Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время возрастает по-требность в скорейшем формировании социально компетентной, социаль-но активной, уверенной в себе личности, способной эффективно функцио-нировать в современных условиях. Условия современного общества ха-рактеризуется высоким уровнем нестабильности, высоким темпом жизни, наличием всевозможных угроз и катаклизмов. Соответственно отмечается рост требований к системе образования, уровню и качеству подготовки специалистов, особенностям сформированности профессионально-значимых характеристик.
Подростковый возраст с точки зрения становления и развития харак-тера личности является самым трудным, это период интенсивного форми-рования ценностных ориентаций личности и создания предпосылок для появления смысла жизни, в это время активизируются процессы оформле-ния личности и формирования мировоззрения.
Перемены в психических особенностях ребенка возникают не само-стоятельно, а под воздействием ведущей деятельности, которой на данном возрастном этапе является общение со сверстниками. В подростковом воз-расте закладывается основа межличностных отношений, которая в даль-нейшем будет определять поведение человека в отношениях с окружаю-щими его людьми.
В настоящее время представляется возможным говорить о формиро-вании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков. Как и любая субкультура, интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения и име-ет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивиду-альную сферу психической деятельности своих членов. Среди негативных факторов влияния интернет – культуры на личность необходимо назвать, прежде всего, деперсонифицирующие и метаперсонифицирующие эффек-ты, перенос полюса организационно-коммуникативной деятельности из реальных условий общества в сеть, замкнутость, низкую сформирован-ность коммуникативных навыков. В связи с этим актуальным является изучение развития коммуникативной компетентности подростков.
Цель исследования – разработка проекта развития коммуникатив-ной компетентности подростков.
Объект исследования – коммуникативная компетентность.
Предмет исследования – Развитие коммуникативной компетентности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетентности.
2. Проанализировать особенности развития коммуникативной ком-петентности подростков.
3. Рассмотреть методы развития коммуникативной компетентности подростков.
4. Выявить особенности развития коммуникативной компетентности подростков.
5. Разработать проект развития коммуникативной компетентности подростков.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научной литературы);
- методы сбора эмпирической информации: опрос;
- методы обработки результатов исследования: описательная стати-стика, частотный анализ.
Методики исследования:
1. Методика оценки уровня общительности (В. Ф. Ряховский).
2. Методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 25 подростов в возрасте 13 – 14 лет, из них 13 девочек и 12 мальчиков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоре-тической и практической, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития коммуника-тивной компетентности подростков
1.1. Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность предполагает знание различных языков общения (не только вербального), она обеспечивает, в том числе, и функциональную языковую информационно-техническую грамотность че-ловека [17].
Рассматривая дефиницию коммуникативной компетентности, необхо-димо отметить такие понятия, как общение и взаимодействие.
Понятие общения является широким социальным феноменом, в структуру которого входит коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаи-модействия между индивидами); перцептивная сторона (процесс восприя-тия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) [8].
Коммуникативность в общении предполагает обобщение всех ин-формационных процессов, происходящих между людьми. Взаимодействие - это обмен действиями, поступками.
Основы понятия «коммуникативная компетентность» были заложены в 60-х годах прошлого века. Еще в начале двадцатого века отечественный психолог Л.С. Выготский указывал на то, что человек является социаль-ным существом с самого рождения. В связи с этим коммуникативные спо-собности являются одним из способов социализации личности в обществе [5].
Успешности в общении способствует формирование «коммуникатив-ного ядра личности», составными элементами которого выступают направленность на человека, установка на доверие себе и другому, комму-никативные умения и навыки. Выделяют следующие компоненты комму-никативных умений: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Также можно выделить параметры, составляющие сущ-ность психологических компонентов и эмпирические показатели, позволя-ющие определить сформированность выделенных параметров [10]:
1. Умение принимать информацию: внимание к сообщениям; ста-бильность процесса принятия информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2014. 246с.
2. Бочавер А.А. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, А.А. Корнеев, А.В. Жилинская // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. № 2. С. 157-174.
3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.
4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 362с.
6. Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Народное образование. Педагогика. 2013. №4. С. 89-97.
7. Давыдова И.В. Основы социально-психологического тренинга: Учебно-методический комплекс. М.: МГУТУ, 2011. 125 с.
8. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. 192 с.
9. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Эксмо, 2004. 64с.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер. 2012. 576 с.
11. Комлик Л.Ю., Колосова И.Г. Особенности коммуникативной компетентности старшеклассников // Вестник ТГПУ. 2018. №3 (192). С. 45 50.
12. Муравьева Ю.В. Особенности коммуникации в подростковом возрасте / Библиотека СКФУ. Ставрополь. 2011. С. 21-24.
13. Никишина Л.А. Межличностные отношения подростков // E-Scio. 2021. № 10 (61). С. 452-457.
14. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. 288 с.
15. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Мир науки. 2017. Том 5. С. 2 6.
16. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 22 4 с.
17. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, 1997. 224с.
18. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально- психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013. 190 с.
19. Самородова П.В., Котовская С.В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 104-112.
20. Соловьева Е.А., Ермак Е.С., Осипова Л.В. Психология человека и группы. СПб.: СПбГАСУ, 2018. 86 с.
21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Люберцы: Юрайт, 2017. 575 c.