Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Увеличивающееся количество детей-воспитанников детских домов и приютов является отражением социально-экономического и культурного развития страны и нации, важным индикатором становится оценка состояния таких институтов, как охрана детства и здоровья. В результате произошедших изменений, охвативших все сферы жизни страны, был отмечен ряд патологических процессов, в результате чего появился феномен социального сиротства. У тысячи детей, у которых есть «номинальных» родителей, нет нормального детства, они не могут удовлетворить самые элементарные физиологические нужды. К сожалению, в наше время в России прослеживается ощутимая убыль населения преимущественно за счет самой юной возрастной категории 0-9 лет. По итогам десяти лет эта категория изменилась в меньшую сторону на десять миллионов человек. Отметим, что в России насчитывают около 900 тысяч детей-сирот, большая часть которых имеет статус социальных сирот. Это дети-сироты, у которых живы родители.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОПЕКУНСКОЙ СЕМЬИ
1.1. Опекунская семья как объект исследования
Возникновение явления социального сиротства, во-первых, обусловлено кризисным состоянием современной семьи, которое заключается в разрушении ее традиционной структуры, главных функций, в снижении материального благосостояния, асоциальном образе жизни ее членов и прямом уклонении родителей от выполнения своего родительского долга. Основной проблемой становится невозможность содержать детей материально, обеспечивая их жизнь и воспитание [Козлова, С. 20]. В такой ситуации семья не только не может дать им любовь и заботу, но и вынужденно лишает жилья, отправляя в приют или детский дом. К главным губительным факторам, которые напрямую связаны с повышением уровня безнадзорности и социального сиротства, относят процессы алкоголизации и наркотизации общества, психолого-педагогическую несостоятельность семьи, жестокое отношение к детям и насилие в семьях. Ранняя психологическая депривация, неблагоприятные условия содержания ребенка, наследственная отягощенность в своей совокупности - факторы, обусловливающие формирование личности детей-сирот. Неимение семьи и родителей у воспитанников детского дома могут стать причиной того, что дети становятся не подготовленными к жизни вне приюта, они закомплексованы, у них нет уверенности в себе, они очень уязвимыми и раздражительными. Без родительской опоры, такие дети ощущают себя никому не нужными, их никто не защитит, им некому доверять, они чувствуют себя обездоленными и обиженными на мир [Лазарева, С. 18]. Такое состояние и обуславливает огромную психологическую и социальную проблему, которая до недавнего времени в недостаточной степени воспринималась всерьез обществом, и еще меньше — органами власти.
1.2. Опека как семейная форма жизнеустройства детей-сирот
Рассмотрим специфические особенности приемной семьи как формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Доржиева, С. 90] В соответствии с современным российским законодательством, передача детей под опеку или попечительство реализуется (п. 1 ст. 121 СК РФ), чтобы обеспечить их образованием, воспитанием, содержанием, осуществлять защиту прав и законных интересов на основе следующих факторов: смерти родителя(ей); лишения или ограничения родителей их прав; невозможности реализации заботы о детях в течение длительного периода по независящим от родителя обстоятельствам (лишение свободы, долговременная командировка, болезнь, помещение в стационар и др.); признания родителей недееспособными или безвестно отсутствующими [Гончарова, С. 16].
Стоит разграничивать понятия «опеки» и «попечительства».
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» утверждает, что опека представляет собой форму устройства малолетних граждан, которым не исполнилось четырнадцати лет, т.е. несовершеннолетних граждан, и признанных судом недееспособными, при которой выбранные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) становятся законными представителями своих воспитанников и могут совершать от их имени, кроме того, в их интересах все юридически значимые действия. [Доржиева, С. 98].
Попечительство – это такая форма устройства несовершеннолетних лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и лиц, которые ограничены по заключению суда в дееспособности, при которой указанные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны способствовать несовершеннолетним подопечным в содействии в реализации их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от 10 посягательств со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье 145 Семейного кодекса РФ содержатся сроки опеки – от рождения до 14 лет, попечительства – от 14 до 18 лет.
1.3. Социальные проблемы опекунской семьи
Как правило, в любой семье появляются различные проблемы, а в опекунских семьях, где подопечными могут быть внуки, племенники или приемные дети, количество и масштаб проблем ощутимо увеличивается.
Рассмотрим детальнее потенциальные трудности. Сложности возникают в первого дня – с дня приема ребенка в приемную семью. Сложность заключается в процессе адаптации ребенка в новой семье. Решение этой проблемы целиком зависит от психологических характеристик опекуна, от его поведения и возможностям найти общий язык с ребенком, способность помочь ему в адаптации. Анализ работ отечественных ученых-социологов показывает, что формирование отношений с ребёнком со сложностями осуществляется у тех опекунов, которые взяли ребенка из приюта, и у тех, которые берут под опеку подростков. Согласно практике, если подростка из детского дома берет под опеку молодая семья, у которой есть еще дети, то адаптация происходит успешнее. [Брюхина, С. 58].
В современной России популярной практикой становится организация специальных школ приемных родителей, обучение в которых ориентировано на специальное обучение и подготовку родителей к воспитанию ребенка. Такая практика не теряет актуальности, потом что, как показал негативный опыт, отсутствие или неверное сопровождение может стать причиной дезадаптации ребёнка, взятого под опеку/попечительство. Самым плачевным исходом становится ситуация, когда ребенок возвращается в приют. Группой исследователей под руководством Т.З. Козловой [Козлова, С. 20] была организована исследовательская работа в рамках изучения социальных проблем опекунских семей. По итогам исследования, было выявлено, что опекунские семьи, хотя и получают государственные выплаты, все равно нуждаются в дополнительной финансовой поддержке. Получается, вопрос финансового обеспечения наиболее остро стоит в опекунских семьях. Отметим, что опекуны/попечители, которые воспитывают ребёнка с хроническими заболеваниями или ребенка-инвалида, выражают в большей степени неудовлетворенность финансовой поддержкой государства в сравнении с теми, у которых относительно здоровые дети [Козлова, С. 20].
Как нам кажется, социальные выплаты на детей, воспитывающихся в опекунских семьях, вполне приемлемы. Важно учитывать, что опекунские семьи могут быть неоднородны по своему составу: это могут быть полные семьи, состоящие из трудоспособных граждан, или неполные семьи, где есть одна женщина-опекун нетрудоспособного возраста, воспитывающая нескольких детей, в том числе, ребенка-инвалида. Тем самым существует часть опекунских семей, которая объективно в силу своего социального статуса, обладает повышенным риском потенциальной бедности.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОПЕКУНСКОЙ СЕМЬЕЙ
2.1. Содержание социальной работы с опекунской семьей
Социальная работа с замещающей семьей должна быть ориентирована на несколько направлений, в том числе, на укрепление и развитие положительных отношений внутри семьи, восстановление и пополнение личностных ресурсов, стабилизацию полученных положительных результатов в социальном, психологическом и педагогическом аспектах и ориентации на реализацию социализирующих возможностей. С учетом этого, выделяют основные направления социальной работы [Зайнышев, С. 87].
1. Направление диагностики, чья работа базируется на комплексном изучении специфических характеристик замещающей семьи, определение ее возможностей и способностей;
2. Направление координации, предполагающее организацию правовой поддержки замещающей семьи, обеспечивая ее социальные гарантии, создание необходимых параметров для реализации ее прав и свобод, а также установление слаженной работы департаментов для оказания помощи и поддержки семье и детству, служб сопровождения замещающих семей, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб;
3. Направление социально-психолого-педагогической работы, которое основано на психолого-педагогическом образовании членов замещающей семьи, проведение им необходимой психологической терапии, профилактика и патронаж.
Социальная работа и ее содержание с опекунской семьей в каждом случае индивидуально. Подход в работе обусловлен структурой семьи, характером внутренних отношений среди ее членов, спецификой проблем.
Однако можно выделить ряд общих технологий социальной работы с опекунскими семьями. К ним относятся: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, сопровождение. Основополагающей технологией социальной работы является диагностика, которая включает в себя сбор, анализ сведений о семье, о воспитаннике и других ее членах, определение актуальных для данной семьи проблем. Диагностика представляет собой долговременный процесс, не прощающий необдуманных поступков и выводов. Для проведения диагностики семейной ситуации применяются такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Полной информацией для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи обеспечивает применение шкальных, карточных, проективных, ассоциативных, экспрессивных методики. [Басов, С. 40].
2.2. Работа социального педагога с приемной семьей
Приемная семья — это, в главную очередь, семья с опытом воспитания, по заданию державы компетентно выращивающая чад, оставшихся без попечения отцов и матерей. Основной целью приемной семьи считается создание наилучших комфортных условий для успешной адаптации и реабилитации детей-сирот в подходящих условиях. Приемная семья реализует процесс воспитания, в котором появляются сложности в налаживании контакта с чадом, поиске и применении педагогических стилей, развитии формирования эмоциональной близости [Лазарева, С. 20].
Встречаются случаи, что на практике родители-воспитатели сталкиваются с такими вопросами во отношениях с воспитанниками, к которым совершенно не были расположены. Проблемные вопросы могут касаться различных аспектов: незнание особенностей психологического воспитания детей-сирот, сильное стремление дать подопечному как можно больше; разность актуальных предписаний родителей и подопечных; напор со стороны окружающих; сложности в психологической совместимости.
Разрешить весь спектр вопросов без содействия квалифицированного специалиста при поддержке психологов, преподавателей, исследователей общественной работы сложно. Сотрудничество социального педагога с приемной семьей — это целевое занятие по созданию лучших условий для эффективной воспитательной работы в рамках опекунской семьи.
Главными функциями общественного преподавателя в общественном труде с приемной семьей является:
• исследование пригодности индивидуальных характеристик семьи, претендующих на опеку ребенка нормативным запросам;
• подготовиться потенциальным приемным родителям к содержанию в семействе ребенка-сироты или дитя, оставшегося без заботы родителей;
• подбор и подготовка ребят для определенной приемной семьи; социально-педагогическое курирование дитя в приемной семье;
• работа по оценке результативности функционирования приемных семей;
• коррекционная и профилактическая работа с кровной семьей младенцев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы социальной поддержки и сопровождения опекунских семей обретают актуальность в контексте современного российского общества. Отмечаются тенденции, которые связаны с активной государственной политикой, ориентированной на укрепление социальной защищенности института семьи, в частности, опекунских семей.
Согласно результатам исследования, опекунские семьи сталкиваются с перечнем определенных проблем. В контексте современных реалий появляется острая необходимость изучения социально-экономического положения опекунских семей, степени их социальной защиты и возможности пользования благами медицины и образования, и о степени осведомлённости и пользования социальными пособиями и льготами в рамках государственной политики поддержки социально нуждающихся категорий населения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [федер. закон от 02.07.2013 № ФЗ-167]/ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154768.
3. Борисова, Н.К. Потенциал регионов в решении проблем семей / Н.К.Борисова // Вестник Адыгейского государственного университета. –2011. - №2. – С.5-9.
4. Брюхина, Е.Р. Некоторые проблемы правового регулирования временной опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации / Е.Р. Брюхина // Пробелы в российском законодательстве. – 2014.– №6. – С.58-63.
5. Власенко, И.И. Технология организации и ведения группы взаимоподдержки опекунов / И.И. Власенко // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 2. – С.22-25.
6. Гончарова, Т.С. Сиротство в современной России: состояние и пути преодоления / Т.С. Гончарова // Вест. Тамбов. гос. технич. ун-та. – 2012. – Т. 18. – № 1. – С. 290–293.
7. Дементьева, И.Ф. Родительство – актуальная проблема современной российской семьи / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика в России. – 2016. – № 3. – С. 11-18.
8. Доржиева, С.В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье: дис. …канд. юрид. наук / С.В. Доржиева. – Москва, 2016. – 271 с.
9. Жаглина, М.Е. Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / М.Е. Жаглина, С.Е. Костина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. – №3(110). – С.36-41.
10. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Зайнышев. М.: Гуманит. Изд-во: ВЛАДОС, 2015. С. 140
11. Зеликова, Ю.А. Влияние социальной политики и родительских ценностей на семейное поведение и воспитание детей: межстрановой анализ / Ю.А. Зеликова // Журнал исследований социальной политики. – 2012. – № 3. – С. 343-360.
12. Зыкова, Н.Н. Развитие государственной поддержки семьи, материнства и детства в современных условиях: социологический анализ: монография / Н.Н. Зыкова. – М.: Издательство «Спецкнига», 2012. – 156 с.
13. Козлова, Т.З. Социально-демографические характеристики опекунов внуков-сирот / Т.З. Козлова // Приёмная семья. – 2015. – №2. – С. 20-26
14. Лазарева, М.И. Социально-педагогическое сопровождение воспитания ребенка в опекунской семье в условиях Центра социальной помощи семье и детям: автореф. дис. … канд. пед. наук / Марина Игоревна Лазарева. – Москва, 2009. – 24 с.
15. Отделкина, Т.Н. Проблемы социальной работы в системе сопровождения замещающих семей / Т.Н. Отделкина // Специфика профессиональной деятельности социальных работников. - Н. Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2015. - С. 321-325.
16. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н. Ф. Басова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 203 2 Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. Н.Ф. Басова. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2012. С. 225
17. Социология семьи / под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2010. – 636 с.
18. Ускова, Ю.В. Некоторые аспекты и проблемы установления опеки (попечительства) в российском законодательстве / Ю.В. Ускова // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – №100(06). – С.1-14.
19. Токарская, Л. В. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 136 с.