Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время общее коли-чество детей с нарушениями речи ежегодно увеличивается. Одной из ос-новных задач лингвиста с учениками начальной школы, у которых, поми-мо нарушений психоретического развития, наблюдаются различные типы речевых расстройств, является коррекция тонального поведения и форми-рование связной речи. Поэтому важно, чтобы школьный логопед уделял большое внимание профилактическим, методическим и дидактическим ме-рам, которые способствуют недоразвитию системного языка, снижению когнитивной активности и задержке когнитивного развития. Для совер-шенствования технологии логопедии в образовательном учреждении необходимо искать новые эффективные подходы к решению этой пробле-мы.
Теоретические и статистические данные показывают, что большин-ство детей младшего школьного возраста страдают различными наруше-ниями речи, которые ухудшают когнитивное развитие, необходимое для успешного обучения в начальной школе.
Словарный запас этих учеников очень скуден, и в большинстве слу-чаев им не хватает необходимых языковых навыков, что препятствует не только эффективному обучению этих детей, но и их самовыражению в школьной среде. Основная причина этого заключается в ограниченном ис-пользовании языковых средств для выражения чувств, мысли, оценочные суждения и отсутствие образования, а также общения и взаимодействия.
Опытные логопеды доказали эффективность игры в области коррек-ции тона, потому что в ней дети легко, легко и быстро, часто незаметно, учатся правильно произносить звуки, что заняло бы гораздо больше вре-мени и усилий вне игры. Следовательно, необходимо всесторонне исполь-зовать дидактическую игровую систему для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений слуха у младших школьников.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить благоприятные условия исполь-зования дидактических игр в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс использования дидакти-ческих игр в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются дидактические игры с целью преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей млад-шего школьного возраста.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для использования дидактических игр в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть основные этапы развития речи ребёнка;
- дать общую характеристику нарушений звукопроизношения у де-тей;
- детально изучить игровые методы как средство коррекции фонети-ко-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного воз-раста;
- проанализировать структуру игровых упражнений для преодоле-ния фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста;
- выделить этапы и принципы исследования состояния фонетико-фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что если при организации уроков в начальной школе использовать дидактические игры, то это будет способствовать повышению интереса к обучению младших школьников в начальной школе и преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статисти-ческий анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники по финансовому праву и преподаванию, статистику и ин-тернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные этапы развития речи ребёнка
Человек не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - сложный процесс, который начинает формироваться, когда артикуляцион-ный аппарат, слух и зрение ребенка достигают определенного уровня раз-вития.
Важную роль языковая функция играет в умственном развитии ре-бенка, в процессе которого происходит формирование познавательной ак-тивности и способности к концептуальному мышлению. Но, как мы знаем, даже при здоровом мозге, достаточно развитом речевом аппарате, хоро-шем слухе и зрении ребенок без речевой среды, даже при наличии здоро-вого мозга, достаточно развитого речевого аппарата, не будет говорить без речевой среды [5].
Владение речью ребенка в определенной степени регулирует его по-ведение. Это помогает в планировании надлежащего участия в различных формах коллективной деятельности.
Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка име-ют самые негативные последствия:
а) Умственное развитие ребенка отстает;
б) Замедляется формирование высшей познавательной активности;
в) Возникают нарушения эмоционально-волевой сферы, которые приводят к формированию особых личностных качеств (замкнутость, эмо-циональная неустойчивость, чувство неполноценности, нерешительность и т.д.).;
г) Возникают трудности с письмом и чтением, что снижает успевае-мость ребенка в школе.
В литературе очень много внимания уделяется вопросам постепен-ного формирования речи в процессе его нормального развития. В работах А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описывается формирование речи у детей с раннего детства.
Вышеупомянутые авторы по-разному рассматривают и определяют этапы развития речи. Например, АН Гвоздев подробно изучает порядок усвоения ребенком частей речи, структур предложений и характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.
Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа языкового образова-ния: до 2 лет – подготовительный; с 2 лет – этап самостоятельного языко-вого образования.
Наиболее подходящим из этих авторов является более интересный А.А. Леонтьев. Он уделяет большое внимание методологическим подходам выдающихся лингвистов и психологов XIX и XX веков – В. Гумбольдта, П.О. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и дру-гих – в своей психолингвистической концепции «онтогенеза речи» в своей психолингвистической концепции А.А. Леонтьев приводит следующее вы-сказывание от В. Гумбольдт: «Усвоение детьми языка не есть приспособ-ление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».
Формирование речевой деятельности в онтогенезе речи делится на ряд последовательных периодов:
1. Подготовительный - до одного года;
2. Преддошкольный этап начального овладения речью - до 3 лет;
3. Дошкольный - до 7 лет;
4. Школьный - с 7 до 17 лет.
Первый этап - это подготовительный этап (с момента рождения ре-бенка до года). Этот этап включает в себя подготовку к овладению речью. С момента
Фрагмент для ознакомления
3
1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. - М.: Астрель, 2005.
2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
3. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ре-бусы от А до Я. – М., 1996.
4. Гранкова Н.А. Дидактическая игра «Рыбалка»//Ребенок в дет-ском саду. - №2. 2016.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопеди-ческой работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
6. Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представле-ний о пространстве и времени: Методическое пособие/Научн. ред. О.В. Защиринская. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча-щихся начальных классов. – М., 2001.
8. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей//Советская пе-дагогика. - 1954. - № 6.
9. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методиче-ское пособие. - СПб.: КАРО, 2008.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопеди-ческие занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонема-тическим недоразвитием.- М., 2004.
11. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2009.
12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003.
13. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявле-ния и коррекции у младших школьников с задержкой психического разви-тия: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
14. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
15. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
16. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследова-ния: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Из-дательский центр «Академия», 2002.
17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике ре-чевых нарушений Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
19. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоле-ние у младших школьников. – М., 2004.
20. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
21. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
22. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2013.
23. Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Ай-рис-пресс, 2007.
24. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения ре-чи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недо-развитии речи в массовой школе. - Ростов н\Д.: Феникс, 2006.
25. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студен-тов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2/Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ред. - сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
27. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования.- 4-е изд.-М.: Издатель-ский центр «Академия». 2013.