Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выразительное чтение – один из компонентов навыка чтения, которое является одним из важнейших показателей интеллектуального и нравственного развития обучающегося. В современной школе выразительное чтение занимает особое место, так как речевые задачи в образовании подразумевают сформированные умения и навыки выразительного чтения школьников. Развитие навыков выразительного чтения всегда являлось актуальной задачей для таких предметов как русский язык и литература.
На сегодняшний день федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) регламентирует наличие у школьников читательских компетенций и различных речевых навыков. Те навыки, которые ученик приобретёт в школе, будут всегда служить ему языковой основой, которая сформирует выразительность его чтения. Большинство специалистов среди лингвистов, психологов, социологов, педагогов обеспокоены снижением общего уровня культуры выразительного чтения школьников.
Подобные вопросы поднимались еще с середины XIX века, когда лингвисты стали говорить о выразительном чтении, как о необходимом грамматическом средстве оформления предложения и формировании грамотной речи. По данной теме занимались исследованием А.И. Пешковский, А.А. Шахматов, Л.А. Горбушина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.А. Рыбникова и др. Они рассматривали выразительное чтение как один из видов эстетической деятельности школьников. Таким образом, это позволило говорить о необходимом формировании у школьника умения и навыка воспроизводить текст правильно, осмысленно и эмоционально. Владеть навыком выразительного чтения, обучаясь этому на уроках литературы в школе.
Цель работы: проанализировать процесс выразительного чтения на уроках литературы.
Объект исследования: уроки литературы
Предмет исследования: Выразительное чтение на уроках литературы
Задачи:
1. Изучить особенности выразительного чтения на уроках литературы.
2. Рассмотреть методы и приёмы выразительного чтения на уроках литературы.
3. Описать организационно – педагогические условия для развития выразительного чтения на уроках литературы.
4. Предложить методические рекомендации по развитию выразительного чтения на уроках литературы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, наблюдение, интерпретация данных.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития выразительного чтения на уроках литературы
1.1Критерии ФГОС для развития выразительного чтения на уроках литературы
Выразительное чтение играет огромную роль в образовании и воспитании современного школьника. Можно говорить о том, одной из главных задач обучения является овладение школьниками навыком выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями федерального образовательного стандарта. ФГОС определяет следующие задачи литературного образования:
1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию.
2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств.
3. Культура читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.
4. Эстетические и творческие способности обучающихся, их
читательские интересы и художественный вкус.
5. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 05.03.2023).
4. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 88 с.
5. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
6. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1983. –144 с.
7. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 05.03.2023).
8. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского литературного творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
9. Капская, А.И. Выразительное чтение [Текст] / А.И. Капская. – М.: Высшая школа, 1986. – 168 с.
10. Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст]: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М. : Дело, 2001. – 144 с.
11. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
12. Литературное выразительное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
13. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
14. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
15. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
16. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
17. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
18. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Текст]: пос. для учителя / М.А. Рыбникова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1963. – 315 с.
19. Сафиуллина, Г.К. Сборник текстов для проверки выразительного чтения в начальных классах [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-tekstov-dlya-proverki-osoznannogo-chteniya-v-nachalnih-klassah-3405479.html (дата обращения 05.03.2023).
20. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М. : Либроком, 2009. – 112 с.
21. Фирсова, Т. Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
22. Формирование навыка выразительного чтения. Сборник приемов и техник [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-priemov-i-tehnik-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-2198714.html (дата обращения 05.03.2023).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
24. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ.- 2009. - 206 с.
25. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи [Текст] / Е.В. Язовицкий. – 2-е изд. – М.: Изд-во Просвещение, 1969. – 304 с.