Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Заикание является патологией, которая может искалечить человека. Оно является нарушением функции общения. При данном дефекте расстраивается речь, представляющую собой важную для человеческой жизни способность. Тем самым, данное расстройство препятствует личностной самореализации. Моральное страдание, вытекающее из данного факта, не является пропорциональным степени тяжести речевой патологии. Данное расстройство речи имеет значительную распространенность, а именно около 3% в популяции. Обнаружение заикания у детей в раннем детском возрасте и при неуспешном лечении к подростковому возрасту оно перерастает в логоневроз, нанося ребенку психологическую травму.
Тяжелых форм заикания у малышей встретить возможно нечасто. Но если наличествуют у человека во взрослом возрасте, то он будет ощущать глубокие внутренние переживания. Согласно результатам исследований, заикающийся человек, соответствует норме умственного развития, без особых психических отклонений.
При нарушении речевой функции возникают проблемы, связанные с
общением, наблюдаются отклонения в коммуникативном поведении
(Л.И. Белякова, С.А. Игнатьева, В.А. Калягин, А.Б. Хавин и др.).
Н.М. Асатиани, Ю.Б. Некрасова, И.А. Поварова, Е.Ю. Рау,
В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др. указывают на то, что заикание, как
правило, приводит к нарушению коммуникативного поведения, социальной
дезадаптации.
Объект исследования: заикание.
Предмет исследования: применение логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста
.
Цель исследования: исследование связь благополучия с уверенностью у заикающихся людей.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1. Дать психологическую характеристику заикающихся детей;
2. Раскрыть особенности логопедической ритмики;
3. Выявить состояние темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием;
4. Разработать коррекционную программу по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста с использованием логопедической ритмики;
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез,
- сравнение,
- обобщение.
2. Методы эмпирического исследования:
- наблюдение;
- беседа;
- опрос.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по психологии, а также для составления психолого-педагогических программ, направленных на преодоление заикания у детей старшего дошкольного возраста с использованием логопедической ритмики.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников. Список использованных источников содержит перечень работ авторов из 17 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования возможностей логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста
1.1. Психологическая характеристика заикающихся детей
Заикание является тяжелым речевым расстройством, которое сложно устранить, дезорганизующее детскую личность, тормозящее правильный воспитательно-образовательный процесс, затрудняющее нормальное включение ребенка старшего дошкольного возраста в коллектив своих сверстников.
Заикание рассматривается в качестве нарушения речи, внешне выражающееся в судорогах мышц конкретных речевых органов в момент звукопроизношения, среди которых губы, язык, мягкое небо, гортань, грудные мышцы, диафрагма и брюшные мышцы. Речь прерывается в результате задержки на некоторых звуках и словах [2].
Все многообразие самых разных взглядов на механизмы заикания можно свести к следующим теоретическим подходам:
1. Заикание в качестве спастического невроза координации, который появляется по причине раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Среди исследователей данного вида заикания выделяются такие ученые как Г. Гутцман, И.А. Куссмаул и в особенности И.А. Сикорский. который писал: Он заикание определял в качестве внезапного расстройства постоянности артикуляции, которое спровоцировано судорогой, появившейся в одном из отделов речевого аппарата, являющегося физиологическим целым. Первоначально эти ученые отмечали раздражительную слабость аппарата, которая наличествовала с рождения и управляла слоговой координацией. Потом ими заикание объяснялось в свете невротизма. Заикание возникает по причине судорогоподобных спазм.
2. Заикание в качестве ассоциативного нарушения психологического характера. Так характеризовали заикание Т. Гепфнер и Э. Фрешельс. Их последователями являлись А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологическое понимание механизмов заикания и в дальнейшем продолжило развиваться.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева А. А. Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития / А. А. Андреева, А. А. Лирнык. // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 622-627.
2. Анисимова Г. И. Исследование готовности логопеда к использованию средств музыки на занятиях по логопедической ритмике с дошкольниками // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4, Т. 2.
3. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб: КАРО, 2005. - 176 с.
4. Большина А.А. ЗАИКАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13249 (дата обращения: 12.03.2023).
5. Буздыган Е.О., Борганова И.И. Особенности речи у заикающихся детей. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - №, 2016. – С. 1-9.
6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: Владос, 2002. – 272 с.
7. Заимцян Д.Р. Роль и значение логоритмических занятий в системе обучения логопедов. // Наука и школа. - № 2, 2016. – С. 149-155.
8. Касицына М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 216 с.
9. Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте» / С. П. Кузнецова, М. Ю. Соловых, Е. И. Бирюкова [и др.]. // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 58-63.
10. Курдюмова Г.В. Развитие самостоятельной контекстной речи у заикающихся детей // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/12/47564 (дата обращения: 24.02.2023).
11. Микляева Н. В. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Рдионова — 3 изд. — М.: Айрис-пресс, 2006–112с.
12. Миссуловин Л. Я., Миссуловина Н. С., Зиновьева Е. А. Спорные вопросы понимания сущности заикания, его клинических особенностей и устранения. // Специальное образование. - №, 2015. – С. 1-9.
13. Моторина Т.Г. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. // Глобус. - №, 2019. – С. 32-35.
14. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. // Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Академия, 2002. – 300 с.
15. Овчинникова Т.С. Метод коррекционной ритмики в музыкальном воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 2, 2015. – С. 105-112.
16. Овчинникова Т.С. Метод коррекционной ритмики в музыкальном воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - №, 2015. – С. 105 – 113.
17. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи // М.: Академия, 2005. - 192 с.