Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушения письма являются наиболее распространенной формой речевой патологии среди учащихся начальных классов. В настоящее время отечественная логопедия охватывает симптоматические проблемы, механизмы дисграфии, структуру данного речевого нарушения, выработала как общеметодические подходы, так и направления, дифференцированное содержание и методы коррекции различных видов дисграфии (А.Н. Корнев, И.Н. Ефименкова, Е.А. Логинова, Р.И. Лалаева, И.Н.Садовникова, Л.Г.Парамонова, С.Б.Яковлев, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева и др.). Однако на сегодняшний день эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л. Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.
Одно из требований ФГОС начального общего образования указывает на необходимость овладения учащимися начальных классов навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с коммуникативными задачами. Младшие школьники должны уметь составлять тексты в письменной и устной форме. В разделе «Родной язык» ФГОС ИОО также указаны следующие требования к учащимся начальных классов: формирование положительного отношения к правильной письменной и устной речи как показателям общекультурности и гражданской позиции человека; овладеть начальными представлениями о нормах русского языка (грамматических, орфоэпических, лексических) и правилах речевого этикета.
В работах Р. Е. Левиной и Р. И. Лалаевой указывается, что основным механизмом возникновения аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста является недостаточное развитие морфологического строя языка, что приводит к наличию большого количества стойких грамматических ошибок. . на письме.
Задача исследования: на современном этапе развития логопедии коррекционная работа по преодолению аграмматической дисграфии проводится в традиционной форме с использованием стандартных методов коррекции почерковых нарушений. Учащиеся с недостаточным развитием грамматического строя речи (синтаксических и морфологических обобщений) нуждаются в своевременной квалифицированной логопедической помощи.
На основании изложенного необходимо создать систему коррекционно-развивающих упражнений, направленных на преодоление аграмматической дисграфии.
Объект исследования: нарушение письменной речи у младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка системы коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме преодоления аграмматической дисграфии у школьников.
2. Определить направления, содержание и методы логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников.
3. Разработать коррекционно – развивающию программу, направленную на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников.
Теоретико-методологическими основами исследования являются: - системно-структурный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, З.А. Репин, А.А. Леонтьев); - положение о тесной связи речи с другими психическими процессами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Р.Е. Левина);– исследования, раскрывающие структуру и механизмы нарушений аграмматической дисграфии (И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В Ахутина., Л.Н.Ефименкова, Т.А.Фотекова).
Методы исследования: теоретические -синтез, анализ, обобщение психолого – педагогической литературы по теме исследования аграмматического строя речи.
Практическая значимость – материалы данного исследования могут быть использованы педагогами–логопедами общеобразовательной школы, гимназий.
Структура работы состоит из введения, главы, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Глава 1 Теоретическое обоснование логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у школьников
1. Аграмматическая дисграфия у детей младшего школьного возраста
Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, И.К. Колповской,). Это связано с недоразвитием грамматического строя речи: синтаксических и морфологических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, текста и предложения и является частью более крупного симптомокомплекса - лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых детей. В связной письменной речи дети с большим трудом устанавливают логические и языковые связи между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий; грамматические и смысловые связи между отдельными предложениями нарушаются.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст]/ З. Е. Агронович. - СПб. 2007.-180с.
2.Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи. – Спб.: 2007. – 201с.
3.Гончарова, В.А. Особенности мыслительных операций младших школьников с дисграфией / В.А.Гончарова // Традиции и инновации специального образования: Сб.науч. – метод. трудов с международным участием. – СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. – С.82-84.
4.Даньковская Я. Ю. Аграмматизмы в устной и письменной речи учащихся младших классов с задержкой психического развития (нейропсихологический подход) // Вестник КГУ. 2010. № 4.
5.Дозорцева, А.К., Прищепова И.В. Особенности неречевых пихических функций у младших школьников с дисграфией / А.К.Дозорцева, И.В.Прищепова // Образовательные технологии в коррекционном процессе: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2013. – С.78-81.
6.Елецкая, О.В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией// Логопед. 2007. № 5 – С. 16-37.
7.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2015. 320 с
8.Зегебарт, Г. М. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. 4 класс. Рабочие материалы / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2015. - 188 c.
9.Зубарева, Л.В. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. – М.: 2009. – 165 с.
10.Коррекция нарушений письменной речи: учеб.-метод. пособие / Т. А. Аристова [и др.] ; под ред. Н. Н. Яковлевой. СПб., 2004. 171 с.
11.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2014. 214 с.
12.Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2014. - 128 c.
16. Мазанова, Е. В. К
13.Мазанова, Елена Витальевна Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. Гриф МО РФ / Мазанова Елена Витальевна. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 980 c.
14.Мальм, Марина Викторовна Дисграфия. Учусь различать звуки. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / Мальм Марина Викторовна. - М.: Феникс, 2017. - 166 c.
15.Парамонова Л. Г. Динамика дисграфии у детей // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения: материалы III междунар. конф. Рос. ассоц. дислексии / под ред. Г. В. Чиркиной, М. Н. Русецкой. М., 2007. С. 101-104.
16.Рябова О. В. Дисграфия и ключевые учебные компетенции младших школьников // Специальное образование. 2015. № 2. С. 87-95.
17.Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997. 256 с.
18.Солдатова Н. А., Ткачук Ю. Г. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. № 10. С. 446-448.
19.Чистякова, О.В. Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2017. - 488 c.
20.Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. М, 2002. 136 с.
21.Ястребова А. В. коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - 237 с.