Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школа является одним из важнейших социальных институтов в обществе. Ее принципиальное отличие от других социальных институтов состоит в том, что если другие обеспечивают настоящую и реальную жизнь общества, то школа по своему назначению должна обеспечивать будущее общества, его прогресс и его развитие.
Успех гуманизации системы образования зависит от знаний, психологических навыков, профессиональной компетентности педагога, его умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации, «вплетенные» в ткань образовательного процесса. Знание учителем профессиональных конфликтов, напряженности, сопровождающей повседневные межличностные отношения в школе, становится особенно значимым в условиях современного развития образования. Освобождение учителей и учащихся от педагогических и социальных догм неизбежно приводит к возникновению «ненормальных» непредсказуемых ситуаций в отношениях между школьниками и учителями, успех которых во многом зависит от умения учителя найти достойный выход из этих ситуаций.
Подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в течение которого он проходит колоссальный путь обретения чувства личности.
С наступлением подросткового возраста объективная позиция ребенка, которую он занимает в жизни, меняется, перестраивается его собственная внутренняя позиция. В связи с этим подростки испытывают противоречие между традиционными формами учебной деятельности и ростом новых ценностей и потребностей, между осознанием этих потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения. В мотивационную основу межличностных отношений постепенно накладываются нравственные мотивации, принятие которых выступает своеобразным кодексом товарищества и товарищества (внимание к другому, общность, бескорыстная помощь, общие переживания и т. д.).
В подростковом возрасте впервые в развитии личности индивидуальные проявления самосознания - самопознание, самоотношение, самонаблюдение, саморегуляция поведения и деятельности - становятся необходимыми потребностями личности. В свою очередь, их стимулирует стремление к самовоспитанию, сознательному изменению себя в связи с осознанием собственного психологического несоответствия внешним требованиям, нравственным нормам и идеалам. Острая актуализация потребности в процессах самосознания происходит под влиянием сильных эмоциональных переживаний, жизненных конфликтов, связанных с осознанием нежелательного отношения к себе со стороны окружающих, особенно важных для него ситуаций.
Конфликтность в отношениях между учителями и учащимися в средних классах явление весьма распространенное.
Интерес к практическому и теоретическому изучению конфликтов в настоящее время обусловлен увеличением конфликтов и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между требованиями практики конфликтологии и практическими и теоретическими возможностями современной психологии для понимания современных явлений и разработки практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами.
Проблемами педагогических конфликтов занимаются многие отечественные авторы: Н. В. Самоукина, М. М. Рыбакова, В. М. Шепель, В. И. Журавлев, и другие.
Также следует отметить, что конфликт в коллективе – это значительное снижение эффективности его работы и неполное использование его потенциала. Проблема конфликтов в современных условиях актуальна и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений.
Как показывает практика в школе, наиболее конфликтными являются отношения со школьниками-подростками. Нельзя ожидать от подростков идеального во всех отношениях поведения, невозможно представить всех педагогов, обладающих от природы способностью к нравственной и психологической саморегуляции. А вот выработка ролевых моделей для подростков - носителей негативных привычек - крайне важна. Основным способом бесконфликтного общения с подростками является формирование высокого уровня педагогического профессионализма, овладение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать уверенность учащихся в себе, воспитание у подростков толерантности.
В отечественной педагогике и психологии сложилась концептуальная схема описания конфликта. Схема, предложенная Л.А. Петровской, содержит четыре категориальные группы: структура конфликта, его функции, его динамика и его типология. А. И. Шипилов и И.Я. Анцупов и различают: сущность конфликта, эволюцию конфликта, его генезис, структуру, классификацию, функции, динамику, профилактику, информацию в конфликте, разрешение конфликта, методы изучения и диагностики конфликта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2018. - 528 c.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: Проспект, 2016. - 336 c.
3. Баннова М.А. Управление конфликтами в организации / М.А. Баннова // Мировая наука. — 2019. — № 3 (24). — С. 99-101.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. – С. 575.
5. Деккушева А.Д. Факторы конфликта и их характеристика / А.Д. Декушева // Научные проблемы гуманитарных исследований, — 2019. — № 3. — С. 217–223.
6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - М.: Питер, 2018. - 368 c.
7. Иванов, А.А. Негативистская конфликтология: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: Флинта, 2015. - 304 c.
8. Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Суртаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.
9. Канатаев Ю.А. Психология конфликта [Текст]/ Ю.А. Канатаев. — М.: ВАХЗ, 2015. — 379 с.
10. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2020. - 176 c.
11. Леонов Н.И. Основы конфликтологии [Текст]: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. — Ижевск, 2019 - 418 с.
12. Салменкова М.В. Управление конфликтами в условиях современного предприятия / М.В. Салменкова [Текст] // Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). С. 1321-1323.
13. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
14. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
15. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.
16. Степанов Е.И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Учебное пособие / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2019. - 176 c.
17. Терешина Е.А. История конфликтологии [Текст] / Учебное пособие. – Проспект, 2017. – С. 237
18. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация аторов и писателей «ТАНДЕМ», ЭКСМОС, 2018. - 272 c.
19. Фандий К.В. Управление конфликтом в организации / К.В. Фандий [Текст] // Форум молодых ученых. — 2019. — № 2 (30). — С. 1517-1520.
20. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 c.