Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. На протяжении многих лет, с тех пор как речь стала обозначаться как средство общения и инструмент мышления, исследования по развитию речевых навыков у детей не утратили своей актуальности в логопедической педагогике.
Развитая речь ребенка - это его общее развитие, его социализация в обществе и важное условие успешного обучения в школе. Нарушения речи негативно влияют на все психологические функции и сказываются на деятельности ребенка в целом и его поведении. Поэтому поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия в разном возрасте и в разных условиях не прекращается, в том числе в случае удовлетворения особых образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии.
По мнению Б.Т.Лихачева, «технология обучения - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор форм, методов и приемов обучения; это совокупность организации и методологии учебного процесса». Он считал, что технология обучения является важной технологией для реализации образовательного процесса.
В последние годы педиатры, неврологи и логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Псевдобульбарная дизартрия - это патология речи, при которой постоянно задерживается формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики
Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают много говорить, правильно произносят все звуки, их связная речь быстро развивается. Но число таких детей очень невелико, а процент случаев речевой патологии различной степени тяжести постоянно увеличивается.
Развитие речи на основе диалога играет важную роль в процессе речевого развития детей и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
Само по себе понятие «произносительная сторона» включает в себя следующие аспекты: речевое оформление речи и в то же время комплекс речевых двигательных навыков, который ее определяет. Это включает в себя технику речевого дыхания, звукообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, интонацию речевых акцентов и фраз, а также соблюдение определенных правил. Речевой аспект речи сочетает в себе компоненты речевой деятельности, такие как воспроизведение звука, фоновое дыхание, вокальная функция и ритм (интонация голоса).
Многие эксперты считают, что умению разговаривать следует обучать с самого рождения ребенка (В.И.Яшина, А.А.Павлова, Н.М.Юрьева и др.). Первичные способы общения ребенка - это своего рода произвольный контекстуальный дискурс, возможно, богатый идеями, своего рода логическим взаимодействием.
Объект исследования: логопедические технологии.
Предмет исследования: логопедические технологии, используемые при обследовании произносительной стороны речи детей.
Цель исследования: проанализировать существующие к настоящему времени логопедические технологии, используемые при обследовании произносительной стороны речи детей.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть основные характеристики произносительной стороны речи;
2. Раскрыть нарушения произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи;
3. Изучить логопедические технологии обследования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста;
4. Проанализировать методические рекомендации по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: В.М. Акименко, А. Баннов, Н.М. Борозинец, С.М. Валявко и т.д.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, одну главу, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты изучения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список источников содержит 20 наименований.
Глава 1.Теоретические основы изучения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1 Основные характеристики произносительной стороны речи
Понятие «произносительная сторона» включает в себя следующие аспекты: речевое оформление речи и в то же время комплекс речевых двигательных навыков, который ее определяет. Это включает в себя технику речевого дыхания, звукообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, интонацию речевых акцентов и фраз, а также соблюдение определенных правил. Речевой аспект речи сочетает в себе компоненты речевой деятельности, такие как воспроизведение звука, фоновое дыхание, вокальная функция и ритм (интонация голоса).
Частью общей культуры речи является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Н.М. Борозинец писал, что основными компонентами речевой культуры являются интонация и система фонем (речь) [5, с. 182-185].
Интонация - это набор языковых средств, с помощью которых организуется речь, устанавливается семантические отношения между различными частями фразы, что позволяет говорящему выражать различные чувства. В письменной форме интонация выражается с помощью знаков препинания.
Интонация включает в себя такие элементы: мелодию, ритмичность, тембр голоса, логическое ударение. Ритм речи - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, которые различаются по продолжительности и интенсивности речи. Ритм может ускоряться и замедляться в зависимости от содержания и эмоциональной окраски заявления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2020. – 195 с.
2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2021. – 217 с.
3. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2019. – 142 с.
4. Баннов, А. Учимся думать вместе: логопедические материалы / А. Баннов. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2020. – 136 с.
5. Борозинец, Н.М., Шеховцова, Т.С. Логопедические технологии: учебно-методическоепособие / Н.М. Борозинец. – Ставрополь: Нова, 2020. – 185 с.
6. Валявко, С. М. Проблема смыслового восприятия текста детьми школьного возраста / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Системная психология и социология. — 2019. — № 1 (21). — С. 5—15.
7. Варламова, О. И. Особенности речевых навыков как диагностический показатель при разграничении детей / О.И. Варламова. — М.: Вита, 2020. — 28 с.
8. Гин, А. Приемы педагогической техники / А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2020. – 190 с.
9. Даниэльян, Я. В. Современные концепции школьного учебника / Я. В. Даниэльян // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2019. — С. 278—281.
10. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Журнал «Логопед». – 2020. - № 5. – С. 52-59.
11. Жогла, И. Источники познания ребенка: есть ли среди них учебник? / И. Жогла, А. Туна // Проблемы современного образования. — 2019. — № 4. — С. 81—97.
12. Киселева, Н. Ю. Структурно-динамические характеристики интеллектуального развития учащихся с несформированностью речевых навыков // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2021. — № 132. — С. 281—286.
13. Кравцова, С. А. Развитие речевой деятельности младших школьников / Кравцова С. А. — Тамбов, 2020. - 24 с.
14. Мартемьянова, Т. Ю. Логико-дидактический подход к конструированию школьного учебника / Т.Ю. Мартемьянова. — СПб.: Наука, 2020. – 152 с.
15. Мелентьева, Ю. П. Общая теория речи / Ю. П. Мелентьева. — М. : Наука, 2019. — 230 с.
16. Мочалова, Л. Н. Показатели сформированности произносительной стороны речи / Л. Н. Мочалова // Специальное образование. — 2021. — № 1. — С. 76—83.
17. Чернявская, В. Е. Лингвистика текста на основе логопедических приемов: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность : учеб. пособие / В. Е. Чернявская. — М. : ЛИБРОКОМ, 2019. — 248 с.
18. Шулекина, Ю. А. Особенности понимания учебных текстов школьниками с разными образовательными возможностями / Ю. А. Шулекина // Проблемы онтолингвистики. — 2019. - С. 386—392.
19. Шулекина, Ю. А. Современные логопедические технологии при работе с учебником в инклюзивном образовании : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Шулекина. — М. : МГПУ, 2019. — 100 с.
20. Шулекина, Ю. А. Технологии обучения первоклассников произносительной стороны речи / Ю. А. Шулекина // Вестн. Москов. гор. пед. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. — 2021. — № 3 (33). — С. 102—109.