Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде развитие личности каждого субъекта играет большую роль. Личностное развитие дошкольника предполагает, прежде всего, овладение умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении и осознавать самоценность собственной личности. Речь также идёт об осознании роли других людей и выражении чувств по отношению к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка. Речь также идёт о развитии внимании ребёнка. Его памяти. воображении, внимании и др., словом, всё то, что позволяет ребёнку продуктивно развиваться. Именно игра раскрывает перед детьми мир творческих способностей личности. Без игры не может быть развития личности ребёнка и не может быть его полноценного умственного развития. Игру иногда воспринимают как развлечение, но здесь всё зависит от того, какая это игра.
По мнению методистов, во многих ДОУ педагоги недостаточно внимания уделяют балансу между индивидуальными особенностями ребенка и организованной игры детей. Необходима качественная игровая среда, с постановкой соответствующих целей и задач, которые позволят педагогу получить заранее спланированный результат. Необходимо заботиться о целесообразной организации игровой деятельности в ДОУ. Игра как специфическая деятельность не однородна. Её каждый аспект выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Цель работы: теоретически и практически обосновать развитие личности детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Объект исследования: развитие личности детей дошкольного возраста
Предмет исследования: использование игровых технологий и организация игровой деятельности дошкольников, с целью развития их личности.
Задачи:
1. Дать психолого – педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть значение игровой деятельности при формировании и развитии личности дошкольников.
3. Провести первичную диагностику личностного развития детей дошкольного возраста.
4. Предложить проект «развитие личности дошкольников в ДОУ».
5. Провести итоговую диагностику и рассмотреть разницу результатов результаты в ходе мониторинга реализации проекта.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Психологические основы развития личности дошкольников
1.1. Психолого – педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом человеческой жизни. Дошкольный возраст - это этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Проблемы развития личности детей рассматривали исследователи А.В.Запорожец, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина и др. Именно в раннем дошкольном возрасте происходит первоначальное раскрытие творческих сил ребёнка. Он становится самостоятельным и проявляет свою индивидуальность [4].
Ребёнок развивается всесторонне и игровая деятельность, которая в данном возрасте является ведущей, способствует развитию всех сторон его личности. Включение игры в процесс обучения детей повышает их успешность, поскольку именно игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению любого материала. Игра непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка и способствует его раскрепощению.
Дошкольное образование может быть рассмотрено как сфера социокультурной человеческой деятельности. Она связана с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности. Социальный заказ государства образованию - это воспитание подрастающего поколения и личностное развитие каждого ребенка. ДОУ призвано это удовлетворить. Ребенок, пребывающий в ДОУ, включается в образовательный процесс и погружается в атмосферу детского сада. ДОУ имеет огромное влияние на личностный рост воспитанников. деятельность каждого ДОУ сегодня регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО регламентирует содержание основных образовательных программ. В основной образовательной программе ДОУ выделено несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации. Эти направления включают в себя следующие задачи:
-развитие положительного отношения ребёнка к себе;
-становление самостоятельности ребёнка и стремление к познанию;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-развитию эмоционального интеллекта ребёнка;
-формирование уважительного отношения к окружающему миру;
-коммуникативная и социальная компетентность детей [6].
Повышение внимания дошкольного образования к проблемам личностного развития связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы развития личности дошкольника диктуется сложившейся практикой работы ДОУ. В ДОУ актуальна разработка программ и методик современных технологий личностного развития дошкольников. Личностное развитие дошкольника предполагает овладение им умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении. Семья и ДОУ выполняют свои
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
3. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
4. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
5. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
6. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
8. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
9. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
10. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 06.03.2023).
13. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 06.03.2023).
14. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
15. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 06.03.2023).
16. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 06.03.2023).
17. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю.А. Клепалова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. – 256 с.
18. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
19. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 06.03.2023).
20. Коршикова, С. Г. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. Г. Коршикова, В. А. Астапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45464/ (дата обращения: 07.03.2023).
21. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 06.03.2023).
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
23. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
24. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 06.03.2023).
25. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с.
26. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
27. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
28. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2006. – 300 с.
29. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
30. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.