Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В 90-е годы, когда в стране отмечалось резкое ухудшение условий для физического, психологического, нравственного развития детей, а также роста числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, в стране осуществлялись меры, направленные на улучшение их положения. Принят ряд федеральных законов, введена программа «Дети России». В субъектах Российской Федерации активно разрабатывались законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей.
В последствии возникла острая необходимость в модернизации системы оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для решения проблемы различные министерства и ведомства начали создавать специализированные учреждения (государственные, общественные, частные), пытаясь разрозненно решить данную проблему.
Понадобилось более десяти лет для осознания необходимости поиска новых путей, переосмысления целей, ценностей, эффективности средств и методов оказания помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, то есть принципиально изменить всю систему. Это оказалось возможным только при условии четкой координации и межведомственного взаимодействия организаций и ведомств, занимающихся данной проблематикой.
Значительно возросла роль государства в организации социальной защиты прав и интересов беспризорных и безнадзорных детей, в усилении целенаправленной работы по их социальной реабилитации. Была создана сеть социозащитных учреждений, ориентированных на новый подход в решении проблем детей и их семей.
Важным событием в создании эффективной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, послужило открытие социальных учреждений, которые свою деятельность базировали на воспитании детей, оставшихся без родителей. В основу такого воспитания был заложен принцип благотворительности. Такие учреждения получили название – приют.
С течением времени количество учреждений, оказывающих социальную защиту, увеличивалось. Наиболее востребованными являлись социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Согласно нормативно-правовой базе действующей на территории Российской Федерации воспитанниками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (СРЦ) становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей); осиротевшие дети; дети, самовольно покинувшие семью; дети, не имеющие места жительства и средств к существованию; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в круглосуточном пребывании в учреждении.
Основной задачей СРЦ является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с последующим возвращением ребенка в семью при соблюдении родителями (законными представителями) ряда условий или же лишением родителей (законных представителей) родительских прав, и как следствие нахождением ребенка в СРЦ до достижения совершеннолетия.
Объект исследования - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Предметом исследования являются технологии социальной работы в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних.
Цель работы заключается в изучении понятия, структуры и направлений деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Задачи работы:
1. Изучить понятие и функции реабилитационных центров для несовершеннолетних.
2. Охарактеризовать социальные услуги, предоставляемые несовершеннолетним в социально-реабилитационном центре.
3. Рассмотреть вопросы психолого-педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
4. Проанализировать опыт работы социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в Волгоградской области..
Методологической базой работы стали метод описания, формально-юридический метод и сравнительно-правовой метод.
Структура работы определена целями и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и четырех параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
1.1. Реабилитационные центры для несовершеннолетних: понятие и функции
В настоящее время экономическая ситуация в нашей стране меняется, в связи с чем изменилось число социально-неблагополучных семей, что, в свою очередь, привело к росту безнадзорности несовершеннолетних, росту совершенных ими противоправных деяний. В результате сложившейся ситуации необходимо создание учреждений для дезадаптированных детей и подростков. Задачей подобных учреждений является работа по социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних.
По статистическим данным основная масса бездомных детей (82,5%) находится в возрасте 10-14 лет, в 80% случаев это мальчики. В возрасте 15-18 лет - 12,5%. Исходя из статистики в России на 2018г. насчитывается около 1,5-2 млн беспризорных и безнадзорных детей, подростков, а фактически эта цифра приближается к 4 млн .
Самыми частыми причинами обращения в центры социальной реабилитации являются:
• смерть родителей и изъятие ребенка из семьи, в связи с угрозой жизни;
• необходимость помощи семье в исправлении поведения ребенка;
• оказания помощи в гармонизации внутрисемейных отношений.
Исходя из данных социально-реабилитационных центров по России можно составить следующую статистику:
24% несовершеннолетних проживают в полных семьях, 35% воспитываются в семьях, где родители имеют повторный брак и 41% детей живут в неполных семьях.
70% семей не имеют постоянного заработка, в этих семьях основными источниками дохода являются получение различных пособий, а также попрошайничество ребенка и самих родителей .
По данным статистики, сегодня, в 63% семей хотя бы один из родителей злоупотребляет алкоголем, в 15 % - пьют оба родителя. В данных семьях наблюдается наибольший процент насилия над несовершеннолетними, такие дети страдают заниженной самооценкой, состоянием подавленности и замкнутости.
Из данных описаний вырисовывается портрет ребенка, нуждающегося в реабилитации. Это несовершеннолетний, в возрасте 11-16 лет, воспитанный в антисоциальной семье, с ограниченным кругом потребностей и желаний, отличающийся психологической неразвитостью и агрессивностью .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асхаков, С.И. Справочник социального работника [Текст]/ С.И. Асхаков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
2. Гриднева, О.В. Внедрение ювенальной юстиции в российское общество [Текст]/О.В. Гриднева // Гарантии прав ребенка-безопасность детства. Сборник научных трудов Вып.3, МГПУ. – М., 2020
3. Дружинина Ю. А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте // Омский научный вестник. — 2012. — № 5(112). — С. 172–173
4. Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях : учеб. пособие. — Курган, 2003
5. Екимова В. И., Залалдинова А. М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. — 2015. — Т. 4, № 4. — С. 5–10
6. Жирова О. П. Социализация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра / О. П. Жирова.–Текст: электронный // Проблемы Науки.– 2014. – № 11 (29). – с. 102–104
7. Коломасова Е.Н. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект социальной защиты детей / Е.Н.Коломасова, Д. Р. Мусалеева.– Текст: электронный // Вестник МГУ.–2012.–№ 1.–с. 79–82.–URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-reabilitatsionnyy-tsentr-dlya-nesovershennoletnih-kak-subektsotsialnoy-zaschity-detey
8. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : дис. … д-ра психол. наук. — Кострома, 2005. – с. 21
9. Кулявцева М. П. Роль социально-реабилитационных центров в социальном образовании детей / М. П.Кулявцева. – Текст: электронный // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»– Москва, 2014.–URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002632
10. Маркач Е. В., Пежемская Ю. С. Психологическая безопасность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. — СПб.: ЛОИРО, 2017. — С. 26
11. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / под ред. М. К. Горшкова. — М.: Ин-т социологии РАН, 2015
12. Назукина, Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска [Текст] /Л.И.Назукина// Работник социальной службы. – 2002. – № 3. – с. 40
13. О государственной социальной помощи: федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (последняя редакция) // Гарант: [справ.-правовая система].–Москва, 2021.–URL: https://base.garant.ru/180687/
14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (последняя редакция) // Гарант: [справ.-правовая система]. – Москва, 2021.–URL: https://base.garant.ru/12116087/
15. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (последняя редакция). – Текст: электронный // Гарант: [справ.-правовая система]. – Москва, 2021. – URL: https://base.garant.ru/179146/
16. Поддубная, Т.Н. Социальная защита семьи и детства в РФ [Текст] / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2015. – с. 12
17. Пузанов, Б.П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей [Текст] / Б.П. Пузанов; ред. А.И. Павлова. – Москва: Владос, 2017
18. Степанова В. Г. О проблемах реабилитации социально-психологического здоровья несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации / В. Г.Степанова.–Текст: электронный // Концепт.–2013.–Т. 3.–С. 1171–1175.–URL: http://e-koncept.ru/2013/53237.htm
19. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442 - ФЗ http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 156558
20. Шумакова И. Е. Социально-психологические факторы преодоления трудных жизненных ситуаций : дис. ... канд. психол. наук. — Санкт-Петербург, 2011
21. Юревич А. В. Психологическое состояние современного российского общества как отражение его жизнеспособности // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. — М.: Институт психологии РАН, 2016. — С. 159– 175