассмотреть разработку и реализация комплекса условий формирования соотношения целей и содержания обучения у младших школьников на уроках русского языка;
изучить определение динамики развития формирования соотношения целей и содержания обучения у младших школьников.
Методологическая база исследования: в работе использовались следующие методы: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ научной литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты соотношения целей и содержания обучения
1.1 Сущность содержания обучения
Содержание обучения относится к определенной информации, используемой в процессе обучения. Содержание тренинга включает в себя четыре основных элемента: знания, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционального и ценностного отношения к реальности. Полный набор образовательной информации определяется социальным заказом индивида, общества и системы образования страны и адаптируется к условиям этой системы образования. Каждый исторический период развивает свою собственную культуру, создает уникальные теории преподавания и соответствующим образом перестраивает содержание образования.
Основными документами, определяющими образовательное содержание современной системы образования, являются стандарты, учебные программы, планы и учебники [7].
Содержание общего образования дает человеку возможность участвовать в социальной, непрофессиональной деятельности, формировать гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание своего положения в нем.
Содержание специального образования делает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности. Одним из двух основных компонентов общего образовательного процесса является обучение (процесс обучения). Его сложность может уступать только образованию и развитию. Очень трудно дать полное и детальное определение, поскольку оно включает в себя большое количество различных связей и взаимосвязей, множество факторов разного порядка и разной природы [14].
В трудах древних и средневековых мыслителей термин «обучение» в основном понимается как преподавание, и его целью являются учащиеся. В конце девятнадцатого века концепция обучения стала включать в себя два компонента этого процесса – преподавание. Обучение понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебных материалов, а тренинг понимается как деятельность учащихся по усвоению предоставленных им знаний. Позже концепция преподавания нашла отражение в управленческой деятельности преподавателей, формируя метод познавательной деятельности учащихся, а также в общей деятельности преподавателей и учеников [7].
Суть процесса обучения как общей деятельности заключается в единстве преподавания и усвоения знаний. В современном понимании характеристиками преподавания являются: двусторонний характер; совместная деятельность преподавателей и учащихся; руководство преподавателями; систематическая организация и управление; целостность и единство; соблюдение законов возрастного развития учащихся; управление их развитием и
Проблемы преподавания и воспитания исследуются частью педагогики, называемой педагогикой. Слово «педагогика» возникло в Греции и в переводе означает «просвещающий». Впервые он появился в работах немецкого учителя В.Р. Ратихия (1571–1635) для обозначения искусства обучения. Как «универсальное искусство учить всех всему» интерпретирует И. А. Коменский. В конце 19 века немецкий учитель И. Гербарт придал дидактике статус целостной и последовательной теории педагогического обучения. Основные задачи дидактики о том, чему и как учить, остались неизменными со времен В.Р. Ратихия: чему и как учить. Современная наука интенсивно изучает проблемы того, когда, где, кого и почему учить [8].
Основными категориями педагогики являются: преподавание, teaching, тренировка, воспитание, знания, умения, квалификация, а также цель, содержание, организация, тип, форма, метод, инструмент, результат (продукт) обучения. В последнее время наиболее важный статус было предложено присвоить концепциям дидактических систем и методов обучения. Таким образом, мы получаем более короткое и полное определение: педагогика – это наука об обучении и воспитании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигнутых результатах.
Преподавание – это упорядоченная деятельность учителей по достижению целей обучения (преподавательских задач), предоставлению информации и содействию образованию, осведомленности и практическому применению знаний [13].
Обучение – это процесс (точнее, общий процесс). В этом процессе, основанном на знаниях, практике и опыте, возникают новые модели поведения и деятельности учащихся, приводящие к ранее приобретенным изменениям.
Обучение – это упорядоченное взаимодействие между преподавателями и учащимися, направленное на достижение установленных целей. Это двусторонний процесс. В этом процессе развивается познавательная деятельность учащихся, формируются научные знания и необходимые виды деятельности, эмоциональная ценность и творческие отношения с окружающей действительностью. Основными структурными элементами обучения как системы являются: цели, содержание, методы, организационные формы и результаты. В связи с этим мы раскроем природу некоторых понятий.
Образование – это система знаний, умений и навыков мышления, приобретенных в процессе обучения. Знание – это набор идей, которые выражают овладение теорией предмета. Отражать окружающую действительность в сознании учащихся в виде концепций, планов и конкретных образов. Навыки – Овладейте методами (техниками, действиями) применения того, чему вы научились на практике. Навыки – это навыки, которые автоматически привносятся для достижения высокой степени совершенства [12].
Цель (образование, education) – это то, что преследует образование, и будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (тренинг, образование) – это система научных знаний, практических навыков и умений, курсов и способов мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.
Организация включает в себя организацию учебного процесса в соответствии с определенными стандартами и обеспечение его необходимыми формами для наилучшего достижения поставленных целей.
Форма – это способ существования процесса обучения, и это оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения в основном относится к количеству учащихся в классе, времени и месту обучения, порядку выполнения и т.д.
Метод – это способ достижения целей и задач обучения.
Вторичная и профессиональная поддержка процесса обучения. Это голос (речь) учителя, его способности в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. [5].
Результат (учебный продукт) – это важное содержание обучения, конечное следствие процесса обучения и степень достижения ожидаемой цели.
Модель педагогического исследования, возникающая из предметной области, зависит от изучения учебной программы и результатов образовательного процесса, определения методов, организационных форм и инструментов для достижения ожидаемых целей и задач, и поэтому выполняет две основные функции:
1) Теория (главным образом диагностика и прогноз);
2) Практичный (спецификация, инструмент).
Педагогика включает в себя систему преподавания всех предметов и образовательную деятельность на всех уровнях. В соответствии с масштабом реальности опроса различают общие и частные методы обучения.
Предметом первого исследования является процесс обучения, его модели и принципы, условия и факторы, которые его порождают, форма, в которой он организован и проводится, и результаты, к которым он приводит. Частная педагогика называется методом обучения. Регулярность их исследовательского процесса, содержание, форма и метод преподавания академических предметов, каждый предмет имеет свою собственную методологию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Виноградова, Н. Ф. Современная начальная школа: дифференциация обучения / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. 2021. № 1 (102). – С. 3—6.
2. Виноградова, Н. Ф. Методическое сопровождение обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. 2022. № 1 (108). – С. 9—21.
3. Виноградова, Н. Ф.. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе: формирование познавательных универсальных учебных действий. / Н.Ф. Виноградова. – Методическое пособие. М.: 2018. – 112 с.
4. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. – М.: Academia, 2019. – 352 c.
5. Ефимова, О.С. Особенности обучения младших школьников в современном цифровом обществе / О.С. Ефимова // Педагогика и психология образования. 2022. № 1. – С. 224–239
6. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Альфа-М, 2018. – 448 c.
7. Ивановская, О.Г. Педагогика текста и психолингвистка: Учебное пособие / О.Г. Ивановская. - М.: Форум, 2018. - 256 c.
8. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
9. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. – М.: Риор, 2018. – 290 c.
10. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
11. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html.
12. Продуктивный метод обучения в професс. обучении. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu.
13. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 576 с.
14. Понятие и сущность продуктивных методов обучения // Научное сообщество учеников: Междисциплинарные исследования. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf.
15. Родионова, С.Ю. Система образования в РФ [Текст]/ С.Ю. Родионова // Социальное образование в России. – 2019 (№8). – С. 34-35
16. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
17. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. – М.: Academia, 2019. – 400 c.
18. Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. – С. 82-84.
19. Уракова, Е.А., Зиновьев О.А., Гусев Е.Н. Сущность и организация воспитательного процесса обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. №2 (52). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-organizatsiya-vospitatelnogo-protsessa-obuchayuschihsya
20. Федотова, Г.Р., Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута./ Г.Р. Федотова. – Вестник Казанского технологического университета. 2019. – С.45 – 49.