Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие самооценки и ее виды 6
1.2. Особенности самооценки личности в подростковом возрасте 8
1.3. Методы диагностики самооценки в подростковом возрасте 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ 21
2.1. Этапы и общая характеристика исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан) 21
2.2. Методические рекомендации по проведению тренинга,
направленного на улучшение уровня самооценки подростка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст - важный и трудный период в жизни каждого человека. Это, прежде всего, переходный период от детства к взрослой жизни.
Психологические характеристики подросткового возраста считаются антикризисными и связаны с реструктуризацией в трех основных областях: физической, психологической и социальной. На физическом уровне происходят значительные гормональные изменения; на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым; на психологическом уровне подростковый возраст характеризуется формированием мировоззрения, переосмыслением ценностей, идеалов и жизненных перспектив. Этот период характеризуется формированием сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется самооценкой, которая является центральным формированием личности.
Самооценка - это оценка человеком своих способностей, качеств и своего места среди людей. Это осознание собственной идентичности, независимой от меняющихся условий окружающей среды, проявление индивидуального самосознания. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к самому себе неоднократно подтверждалась в психологии. Таким образом, отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.
Самоуважение - это центральное формирование личности. Это во многом определяет социальную адаптацию индивида, является регулятором его поведения и деятельности. Формирование чувства собственного достоинства происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Общество сильно влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе - это новейшая формация в системе отношений человека с миром. Но, несмотря на это, самооценка занимает особое место в структуре личных отношений.
Таким образом, формирование чувства собственного достоинства является одной из самых ярких черт личности подростка.
Цель исследования: рассмотреть проблемы самооценки подростков, более подробно проанализировать один из методов исследования самооценки подростков младшего и старшего возраста и дать рекомендации по повышению их самооценки.
Объект исследования: самооценка в подростковом возрасте.
Предмет исследования: методы исследования самооценки в младшем и старшем подростковом возрасте.
Гипотеза: детальное изучение самооценки, ее типов и методов исследования самооценки может улучшить ее у подростков с помощью различных технологий, применяемых психологами и педагогами, а также родителями, в том числе посредством тренингов.
Цели исследования:
1. Изучить литературу о самооценке в подростковом возрасте и методах ее диагностики;
2. Детально проанализировать исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан);
3. Рассмотреть тренинг как метод повышения самооценки подростков.
Методы исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Чтобы защитить курсовую работу, я внесу следующие положения о защите:
1. С целью подробного изучения самооценки младших и старших подростков я сначала рассмотрел понятие самооценки, виды самооценки, а также основные методы диагностики самооценки в подростковом возрасте.
2. При дальнейшем изучении выбранной темы я выявил особенности самооценки личности в подростковом возрасте.
3. В ходе исследования мной был проведен детальный анализ методики Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан), рассмотрены этапы и общая характеристика данного метода.
4. В курсовой работе также нашли отражение методические рекомендации по проведению тренинга, направленного на улучшение уровня самооценки подростка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие самооценки и ее виды
Самооценка - это оценка самого себя, своих способностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других; это также степень, в которой человек считает себя хорошим, компетентным, уважительным. Самооценка - важный регулятор поведения человека, она зависит от отношения к другим, от критичности и требовательности к себе, от отношения к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью достижения поставленных им целей. Несоответствие требований и возможностей человека приводит к тому, что он начинает неверно оценивать себя, в результате чего его поведение становится неадекватным: появляются эмоциональные расстройства, повышается тревожность [5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М., 2000.
2. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.
3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии - 1993.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1999.
6. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.
7. Как построить свое «Я». - М., 1991. - c. 328.
8. Кон И. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981
9. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.
10. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. - Калуга, 1994. - c. 365.
11. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., «Просвещение», 1968. - 141с.
12. Липкина А.И. Самооценка Школьника. - М., «Знание», 1976. - 263 c.
13. Психологический статус личности в различных социальных условиях. - М., 1992. - c. 105.
14. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. - М., 1970. - c. 271.
15. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992. - c. 212.
16. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. - Воронеж, 1998.
17. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.
18. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я».// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.
19. Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М., 1994.
20. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
21. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.