Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6
1.1. Классный руководитель в системе учебно-воспитательного процесса 6
1.2. Сущность, типы и методы психолого-педагогической диагностики 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 17
2.1. Методики психолого-педагогической диагностики. Комплексная карта-схема класса как основа для постановки воспитательных задач 17
2.2. Проведение психолого-педагогической диагностики школьного класса и корректировка плана воспитательной работы на ее основе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одним краеугольных камней современного образования является личностно-ориентированный подход. Это связано как с новейшими разработками в области возрастной психологии и педагогики, так и в целом в социальными преобразованиями в современном обществе. Современное общество и государство требуют от образовательных организаций воспитания разносторонне развитой личности на основании гуманистического подхода. Именно это и заложило основы разработки и внедрения психолого-педагогической диагностики в современный учебно-воспитательный процесс .
На необходимость проведения диагностических исследований при разработке планов работы по учебно-воспитательной деятельности в школе признают многие педагоги-практики и исследователи. В частности, В.Г. Максимов подчеркивает, что «одним из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы школы в современных условиях является построение её на основе педагогической диагностики» .
Исследовательские работы в рамках данного направления ведутся уже достаточно давно. Одними из первых на необходимость изучения личности ребенка и проведения диагностических исследований обратили внимание А.Г. Асмолов, Б.П. Битинас, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, А.И. Кочетов и др. Сегодня проблемы внедрения психолого-педагогической диагностики в учебно-воспитательный процесс по-прежнему остаются актуальными. Большое внимание к ним уделено в работах Г.Ф. Гаврилычевой, Б.Г. Лихачёва, В.Г. Максимова, Н.Е. Щурковой и др.
Многие из исследователей сходятся в одном – психолого-педагогическая диагностика, не являясь обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса, недооценивается в работе современной школы и используется слабо, что снижает эффективность самой учебно-воспитательной работы, поскольку ведет к поверхностному знанию детей, к усреднённости всех педагогических установок.
Цель исследования - выявление эффективных методов психолого-педагогической диагностики для организации воспитательной работы классного руководителя.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решение следующих задач:
- охарактеризовать роль классного руководителя в системе учебно-воспитательного процесса;
- проанализировать сущность, типы и методы психолого-педагогической диагностики;
- рассмотреть комплексную карту-схему класса как основу для постановки воспитательных задач;
- провести психолого-педагогическую диагностику школьного класса и скорректировать план воспитательной работы на ее основе.
Объект исследования - воспитательная работа в современной школе.
Предмет исследования - диагностика в работе классного руководителя по изучению личности школьника и классного коллектива для организации воспитательной работы.
Гипотеза: использование сведений о каждом ученике класса и классном коллективе, полученных в ходе психолого-педагогической диагностики и зафиксированных в комплексной карте-характеристике позволит классному руководителю эффективно спланировать и осуществить воспитательную работу с учащимися данного класса.
Методы исследования. В работе были использованы теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ текущей документации, психолого-педагогическое наблюдение, методы математической статистики и комплексная карта-характеристика школьного класса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Классный руководитель в системе учебно-воспитательного процесса
Современное общество выдвигает новые требования к развитию и воспитанию личности. Поэтому перед образовательными организациями ставятся весьма непростые задачи, которые со временем только усложняются. Однако в основе их лежит та основная задача, которая была сформулирована в Конвенции о правах ребенка 1989 г. «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
Поскольку в основе воспитательного процесса в школе лежит создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и дальнейшего самоопределения, то принципы реализации процесса воспитания должны опираться на те установки, которые сформулированы как приоритеты государственной политики в области образования и воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994.
2. Битинас Б.П., Катаев Л.И. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы. - Педагогика. - 1998. - № 2.
3. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для педагогических институтов / Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1996.
4. Гаврилычева Г.Ф. Изучаем личность школьника // Начальная школа. – 2001.- № 8.
5. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания: Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1989.
6. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1997.
7. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учебное пособие. – М.: Академия, 2012.
8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
9. Конституция Российской Федерации. Ст. 26. Ч. 2. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., - Просвещение, 2009.
11. Кочетов А.И. Педагогическое исследование: Учебное пособие. – Рязань: Филин, 1975.
12. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара: Дом, 2013.
13. Кучурин В.В. Организация внеурочной деятельности в школе: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2016.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. 4е изд. перераб и дополнен.: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015.
15. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
16. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2010.
17. Методика воспитательной работы: Учебное пособи е/ Под ред. Р. Капраловой. – Рязань: Филин, 2014.
18. Методы педагогических исследований: Учебное пособие/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: Просвещение, 1989.
19. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации. Составитель Л.Н. Буйлова. – М. Издательство Перо, 2014.
20. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск: Рассвет, 1987.
21. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
22. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995.
23. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
24. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя – Иркутск, 2002.
25. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990.
26. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – Т.1.
27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
28. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001.
29. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Рабочие диагностики: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005.