Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Формирование творческой личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Эти требования прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), на каждой из образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза. ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс ДОУ новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать коммуникативные навыки и познавательный интерес дошкольников.
Все дети без исключения любят мультфильмы. Сегодня, благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Под руководством педагогов мультфильмы сегодня с успехом могут делать и дети. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей старших дошкольников. Путём организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность путём сочетания теоретических и и практических занятий помогать создавать детям творческий продукт. Это результат самостоятельного творческого труда детей.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются и формируются многие личностно значимые качества. Также у ребёнка развиваются сенсомоторные качества, которые связаны с действиями руки ребенка и которые обеспечивают быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности.
Цель работы: обосновать эффективность развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов.
Предмет исследования: создание мультипликационных фильмов как эффективного средства для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов.
4. Представить организационно – педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов.
5. Описать развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов.
6. Предложить методические рекомендации по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов
1.1. Проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе описана достаточно глубоко. В научной литературе в целом, существуют различные подходы к определению понятия творчества и творческих способностей. Психологи под творчеством понимают как практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые для субъекта деятельности результаты, в частности, знания, способы действия, материальные продукты и др. [14].
Существуют различные подходы к рассмотрению природы творческой способности. Некоторые из них сводятся как к врожденной и не изменяющейся характеристике. Иные исследователи считают, что способности субъекта могут поддаваться изменениям. При этом практически все те, кто занимается исследованием творческих способностей, признают, что факторы, оказывающие влияние на их развитие еще недостаточно изучены. От способностей человека зависят очень многие вещи и от того этой проблемой занимаются учёные всего мира. В психологии и педагогике разработаны различные концепции А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, И.И. Ильясова, А.М. Матюшкина и др.
О.М. Дьяченко предложила разделить способности на две большие группы:
1. Способности к познанию действительности.
2. Способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами. К первой группе, способностям к познанию действительности относят возможности ребёнка вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами. Ребёнок способен обобщить свой познавательный опыт с помощью таких средств, как схемы, модели и др. Ребёнок применяет схему для постройки предмета из предложенных деталей, кубиков, элементов Лего, киндер-сюрпризов.
Ко второй группе относят способности, которые позволяют ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами. Эти средства дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. К примеру, средствами живописи, в частности, композиция, цвет, размер, форма, дошкольник передает свое отношение к изображаемому персонажу или событию [25].
Большинство концепций акцентируют внимание на определённых аспектах развития творческих способностей старших дошкольников. Дошкольный возраст считается отправной точкой проявления одарённости. А.М. Матюшкин считает, что творческие возможности человека проявляются очень рано. Наиболее интенсивный период его развития от 2-х до 5-ти лет. Именно в этот период закладывается фундамент личности, и личность уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой и непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Уже в раннем возрасте у ребенка зарождаются элементы фантазии и творчества, которые проявляются в способах освоения ребенком действий с предметами. В качестве критериев творчества выступает создание ребенком образца действия с предметом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
2. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
3. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
4. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
5. Анофриков, П.К. Принципы организации детской мультстудии [Текст] / П.К. Анофриков // Искусство в школе. - 2009. - No 6. – С. 13-16.
6. Больгерт, Н. Мультстудия Пластилин [Текст] / Н. Больгерт // М.: Издательство Робинс. - 2012. – 66 с.
7. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
8. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
9. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
10. Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство художественного
развития младших школьников [Текст] / Л. М. Баженова // Начальная школа. – 2012. – No5. – 50-54 с.
11. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (Дата обращения 01.03.2023).
12. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (Дата обращения 01.03.2023).
13. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (Дата обращения 01.03.2023).
14. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
15. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (Дата обращения 01.03.2023).
16. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/(Дата обращения 01.03.2023).
17. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
18. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками [Текст] / Л.Л. Тимофеева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 42 с.
19. Зубкова, С.А. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Зубкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. No5. С.54–59.
20. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
21. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
22. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
23. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю. А. Клепалова. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2008. – 256 с.
24. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
25. Козинский, А. А. Использование мультимедиа продуктов в учебном процессе [Текст] / А. А. Козинский // Информатизация продукции. – 1998. – No8. – 56-68 с.
26. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
27.Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг. - 2003. - 147 с.
28. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. – М.: Феникс, 2009. – 272 с.
29. Милборн, А. Я рисую мультфильм [Текст] / А. Милборн // М.: РОСМЭН. - 2006. - 64 с.
30. Попова, Н.С. Опыт Садко или как развить творческие способности ребенка [Текст] / Н.С. Попова, И.А. Тукаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 256 с.
31. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
32. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (Дата обращения 01.03.2023).
33. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
34. Тимофеева, Л.Л. Мультфильм своими руками [Текст] / Л.Л. Тимофеева // Воспитатель. - 2009. - No 10. - С. 25 – 28.
35. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.