Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в работу системы образовательных учреждений России, коренным образом изменились требования к подготовке учащихся, в частности учеников общеобразовательных школ. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить ученики. Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным наукам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения. Совершенно естественным явился поиск средств реализации метапредметного подхода в обучении. На данном этапе освоения ФГОС общеобразовательными учреждениями, апробированным и действенным средством реализации метапредметного подхода считается проектная деятельность по отдельным образовательным предметам [14]. Актуальным направлением работы в рамках каждого из образовательных предметов школьного курса является использование проектной технологии. Её применение на уроках биологии имеет ряд особенностей.
Таким образом, цель данного исследования – изучить особенности реализации проектной технологии на уроках биологии на уровне среднего общего образования.
Объектом исследования ставим процесс реализации проектной технологии на уровне среднего общего образования.
В качестве предмета исследования выступает проектная технология на уроках биологии на уровне среднего общего образования.
Согласно цели, объекту и предмету исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить историю проектного метода в обучении;
2) описать современные представления о применении метода проектов в школьном биологическом образовании согласно ФГОС ООО;
3) выделить особенности проектной деятельности в изучении курса биологии;
4) провести констатирующий эксперимент по выявлению познавательного интереса к предмету, формирующий эксперимент с использованием проектной технологии обучения и контрольный эксперимент по результатам внедрения метода проектов в уроки биологии.
Методологическая основа исследования: в работе использована современная концепция проектной деятельности и метода проектов Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой, В.Ю. Извекова.
Методы исследования: теоретического характера – анализ законодательной базы, научной литературы; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, методы описательной математической статистики.
База исследования: БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретический аспект метода проектов в рамках общеобразовательной школы
1.1. История проектного метода в обучении
Метод проектов так же называют методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Метод проектов зародился в США и основан на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Школьник будет увлечен учебой только в том случае, когда занятие интересует лично его, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить [5, стр. 15].
Во Франции также были последователи метода проектов. Метод центра интересов бельгийца О. Декроли, близкий к методу проектов У. Килпатрика, применялся на практике Ж. Бертье в сочетании с методом главного учителя, когда один учитель преподавал все предметы и одновременно являлся классным руководителем.
В 1920-1930 годы метод проектов активно внедрялся в практику на научной основе. В данный период происходило переосмысление идей и использование некоторых из них в качестве компонентов новых методов и форм обучения.
Елена Паркхерст (Дальтон-план) выдвигала основной идеей свободу для ребенка при выполнении любого задания, которая сохраняла энергию и желание, ведущее к получению результата. Дальтон-план основывался на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Выделялось также три основных элемента [5, стр. 17]:
1) дом - основное место ученика в школе;
2) задания - даются ученику для выполнения за определенный срок;
3) лаборатория - место, где ученики могли получить консультации у педагогов-предметников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения. - М.: Просвящение. - 2001. - 82 с.
2) Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика. - 2015. - 414 с.
3) Ермошкина Н.В. Организация проектной деятельности учащихся при изучении биологии. – Кубинка. – 2014. – 48 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kubinka-sosh-1.odinedu.ru/documents/%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9D.%D0%92..pdf
4) Извеков В.Ю. Ассистент учителя. Пособие. – М.:НПЗК. - 2004. – 107 с.
5) Калашников А.Т. Советская трудовая школа: Книга для чтения и работы по основам советской системы воспитания. - М.: Работник просвещения. - 1926. - 70 с.
6) Килпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л.: Брокгауз-Ефрон. - 1925. - 43 с.
7) Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва. - 2000. - 288 с.
8) Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно методическое пособие. - Омск.: Изд-во ОмГУ. - 2005. - 60 с.
9) Лигай О.А. История возникновения проектной деятельности и метода проектов / 1 сентября // Фестиваль «Открытый урок». - 2017. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662693/
10) Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность. - Вестник МГОУ. - 2010. - № 2. - С.57-63. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2079
11) Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2010. - 200 с.
12) Примерная основная образовательная программа основного общего образования. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://slovesnik.org/images/docs/documents/POOP-5-9.pdf
13) Тюлю Г.М., Старшинов В.Н. Проектная деятельность как условие интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности студентов в образовательном процессе ВУЗа. - Вестник КГУ. - 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-uslovie-integratsii-nauchno-issledovatelskoy-i-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse
14) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf
15) Шаталов В.Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. - М.: Педагогика. - 2000. - 158 с.
16) Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение. Педагогические сочинения. - М.: Просвещение. - 2001. - 307 с.
17) Щукина Г.И. «Методика с конвертами». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.solideducator.ru/refeds-616-2.html