Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование учебно-логических умений у младших школьников на уроках русского языка является важной ча-стью педагогического процесса. Помогать учащимся в полной мере проявлять свои способности, развивать инициативу, самостоятельность и креативность - одна из основных задач современной школы.
В разные возрастные периоды развития ребенка один из психических процессов приобретает ведущее значение. Ведущей когнитивной функцией у детей младшего дошкольного возраста является восприятие. В дошкольном возрасте развитие памяти имеет первостепенное значение. В младшем школь-ном возрасте развитие мышления занимает лидирующие позиции.
Традиционный подход, направленный на формирование знаний, умений и навыков учащихся, уступил место системно-деятельностному подходу. Важ-нейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся комплекса универсальных учебных действий (УУД). Система разви-тия УУД была разработана для формирования ведущей педагогической компе-тенции учащихся - способности к обучению. Основы этого навыка закладыва-ются на начальном этапе обучения ребенка в школе: опыт, приобретенный в это время, определяет успехи учащихся в учебе на протяжении всей их остав-шейся жизни. В результате изучения всех предметов в начальной школе вы-пускники должны развивать индивидуальную, нормативную, когнитивную и коммуникативную универсальную учебную деятельность как основу для спо-собности к обучению.
За последние несколько десятилетий в образовании произошли значи-тельные изменения. Традиционный подход, направленный на формирование знаний, умений и навыков учащихся, уступил место системно-деятельностному подходу. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся комплекса универсальных учебных действий (УУД). Система развития УУД была разработана для формирования ведущей педаго-гической компетенции учащихся - способности к обучению. Основы этого навыка закладываются на начальном этапе обучения ребенка в школе: опыт, приобретенный в это время, определяет успехи учащихся в учебе на протяже-нии всей их оставшейся жизни. В результате изучения всех предметов в начальной школе выпускники должны развивать индивидуальную, норматив-ную, когнитивную и коммуникативную универсальную учебную деятельность как основу для способности к обучению.
Говоря о степени изученности проблемы, важности и актуальности при-меняемых форм для развития логических универсальных действий, отметим, что:
- концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разрабо-тана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические законо-мерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятель-ности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков;
- логические универсальные действия описывали в своих работах: Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и прочие.
Учебные логические умения являются такими навыками, которые позво-ляют ученикам производить следующие действия: - анализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, включая самостоятельное завершение с заполнением недо-стающих компонентов; - выбор основ и критериев для сравнения, классифика-ция объектов; - обобщение понятий, вывод следствий· - установление причин-но-следственных связей; - построение логической цепочки аргументов, гипоте-зы и е обоснование.
Учебно-логические умения необходимы для детей, поскольку они явля-ются средством обобщения и систематизации знаний и являются основой для получения новых знаний из существующих. Прежде всего, методы логическо-го мышления должны быть изучены как особый предмет, поскольку они дей-ствуют как средство познания, обеспечивающее успешное усвоение академиче-ских предметов, знаний, навыков и компетенций.
Сфера образования в Российской Федерации меняется. Целью образова-ния в настоящее время является личностное развитие учащегося, а образова-тельный процесс строится в соответствии с системным и деятельностным под-ходом, изложенным в Федеральном государственном образовательном стан-дарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Реализация этого подхода по ФГОС НОО приводит к тому, что результа-том обучения является формирование универсальной учебной деятельности. Формирование универсальной учебной деятельности начинается именно на первых этапах школьного обучения, и для этого необходимо развивать у младших школьников индивидуальные общеобразовательные навыки. Именно в процессе учебной деятельности появляются, усваиваются и активно применя-ются учебно-логические умения школьников, поскольку без них процесс обу-чения будет неэффективным.
Существует социальный заказ для выпускников начальных классов с определенным уровнем образования, в частности, учебно-логических умений, который прописан в ФГОС НОО.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрущенко, Т. Ю. Коррекция и развитие игрой / Т. Ю. Андрущенко // Начальная школа. - 2005. - - №5.
2. Бабкина, Н. В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников /Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006.
3. Баранов, С. П., Чиркова, Н. И. Развитие логики мышления младших школьников / С. П. Баранов, Н. И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. - №12.
4. Белошистая, А. В., Левитес, В. В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А. В. Белошистая, В. В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009.
5. Белошистая, А. В. Развитие логического и алгоритмического мышле-ния младшего школьника /А. В. Белошистая, В. В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006.
6. Брунчукова, Н. М. Использование игр-телепередач на уроках матема-тики /Н. М. Брунчукова // Начальная школа. - 2010. - №6.
7. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических про-цессов /Л. М. Веккер - М.: Смысл, 2001.
8. Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2004.
9. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: уч. пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2005.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т., Т.2. /Л. С. Выготский - М.: Педагогика, 1982.
11. Гайсон, Р. Психоаналитические теории развития / Р. Гайсон, Ф. Тайсон. - Екатеринбург: Деловая книга. 2005.
12. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М., 2000.
13. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребен-ка. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
14. Козлова, С. А. Развитие мышления детей 7-10 лет на основании прие-мов анализа текста и вспомогательной графической модели текстовой задачи / С. А. Козлова // Начальная школа + До и после. - 2009. - №8.
15. Круглова, Н. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе / Н. Ф. Круглова - М.: Питер, 2004.
16. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина М.: Эксмо, 2009.
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагна, В. Н. Колюцкий - М.: ТЦ Сфера, 2004.
18. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст /Н. С. Лейтес - М.: Педагогика, 1971.
19. Лоскутова, Н. А. Упражнения, игры для развития логического мыш-ления /Н. А. Лоскутова // Начальная школа. - 2005. - №4.
20. Лященко, Л. Г. Загадка - средство развития логического мышления / Л. Г. Лященко // Начальная школа. - 2009. - №11.
21. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте/ А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Б. Л. Яковлева. - Петрозаводск, 2002.
22. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина - М.: Просвещение, 1976.
23. Останина, Е.Е. Обучение школьников приему классификации / Е. Е. Останина // Начальная школа. - 2000. - №4.
24. Пасяева, К.З. Развитие внимания и логического мышления / К. З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - №7.
25. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. / Ж. Пиаже - М.: Педагогика, 2001.