Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Возросшие на современном этапе требования производства и внепроизводственной деятельности непосредственно к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, нежели раньше, мере актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, так как профессиональные намерения большей части учащихся нередко не соответствуют ни их потребностям, но потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии в рамках страны в целом.
Современные школьники нуждаются именно в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе профессионального самоопределения.
Кроме этого, подготовка к выбору профессии важна еще и по той причине, что она выступает в качестве неотъемлемой части всестороннего и гармоничного развития личности человека, и поэтому ее необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии как с нравственным, трудовым, интеллектуальным, а также эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть именно со всей системой учебно-воспитательного процесса. То есть профориентация характеризуется как важный момент и в развитии каждого отдельного человека, и в функционировании нашего общества в целом.
В качестве основного центра профессиональной работы с учащимися выступает средняя общеобразовательная школа, на которую возложено обучение и воспитание подрастающего поколения с максимальным учетом тех актуальных общественных условий, в которых они будут в дальнейшем жить и работать. При этом в школе необходимо начиная уже 1 класса формировать у учеников профессиональные умения и навыки, создать необходимые условия для осознанного выбора будущей профессии, знакомить детей с техникой и технологией производства на базе естественнонаучных знаний.
Значимость формирования знаний профессиях у учащихся и необходимость ее проведения на уровне школы с начальной школы делает рассмотрение темы «Формирование представлений о мире профессий у младших школьников» актуальным.
Проблема исследования обусловлена противоречием между значимостью формирования представлений о мире профессий у младших школьников и недостаточном вниманием педагогов к этому вопросу со стороны педагогов.
Акцентировали внимание на данной проблеме такие исследователи, как Р.Р. Басырова, Г.Х. Вахитова, Е.Н. Землянская, Л.А. Йоваша, А.Д. Копытов, В.В. Кривоусова, М.В. Мухина, Ю.П. Парфенова, Е.В. Попова, А.Д. , В.А. Творожникова и др.
Цель – выявить особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников.
Объект исследования – представления младших школьников о мире профессий.
Предмет – психолого-педагогические условия формирования представлений о мире профессий у учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
- изучить взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблемы профессиональной ориентации детей;
- рассмотреть особенности представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста;
- выявить методы и приемы профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста;
- провести эмпирическое исследование представлений младших школьников о профессиях;
- разработать образовательную программу по формированию представлений о мире профессий у младших школьников;
Гипотеза: у младших школьников недостаточно сформировано представление о мире профессий. В связи с этим при формирований представлений о мире профессиях у младших школьников важно соблюдать следующие педагогические условия: ориентированность на наглядность; большое влияние на детей мнения значимых для них взрослых людей, и а также использование игровой деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы, терминологический анализ, метод сравнения и сопоставления, диагностические методы: анкета «В мире профессий», тест «Профессии, необходимые нашему городу», тест неоконченных предложений, дифференциально-диагностический опросник Е. Климова (тип профессии), педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов; метод логической систематизации полученной информации.
База исследования – средняя общеобразовательная школа № 49. Второй класс «А».
Структура работы: в соответствии с гипотезой и поставленными задачами, в структуре работы выделено введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы и приложения. Первая глава раскрывает теоретические основы формирования представлений о мире профессиях в младшем школьном возрасте. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию представлений младших школьников о мире профессий.
Глава I. Теоретические основы формирования представлений о профессиях в младшем школьном возрасте
1.1.Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблемы профессиональной ориентации младших школьников
Профессиональная ориентация в общем представляет собой особую систему научно обоснованных мероприятий, ориентированных на подготовку молодого поколения к выбору профессии с обязательным учётом как особенностей личности, так и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодым в их профессиональном самоопределении и последующем трудоустройстве.
Необходимо подчеркнуть, что профессиональная ориентация как многогранный вид деятельности в себя включает:
1) Профессиональное просвещение, по которым следует понимать ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности, особенностями разных профессий, основными требованиями, предъявляемыми различными профессиями к человеку, а также потенциальным возможностями самосовершенствования и профессионально-квалификационного роста в процессе осуществления трудовой деятельности. Целевая направленность профессионального просвещения заключается в формировании у мотивированных профессиональных намерений;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2018. С. 137 – 145.
2. Басырова Р.Р. Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников. URL: http://www.edu.ru. (дата обращения: 23.02.2023).
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Основы профориентологии. М.: Высш. школа, 2015. 278 с.
4. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. 2002. № 12. С. 40-43
5. Землянская Е.Н. Мир труда и профессий: сб. дидактич. материалов для начал. шк. М.: ИОСО РАО, 2019. 123 с.
6. Знакомство младших школьников с профессиями. URL: http://школа311.рф/index.php/uchebnye-predmety/nachalnaya-shkola/kholodok/69-2011-12-16-12-43-12 (дата обращения: 23.02.2023).
7. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1995. 172 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/ Д., 2006. 342 с.
9. Копытов А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ. Томск, 2016. 254 с.
10. Кочетов А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. Минск, 2014. 184 с.
11. Кривоусова В.В., Вахитова Г.Х. Особенности профессиональной ориентации обучающихся начальной школы // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 2. С. 9-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly/viewer (дата обращения: 22.01.2023).
12. Кудрявцев Т.В., Щегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 2003. № 2. С. 14 - 16.
13. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. Академия, 2016. 268 с.
14. Мухина М.В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников. Сочи, 2020. 288 с.
15. Осовская С.Н. Город мастеров // Школ. психолог. 2006. № 13. С. 12-15.
16. Парфенова Ю.П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками // Молодой ученый. 2013. №6. С. 717 - 721.
17. Попова Е.В., Творожникова В.А. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методич. рекомендации. Сыктывкар, 2017. 88 с.
18. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. М., 2015. 232 с.
19. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: учеб.-методич. М.: Генезис, 2020. 142 с.
20. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2018. 244 с.
21. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 2016. 341 с.
22. Скрипова Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. Монография. Челябинск: «Полиграф-Мастер», 2019. 221 с.
23. Скрипова Н.Е. Технология развития ценностной ориентации школьников на профессии // Казанск. пед. журн. 2015. № 5. Ч. 1. С. 140–142.
24. Чистякова С.Н. Школа и выбор профессии. М.: Педагогика, 2007. 232 с.
25. Яковлева С. Путешествие в Страну профессий // Нач. школа. 1998. № 29. С.8–9.