Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в настоящее время в России с каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Из всех категорий детей-инвалидов наиболее многочисленны дети с тяжелыми нарушениями речи.
В письме Министерства образования и науки Российской Федерации № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» указано, что право на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается одной из приоритетных задач государства не только в сфере образования, но и в направлениях развития Российской Федерации.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует возможность получения образования для всех учащихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных способностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, определяющие особые условия получения образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, возникает ряд проблем, одной из которых является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Противоречие исследования заключается в том, что, несмотря на необходимость формирования специальных педагогических условий для эффективного усвоения традиционного принципа письма младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи, в настоящее время в коррекционных школах отсутствует достаточная материально-техническая и ресурсная возможность их обеспечения.
Проблема исследования заключается в том, что в современной логопедической практике отсутствует возможность дифференциации методов коррекции способности к усвоению традиционного принципа письма для младших школьников с различными типами тяжелых нарушений речи.
Цель исследования – провести анализ особенностей усвоения традиционного принципа письма младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования – младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – особенности усвоения традиционного принципа письма младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: у младших школьников с ТНР наблюдаются серьезные педагогические проблемы в сфере усвоения традиционного принципа письма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть понятие традиционного принципа письма.
2. Проследить развитие усвоения традиционного принципа письма в онтогенезе.
3. Определить особенности усвоения традиционного принципа письма младшими школьниками с ТНР.
4. Описать методологические основы исследования.
5. Проанализировать результаты исследования усвоения традиционного принципа письма младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких ученых как Л.С. Выготский (9) и А.Н. Гвоздев (10).
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический, наблюдение, тестирование.
База исследования: ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23», г. Белгород, 3 «А» класс, 15 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в ходе проведения исследования проблемы усвоения традиционного принципа письма младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи могут быть использованы для формирования принципов и программ логопедической работы в условиях коррекционной школы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрахамова, Е.П., Филонова, А.А. Современные принципы письма: проблемы усвоения / Е.П. Абрахамова, А.А. Филонова // Педагогический вестник. – 2022. – № 10. – С. 46–58.
2. Баранова, Ю.В., Устинова, Г.В. Современные подходы к обучению школьников с нарушениями речи / Ю.В. Баранова, Г.В. Устинова // Вестник Воронежского государственного университета. – 2019. – № 12. – С. 105–120.
3. Безелите, С.А. Инклюзивное образование детей с тяжелыми нарушениями речи / С.А. Безелите // Мультиурок. – 2022. – URL: https://multiurok.ru/files/inkliuzivnoe-obrazovanie-detei-s-tiazhiolymi-narus.html (дата обращения: 03.03.2023).
4. Бзовая, А.В. Особенности при обучении грамоте школьников с ТНР / А.В. Бзовая // Первое сентября. Открытый урок. – 2020. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/683441 (дата обращения: 02.03.2023).
5. Бобылева, Л.А., Стреляева, Н.В. Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Л.А. Бобылева, Н.В. СТреляева // Первое сентября. Открытый урок. – 2016. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/662412 (дата обращения: 03.03.2023).
6. Васькова, М.В. Общие рекомендации для учителей по работе с детьми ОВЗ ТНР в условиях общеобразовательного класса / М.В. Васькова // Арт-талант. Академия развития творчества. – 2019. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/18665-obschie-rekomendacii-dlya-uchiteley-po-rabote-s-detymi-ovz-tnr-v-usloviyah-obscheobrazovatelynogo-klassa (дата обращения: 03.03.2023).
7. Велижанина, И.М. Проблемы развития речи / И.М. Велижанина. – Томск: Индустрия, 2022. – 480 с.
8. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 258 с.
9. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 157 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогика, 1961. – 650 с.
11. Дуда, И.В., Дударева, О.Е. Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / И.В. Дуда, О.Е. Дударева // Молодой ученый. – 2022. – № 19 (414). – С. 450–453.
12. Жукова, С.Ю. Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе / С.Ю. Жукова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/12/06/osobennosti-obucheniya-v-nachalnoy-shkole-detey-s-tnr (дата обращения: 03.03.2023).
13. Иванова, А.М. Русская орфография / А.М. Иванова. – М.: Педагогика, 2019. – 338 с.
14. Кондракова, Э. В. Распространенность ограничений слуха и речи у детей: динамика и региональные особенности / Э.В. Кондракова // Справочник врача общей практики. – 2005. – № 9. – С. 19–26.
15. Макаров, И.В., Емелина, Д.А. Нарушения речевого развития у детей / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 24. № 4. – С. 101–105.
16. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 10–18.
17. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 388 с.
18. Морозова, М.С. Нарушения речи у детей / М.С. Морозова. – Норильск: Сфера, 2022. – 324 с.
19. Насибуллина, А.Д. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-na-logopedicheskih (дата обращения: 03.03.2023).
20. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. – 2015. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 02.03.2023).
21. Пханаева, С.Н., Хамукова, Б.Х. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / С.Н. Пханаева, Б.Х. Хамукова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-raboty-s-detmi-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.03.2023).
22. Ольшанская, Е.Н., Логинова, О.В., Саморезова, Г.В. Этапы усвоения письменной речи младшими школьниками: теоретические и методологические вопросы / Е.Н. Ольшанская, О.В. Логинова, Г.В. Саморезова // Известия Ростовского государственного университета. – 2023. – № 2 (56). – С. 70–82.
23. Самойлова, О.В. Особенности обучения детей с ТНР / О.В. Самойлова // Мультиурок. Образовательный портал. – 2018. – URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-obucheniia-detei-s-tnr.html (дата обращения: 02.03.2023).
24. Сидоренкова, А.В., Сидоренкова, В.В. Формирование социального опыта младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной группе образовательной организации / А.В. Сидоренкова, В.В. Сидоренкова // Материалы XIII международной студенческой научной конференции «Студенческий форум». – 2021. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027052 (дата обращения: 03.03.2023).
25. Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. – С. 50–90.
26. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005. – 180 с.
27. Тихомирова, Е.Н., Завадская, А.Ю., Смирнова, Ю.Е. Педагогические подходы к формированию у младших школьников представлений о традиционном принципе письма: методологические аспекты исследования / Е.Н. Тихомирова, А.Ю. Завадская, Ю.Е. Смирнова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы изучения русского языка в общеобразовательной и коррекционной школах». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2023. – С. 56–70.
28. Филиппова, И.М., Суркова, Н.Е., Милованова, О.Г. Современные аспекты формирования у младших школьников способности к усвоению письменной речи / И.М. Филиппова, Н.Е. Суркова, О.Г. Милованова // Сборник статей Мурманского государственного педагогического института. Вып. 8. Русский язык. – Мурманск: Издательство Мурманского государственного педагогического института, 2021. – С. 88–99.
29. Штайнепрас, Е.А. Специфика инклюзивного образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Е.А. Штайнепрас // Педагогический опыт. Всероссийский журнал. – 2018. – URL: https://www.pedopyt.ru/categories/10/articles/1709 (дата обращения: 03.03.2023).
30. Яковлева, А.А., Пестоцкая, Е.Н. Проблемы формирования способности младших школьников к усвоению принципов письма: теория и методика / А.А. Яковлева, Е.Н. Пестоцкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2023. – С. 105–120.