Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном быстро развивающемся мире значительная роль отводится уровню образования граждан, поскольку современное высокотехнологичное производство и современное общество предъявляют высокие требования к качеству подготовки трудовых ресурсов.
Сложная структура современной системы образования в Российской Федерации закреплена в Федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28 февраля 2023 г.). Она включает в себя общее, профессиональное и послевузовское образование. В свою очередь в системе профессионального образования выделяют три подуровня – начальное, среднее и высшее.
Основная цель учреждений среднего профессионального образования – подготовить специалистов среднего звена в технической области, в социальной сфере и в области сервиса. Среднее профессиональное образование – это образование практикоориентированное, которое должно быть максимально приближено к потребностям реального сектора экономики. Именно это и определяет современную структуру среднего профессионального образования – по месту в экономике, по профессиональной структуре, по содержанию образования.
Среднее профессиональное образование на современном этапе имеет ряд неразрешенных проблем. В первую очередь они появляются в слабой связи учреждений среднего профессионального образования с производством и социальными партнерами, нерациональном использовании молодых специалистов, отсутствием системы мониторинга потребностей и независимой оценки качества подготовки специалистов. Не менее актуальной проблемой является разработка педагогических основ повышения эффективности процесса подготовки специалистов в учреждениях среднего специального образования.
Цель исследования – анализ научных и практических педагогических основ повышения эффективности процесса подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
- проанализировать сущность и содержание подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования;
- дать характеристику нормативно-правовой базы подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования;
- рассмотреть методы повышения эффективности подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования;
- дать анализ мотивации подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования.
Решение задачи исследования осуществляется на основе теоретических и эмпирических методов. К первым относятся сравнительный анализ, обобщение, моделирование. Из эмпирических используется педагогическое наблюдение и анализ документов и результатов деятельности.
Объект исследования – процесс подготовки специалистов в учреждениях среднего специального образования.
Предмет исследования – педагогические условия повышения эффективности подготовки студентов в учреждениях среднего специального образования.
Гипотеза – применение учебно-методических комплексов и повышение мотивации студентов позволяет повысить эффективность подготовки студентов в учреждениях среднего специального образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Сущность и содержание подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования
В настоящее время в основе профессионального образования лежит гуманистическая парадигма. Это стало причиной разработки новых методологических оснований для профессионального образования. Педагогический словарь дает такое определение образования: «образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» . Иными словами, образование – это такая сфера социальной жизни, которая создает условия для разностороннего развития личности. Профессиональное образование – это одна из составных частей образования в целом, в результате освоения которой человек получает необходимые знания, умения, навыки и профессиональные компетенции по конкретным специальностям и профессиям. То есть это процесс и результат профессионального становления личности.
Гуманистическая парадигма профессионального образования предполагает разработку принципиально новых подходов к методике преподнесения знаний студентам в учреждениях среднего специального образования. В первую очередь, речь идет об отходе от превалирования репродуктивных методов обучения, предполагающих восприятие студентами готовой информации, и замене их на эвристические и исследовательские методы . Тем самым пассивное восприятие заменяется активным, речь идет уже о пробуждении интереса к знаниям, стремлении из конструировать на основании уже имеющегося знания. Именно это имел ввиду законодатель, говоря о системе непрерывного образования – пункт 8 статьи 3 Федерального закона «Об образовании» .
Современные реалии таковы, что сегодня не существует готового профессионального знания, овладев которым можно стать специалистом в своей области на всю жизнь. Поэтому мы должны рассматривать профессиональное образование как введение в профессию, встраивание своей личности в сферу профессиональной деятельности .
Идея построения мостика между сферами труда и профессионального образования — формулирование на базе требований экономической сферы конечных результатов обучения, которые описывают, что люди научатся делать по завершении программы профессионального образования или обучения, — лежит в основе одной из перспективных концепций современного образования, получившей название «компетентностный подход». У ее истоков стояли западные ученые — американец Дэвид Макклеланд (1917—1998) и шотландец Джон Равен (род. в 1936) .
Это говорит о том, что в основе содержания профессионального образования лежат требования, выдвигаемые экономической сферой в виде компетенций, необходимых для получения работы. В данном случае под компетенциями мы должны понимать готовность студента к профессиональной деятельности, как психологическую, так и практическую, то есть, его способность применять полученные в результате обучения знания, умения и навыки для реализации трудовой деятельности .
Таким образом, задача педагога учреждений среднего профессионального образования заключается, в первую очередь, в том, чтобы научить студента учиться, то есть уметь самостоятельно получать новые знания на основе уже имеющихся и быть готовым самостоятельно решать проблемы в профессиональной сфере. В результате учебный процесс должен строиться как система условий, необходимых для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения профессиональных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян А.А., Соловьева А.С. Введение дисциплины «Основы проектно-исследовательской деятельности» как одно из средств развития общих компетенций будущих выпускников // Обеспечение качества обучения в системе среднего профессионального образования. – Самара, 2020. – С. 10-11.
2. Борисевич А.Р. Методы обучения // Педагогика современной школы: Основы педагогики: Дидактика: учебн.-метод. пособ. – Минск, 2012. – С. 349-350.
3. Вершинин С.И. Модернизация профессионального образования: проблемы и перспективы. – М.: 2004.
4. Гитман Е. К., Соловьева С. И. Конкурсная деятельность в рамках формирования общих и профессиональных компетенций // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 23‒3. - С. 63‒69.
5. Гладкова А. В. Формирование конкурентоспособности обучающихся через профессиональные конкурсы // Образование. Карьера. Общество. - 2019. - № 1. - С. 50‒52.
6. Дудко К.А. Роль практического опыта в контексте качественного образования в контексте среднего специального образования // Обеспечение качества обучения в системе среднего профессионального образования. – Самара, 2020. – С.34.
7. Ильина Т. И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. 2014. - № 3. - С. 15‒17.
8. Конституция Российской Федерации. Ст. 26. Ч. 2. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
9. Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
10. Куфтерина М.С., Попова Т.С., Куфтерина Т.Р. Развитие творческого потенциала личности студента в учебном процессе // Обеспечение качества обучения в системе среднего профессионального образования. – Самара, 2020. – С. 51-52.
11. Куцебо, Г. И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Куцебо. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
12. Лущик Е.А. Проблемы (пути) повышения уровня подготовки студентов в системе среднего профессионального образования // Современные подходы к организации учебного процесса. – Ливны, 2014.
13. Методика профессионального обучения: учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / отв. ред. В. И. Блинов. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
14. Методическим рекомендациям по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования. Утверждены Министерством просвещения РФ 14.04.2021 // КонсультантПлюс.
15. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. - Казань: Магариф, 2005.
16. Никитин М. В. Формирование персонализированного механизма локального конкурса профессионального мастерства в колледже: понятийный аппарат, задачи, этапы, субъекты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 166‒172.
17. Ольховикова О. В. Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59‒4. С. 106‒109.
18. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие. – Владимир, 2014.
19. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил разработки, утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов и внесении в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (от 12.04.2019 № 434) // КонсультантПлюс.
20. Приказ Минобрнауки «О практической подготовке обучающихся» (от 5.08.2020 № 888/390) // КонсультантПлюс.
21. Приказ Минобрнауки «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» от 28.05.2014 № 594 (в ред. от 09.04.2015)
22. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1386 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2014 N 34994) URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/44.02.06.pdf (дата обращения: 23.02.2023).
23. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; Под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – С. 300.
24. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. Вып. 1. М.: ФИРО, 2010.
25. Соловьева С.И., Гитман Е.К. Повышение качества подготовки студентов СПО через реализацию конкурсной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2020. - № 2. – С. 20.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) // Приказ Министерства образования и науки РФ. - 2014. - № 349;
27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование // Приказ Министерства образования и науки РФ. - 2016. - № 1548;
28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
29. Федосеева Л.А. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91085 (дата обращения: 24.02.2023)