Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.
Цель исследования: изучение развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: особенности память у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Выявить уровень развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать серии дидактических игр и составить систему работы по развитию памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать данную систему в опытно-экспериментальной работе с детьми и сделать выводы.
5. Выработать рекомендации по развитию памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста для родителей и воспитателей.
Глава 1 Теоретические аспекты развития памяти у детей младшего школьного возраста
1.1 Анализ понятия память
В науке память, которая рассматривается как познавательный процесс, начали активно изучать лишь в конце XIX века: именно в это время психология стала полноценной научной дисциплиной. В русле этой науки сформировалось современное понимание того, что такое память. Итак, это некая форма психического отражения, которая отвечает за сохранение, закрепление в сознании опыта или информации для последующего повторного её узнавания и воспроизведения. [13, с. 57]
Как уже говорилось ранее, память – это познавательный процесс, который отвечает за сохранение и воспроизведение полученной психикой информации. Память человека всегда работает поэтапно. Сначала происходит запечатление информации, за это отвечают органы чувств. Затем информация запоминается и сохраняется в головном мозге или на уровне рефлексов.
Важно отметить, что запоминание может быть преднамеренным, когда мы, например, учим билет для экзамена, или же непроизвольным. Именно непроизвольное внимание позволяет нам вспоминать, что мы видели или слышали в разных ситуациях. Если же говорить о механизме запоминания, то психологи выделяют механическое запоминание и осмысленное.
Механическое – это так называемое «зазубривание» информации. При осмысленном запоминании человек пытается понять связи и закономерности. Говоря о том, что такое память, нельзя не отметить и процесс сохранения информации. Именно благодаря этому этапу мы помним или не помним какое-то событие, факт, человека. Сохранение может быть динамическим, что неразрывно связано с оперативной памятью, а также статическим – это прерогатива долговременной памяти, о которой мы поговорим позже. [6, с. 200]
Психологи сходятся во мнении, что статистическое сохранение информации происходит круглосуточно. Получается, что даже когда вы спите, ваша память классифицирует и сохраняет нужную информацию, полученную за день.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аристотель, О памяти и припоминании [Текст]/ Аристотель// Вопросы философии. - 2004. - №7. - с.158-173.
2. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М.В. Гамезо [и др.]. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 512с.
3. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальностям № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»./ М.В. Матюхина [и др.].- Москва: Просвещение, 1984. - 256с.
4. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. [Текст]/ П.И.Зинченко. - Москва: Издательство академии педагогических наук РСФСР,1961. - 562с.
5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст]/ А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 511с.
6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст]/ А.М. Матюшкин. - Москва: Педагогика, 1972. - 392с.
7. Михаэлис, О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. [Текст]/ О.Н. Михаэлис. - Екатеринбург, 2000. - 596с.
8. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память. [Текст]/ Т.Б. Никитина. - Москва: Аст-пресс книга, 2006. - 347с.
9. Практикум по возрастной психологии. [Текст]: Учебное пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 694с.
10. Розов, А.И. Память. [Текст]/ А.И. Розов. - Москва: Знание, 1970. - 64с.
11.Смирнов, А.А. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.2. [Текст]/ А.А. Смирнов - Москва: Педагогика, 1987. - 271с.
12. Смирнов, А.А. Проблема психологии памяти [Текст]/ А.А. Смирнов. - Москва: Просвещение, 1966. - 146с.
13. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Л.В. Черемошкина. - Москва: Академия, 2005. - 218с.
14.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников. [Текст]/ Д.Б. Эльконин// Педагогика и психология. - 1974. - №10. - с.18, 45.