Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде необходимым условием качественного обновления системы является умножение интеллектуального потенциала общества. Решение данной задачи непосредственно зависит от структуры и содержания образовательного процесса. Современные образовательные программы направлены на передачу субъектам обучения необходимой суммы знаний, умений и компетенций.
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр как средства развития познавательных процессов детей старших дошкольников
1.1. Сущность и значение познавательных процессов для детей старших дошкольников
Обучение является самым важным способом получения системного образования, начиная с дошкольной образовательной организации. Процесс обучения в ДОУ и школе, несомненно, отличаются друг от друга, поскольку ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ является игровая деятельность, а в школе – учебная. Тем не менее, познавательные процессы детей развиваются и формируются непосредственно в процессе обучения детей чему-либо. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Направляющие действия воспитателя обеспечивают полноценное усвоение детьми новых знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является достаточно сложной задачей, но именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в новых знаниях [7]. Один из видов детской активности – это интерес к познавательной деятельности. Познание субъекта, являясь его отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие нового материала, но и на формирование отношения ребёнка к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо , Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В дошкольной педагогике достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного игрового обучения. Эти аспекты рассматривались в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др.
Сущность познавательной активности в процессе игровой деятельности как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина и др.
Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от педагога, остается формализм, который проявляется в отрыве полученного готового знания от умения применить их на практике. Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12]. Тем не менее, во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность ребёнка на занятии, или, какие методы необходимо применять, чтобы повысить активность детей на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания.
Исследователи П.Н. Груздев, Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления детей в процессе обучения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности детей и сделали вывод о том, что самостоятельность в действиях детей является высшим уровнем их активности. Познавательная активность ребёнка – это прежде всего, интерес к ведущему виду деятельности и к приобретению новых знаний [23].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его личного опыта и имеющихся знаний. Интерес дошкольников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у дошкольников. Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения и радости познания нового [11].
1.2. Дидактические игры как средства развития познавательных процессов
Дошкольное детство – это тот период жизни человека, когда эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни. Постепенно взрослея, ребёнок многого достигает в межличностных отношениях. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких людей. Ребёнок хорошо понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе. Он понимает, что это обусловлено тем, как именно его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
Под дидактическими играми понимают вид учебных занятий, которые организуются с помощью игр. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая в данном случае используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована. Присутствует система оценивания и наличие регламента и правил [27].
Старшие дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций. Именно в этом возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребёнка формируется собственное отношение к труду, и к тем, кто его окружает. У него постепенно вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в социуме. Умения и навыки, которые формируются у детей в процессе общения детей друг с другом и с взрослыми, своё дальнейшее развитие получают в игре. Здесь ребёнку необходима квалифицированная помощь педагога, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы их к хорошим поступкам и пониманию многих вещей, которые их окружают.
Любая игра должна вызывать у ребёнка высокие чувства и эмоции. При этом игра является важным средством умственного воспитания ребенка. Все те знания, которые ребёнок получает в этом возрасте в ДОУ, и дома находят в игре своё практическое применение и развитие. Ребёнок стремится в игре воспроизвести различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов и др. Он начинает размышлять над тем, что сам видел, рассказывает другим, о чем ему читали и говорили. Смысл многих явлений, с которыми он встретился в игре, становится для него более понятным.
Игровые роли дети выбирают в соответствии со своими интересами. В процессе игры они мечтают и развиваются. В игре они познают сущность многих профессий и др. Именно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда и о роли различных профессий.
В любой игре развиваются творческие способности ребёнка. Интересная игра создаёт ребёнку бодрое и радостное настроение. Любого рода игры делают жизнь детей полной и удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Большинство дидактических игр в их процессе отражает труд взрослых. В игре дети подражают работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и др. Очевидно, что в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. Игра и труд часто объединяются. Можно часто наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре. Моряки строят корабль, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. В игре ребёнка формируются его многие моральные качества. Это чувство товарищества и дружбы, ответственность перед коллективом за порученное дело, умение разрешать спорные вопросы и правильно общаться с другими детьми [6].
Н.Е. Веракса в своей программе указывает на то, что игра – это важнейшая самостоятельная деятельность ребёнка. Она имеет большое значение в том числе, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы необходимо определять задачи воспитания, которые возможно решить с помощью игры. Педагог должен относиться к игре серьезно и с искренним интересом. Воспитатели обращают внимание на то, что именно в игре раскрываются особенности каждого ребенка и его интересы. В процессе игры ребёнок не скрывает своих положительных и отрицательных черт своего характера.
Наблюдения за детьми в процессе игры всегда дают педагогу богатейший материал для изучения каждого ребёнка в отдельности. Путь воспитания в игре – это влияние на ее содержание. Именно педагог выбирает тему и сюжет игры. Он распределяет роли, которые наиболее соответствуют характеру каждого ребёнка. Любая тема игры – это явление нашей жизни, в которой будет изображаться семья, детский сад, школа, путешествия и др. Одна и та же тема игры может включать в себя различные эпизоды жизни. Всё это зависит от интересов детей и развития их фантазии.
Глава 2. Методические аспекты использования дидактических игр как средства развития познавательных процессов детей старших дошкольников
2.1. Организационно-педагогические условия использования дидактических игр как средства развития познавательных процессов детей старших дошкольников
Успешное решение задач воспитания дошкольников требует пристального внимания к проблемам детской игры. Специалисты в области дошкольной педагогики признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.
Организационно-педагогические условия – это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей обучающей деятельности, которая обеспечивает сохранение целостности и полноты образовательного процесса, а также, его целенаправленности и эффективности [29]. Таким образом, можно говорить о том, что одним из важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс. Педагог всегда понимает, что основным условием успешности решения данной задачи является то, что он должен исходить из интересов ребенка. Для этого педагогу важно организовать эмпатическое общение и сопереживание.
Воспитатель создаёт атмосферу принятия ребёнка и всех его продуктивных проявлений. Сегодня педагоги практики владеют достаточно большим количеством образовательных техник, методик и технологий. Здесь можно отдельно останавливаться на ИКТ технологиях, что несомненно, можно отнести к условиям организационным. Важно сформировать у старшего дошкольника положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной деятельности.
Правильно выстроенный педагогический процесс в ДОУ позволяет увидеть ребёнку личностные смыслы собственной игровой деятельности. Фундаментом, на котором держится вся игровая деятельность дошкольника и определяется ее содержание — является тема дидактической игры. Тема игры - это замысел, который отражается в речи детей, и в их конкретных игровых действиях и др. Процесс организации игровой деятельности детей дошкольников требует постоянного анализа.
В старшем дошкольном возрасте цепочки игровых действий обнаруживают признак сюжетности. Речевые средства выполняют замещающую функцию. В структуре игровой деятельности педагог выделяет тему, замысел, сюжет игры и др. ФГОС ДО сегодня ставит перед педагогами новую цель. Речь идёт о создании условий для всемерной поддержки самораскрытия детей и их позитивной социализации. Как уже было отмечено, роль педагога в этих процессах сегодня чрезвычайно важная. Социальная позиция педагога сводится к старшему партнёрству.
Равнопартнёрские отношения строятся на признании и уважении друг друга. Каждый участник игры осознает, кто он в игре и почему это так. Роль педагога заключается в наблюдениях за детьми, с целью помочь определить круг интересов и предпочтений всех детей. По мере того как у детей формируются определённые игровые умения и навыки, задача педагога сводится к определению степени развития игровых умений у детей в соответствии с возрастом. В современных образовательных условиях на всех этапах обучения говорят об индивидуальном образовательном маршруте.
2.2. Методические рекомендации по созданию условий игр как средства развития познавательных процессов детей старших дошкольников
Все дидактические игры отличаются своей эстетикой и фундаментальны для обогащения эмоционально - чувствительной и мотивационной сферы каждого из детей. Педагоги отмечают, что группа в дошкольной образовательной организации - это наиболее естественная и психологически комфортная среда для развития дошкольника. Отличительной особенностью любой группы является качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. Освоение ролевой позиции в игре является важнейшим интегрированным показателем социально — игрового опыта ребенка.
Часто случается так, что педагог работает с детьми в разновозрастной группе. При этом у него появляется уникальная возможность на примере старших детей смоделировать перспективу развития младшего ребенка. В таких случаях, при организации совместной игровой деятельности младший ребенок выбирает, быть ему рядом или быть вместе с другими детьми. Он при этом хорошо понимает, что нужно не только хотеть, но нужно что-то, знать и уметь. В это время у старшего ребенка появляется возможность рассказать и показать младшему, что он знает и умеет сам.
Чтобы выяснить, какие игровые умения уже сформированы у детей, педагог с самого начала года в ходе бесед и обсуждений начинает привлекать детей к различным игровым ситуациям и наблюдениям. Иногда педагог обращается к родителям с вопросами о том, в какие именно игры играет дома их ребёнок. При этом всегда важно знать, кто именно является инициатором организации игры. Характеры детей слишком разные и если для некоторых детей не составляет никакого труда самим организовать любую игру, то многие другие дети такими личностными свойствами и качествами не обладают.
Полученная такого рода информация поможет воспитателю более правильно определить возможную роль ребёнка в той, или иной игре. Также полученный результат поможет педагогу смоделировать условия для развития интереса к игре всех участников игровой деятельности. Психологи отмечают, что роль родителей в данном процессе очень важна. Причём, в некоторых случаях именно в такой ситуации некоторые родители начинают понимать значимость игры в развитии детей. Если игра для ребенка дошкольного возраста естественное состояние, то родители относятся к ней иногда как к чему-то второстепенному. Дети играют не только в детском саду, но и дома, где им также необходимо помочь смастерить, или что-либо подсказать. Очевидно, что взаимодействие с родителями, а также со старшими братьями и сестрами очень важно для обогащения социального игрового опыта детей.
ФГОС ДО напоминает, что для развития игровой деятельности детей необходимо создание соответствующих условий. Одним из важных условий является развивающая предметно-пространственная среда. Эта среда должна отвечать всем современным требованиям. Педагог должен предусмотреть наполняемость и содержание игровых центров ДОУ, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Также следует обращать внимание на то, что в саду могут быть дети с особыми образовательными потребностями. Особый акцент педагоги должны делать на развивающий потенциал представленного оборудования в ДОУ. К примеру, в центре конструктивной деятельности должен быть представлен конструктор разных размеров и различного материала. Должны быть представлены тематические наборы деталей и схемы построек.
Заключение
Анализ научной и психолого – педагогической литературы позволил сделать следующие выводы. В современной образовательной среде необходимым условием качественного обновления системы является умножение интеллектуального потенциала общества. Решение данной задачи непосредственно зависит от структуры и содержания образовательного процесса. Современные образовательные программы направлены на передачу субъектам обучения необходимой суммы знаний, умений и компетенций.
В задачи современной образовательной организации входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности и активности. В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимой компетенции старшего дошкольника является его познавательная активность в воспитательно-образовательном процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Баранов, С.П. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. -No12. - с. 22-25.
8. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - No9. - с. 15-17.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
10. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
13. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
14. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
15. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : СПб АППО, 2005. – 112 с.
16. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2017. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 15.12.2022).
17. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 180 с.
18. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
19. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
20. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150.
21. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
23. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
24. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
25. Пидкасистый, П И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. – 269 с.
26. Решетникова, И.П. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 61-63.
27. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2006. – No 2. – С. 55-69.
28. Саидова, З.Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека / З.Х. Саидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27122/ (дата обращения: 15.12.2022).
29. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 11.01.2023).
30. Смирнова, Е.О. Особенности игры и психического развития [Текст] /Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2004. – No 3. – С. 69-71.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 11.01.2023).
32. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Н.П. Флегонтова // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2010. – С. 85-93.
33. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
34. Эльконин, Д Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин // В кн.: Д. Б. Эльконин. Детская психология. – М., 2007. – С. 105-135.