Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что личность в младшем школьном возрасте отличается наибольшей сензитивностью к информации, которую она получает извне, тем более, что младшие школьники отличаются эмоционально-чувственным способом восприятия окружающей действительности.
На сегодняшний день существует большое количество форм и методов обучения младших школьников английскому языку, которые применяют учителя, однако остается открытым вопрос об их эффективности и приоритетности одних методов и форм над другими с учетом укомплектованности школ по части ИКТ и наличием специалистов в конкретной сфере.
Процесс обучения младших школьников английскому языку не просто должен соответствовать требованиям ФГОС и строится на основе дидактических принципов.
Для каждого педагога важно заинтересовать младших школьников, мотивировать их на получение знаний и навыков в данной сфере, что представляется проблемой в связи с возрастными особенностями младших школьников и относительной сложностью предлагаемого им материала.
Цель исследования – провести анализ принципов организации контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе.
Объект исследования – чтение и аудирование на уроках английского языка в начальной школе.
Предмет исследования – организация контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Привести общую характеристику изучения английского языка в начальной школе.
3. Рассмотреть чтение и аудирование как инструменты формирования социокультурной компетентности младших школьников на уроках английского языка.
4. Разработать программу контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе.
5. Проанализировать результаты применения программы контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Средняя школа № 50», г. Москва.
Гипотеза исследования: для организации контроля понимания младшими школьниками чтения и аудирования на уроках английского языка эффективно применять комплексный метод оценки, состоящий из нескольких компонентов.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, наблюдение, контент-анализ, проектирование, тестирование.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава, «Теоретические аспекты организации контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе», раскрывает такие вопросы как: психолого-педагогическая характеристика младших школьников, общая характеристика изучения английского языка в начальной школе, а также чтение и аудирование как инструменты формирования социокультурной компетентности младших школьников на уроках английского языка.
Во второй главе, «Разработка и применение методов контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе», представлена программа контроля понимания чтения и аудирования на уроках английского языка в начальной школе, а также проанализированы результаты ее применения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки России № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года (в действ. ред. от 11 декабря 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения: 13.03.2023).
2. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Прометей, 2018. – 590 с.
3. Богомолова, А.С. Обучение иностранному языку в начальной школе / А.С. Богомолова. – Воронеж: Перспектива, 2020. – 262 с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1978. – № 4. – С. 123–134
5. Волчегорская, Е.Ю., Козлова, Н.А., Шитякова, Н.П. Начальное образование: наука, практика, инновации. Коллективная монография / Е.Ю. Волчегорская, Н.А. Козлова, Н.П. Шитякова. – Челябинск: Издательство Южноуральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. – 253 с.
6. Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 13.03.2023).
7. Гудыменко, С.М., Швабрина, О.В. Формирование социокультурной компетентности младших школьников / С.М. Гудыменко, О.В. Швабрина // Педагогические технологии. – 2022. – № 3. – С. 60–74.
8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие / О.Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 208 с.
9. Доронина, К. Методика преподавания английского языка в начальной школе / К. Доронина // Tefl and Tesol. – 2021. – URL: https://tefl-tesol-certificate.com/blog/metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 13.03.2023).
10. Ефимова, И.С. Психологические особенности младших школьников / И.С. Ефимова // Вопросы возрастной психологии. – 2021. – № 7. – С. 68–80.
11. Жиркова, К.А., Шишкин, Р.Н. Некоторые особенности преподавания английского языка школьникам младших классов / К.А. Жиркова, Р.Н. Шишкин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka-shkolnikam-mladshih-klassov (дата обращения: 13.03.2023).
12. Киргуева Ф.Х., Дзидзоева С.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема. Монография / Ф.Х. Киргуева, С.М. Дзидзоева. – Ульяновск: Зебра, 2020. – 94 с.
13. Ламзин, С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам / С.А. Ламзин // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vidah-rechevoy-deyatelnosti-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 23.03.2023).
14. Ляховицкий, М.В. Принципы и методы обучения иностранным языкам / М.В. Ляховицкий // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 58–74.
15. Морозова, Н.В., Ряшенцева, В.А. Специфика преподавания английского языка в начальной школе / Н.В. Морозова, В.А. Ряшенцева // Открытый урок «Первое сентября». – 2016. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/662913 (дата обращения: 13.03.2023).
16. Наговицына, Е.П., Кустова, А.А., Визгалов, Р.А. Структурные компоненты социокультурной компетентности в разные возрастные периоды жизни / Е.П. Наговицына, А.А. Кустова, Р.А. Визгалов // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология. – Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2022. – С. 99–111.
17. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
18. Плаксина, Е.Б. Иностранный язык в образовании. Учебное пособие / Е.Б. Плаксина. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2015. – 88 с.
19. Тарновская, Т.А., Хорошева, В.А., Пятигорская, Я.С. Исследование социокультурной компетентности младших школьников и их развития в процессе учебной деятельности / Т.А. Тарновская, В.А. Хорошева, Я.С. Пятигорская // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10. – С. 105–114.
20. Цыбан, Л.А. Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе / Л.А. Цыбан // Молодой ученый. – 2017. – № 7(141). – URL: https://moluch.ru/archive/141/38473/ (дата обращения: 13.03.2023).
21. Шадриков, В.Д., Зиновьева, Н.А., Кузнецова, М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В.Д. Шадриков, Н.А. Зиновьева, М.Д. Кузнецова; Под общ. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2012. – 215 с.
22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Учебник / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
23. Щемелева, И.Ю., Васильева, Ю.С., Наследова, А.О., Нужа, И.В. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе : учебно-методическое пособие / И.Ю. Щемелева, Ю.С. Васильева, А.О. Наследова, И.В. Нужа. – Орск: Издательство ОГТИ, 2009. – 118 с.