Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
К большому сожалению, в современных социально-политических условиях, чрезвычайные ситуации получает всё большее распространение. (сразу писать про сотрудников, детей убрать)Достаточно часто, дети и/или взрослые попадают в условиях техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками или попадают в ситуации экстремальных условий. Поэтому интерес к проблеме экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растёт в разных науках, на уровне политики, экономики, психологии, социологии, и среди специалистов самых разных областей. Значимым является то, что данные исследования, во многом имеют прикладное значение, они необходимы и актуальны, в силу тяжелых последствий, посттравматических стрессов, являющихся следствием экстремальных ситуаций. Психология экстремальных ситуаций составляет в настоящее время один из значимых раздел прикладной психологии, который включает диагностику психических состояний человека, пережившего или переживающего чрезвычайное обстоятельство и направления, методы, техники и приемы психологической помощи в данных ситуациях.
Особое внимание в научной литературе, уделяется психологическому анализу и классификация разнообразных психологических феноменов, возникающих как у жертв экстремальных происшествий, так и у специалистов, которые работают в данной области (спасателей, психологов, работников силовых ведомств и др.). Последствиями травматических стрессов связанных с переживанием экстремальных жизненных ситуаций являются такие формы аддиктивного поведения как алкоголизм, наркомания, злоупотребление лекарственными препаратами, которые могут использоваться в качестве релаксирующих средств, позволяющих снять или частично нивелировать дискомфорт, растерянность, страх, общую тревожность и депрессивность и т.д. Чрезмерный стресс, также, может влиять и на витальные функции, такие как сексуальное поведение, питание и др.
(слишком много; о последствиях – одна фраза)Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительный и острые эмоционально-негативные состояния, которые затрудняют жизнь и деятельность человека, но также нарушения поведения Подобные нарушения поведения могут иметь психологические причины, которые связаны с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стрессового воздействия в чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, существуют ситуации, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не может. Опасность представляет в описываемой ситуации, также и возникновение, так называемых, психосоматических заболеваний у участников чрезвычайных ситуаций. Основной задачей психологической помощи, и профилактики для специалистов, является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств, и, как следствие, оптимизация психического состояния и поведения личности в экстремальных ситуациях.
Степень разработанности темы исследования.
Только за последние десятилетия психологические аспекты деятельности представителей опасных профессий, в том числе и в ЧС, изучали Алонцева Е.Н., Белова Е.А., Вавилов В.М., Волошина О.В., Казберов П.Н., Кирьянова Е.Н., Митрохин С.В., Мушастая Н.В., Обознов А.А., Рыбников В.Ю., Степанов А.Л., Федосеев А.А., Шалев О.А. и др. Последствия для человека техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и катастроф исследовали Абдуллин А.Г., Александрова Л.А., Горбушина И.А., Зуев А.С., Одинцова М.А., Полетаева А.В., Посохова С.Т., Правдина Л.Р., Толстиков В.С., Фатхи О.Г., Хащенко Н.Н., и др.
Рассматривая проблему адаптации личности к трудным ситуациям необходимо учесть значение в формировании преодолевающего поведения условий и субъективной значимости событий жизненного пути личности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалёв, С.Л. Рубинштейн) [30]. В психологии сложились направления исследований, посвящённые анализу адаптационного потенциала личности (Д.А.Леонтьев, А.Г.Маклаков, А.А.Реан, И.Н. Симаева), роли адаптации и стрессоустойчивости в структуре профессиональной пригодности [3]. Рассматривая роль адаптационного потенциала субъекта труда, авторы подчёркивают значимость психолого-акмеологических подходов, ориентированных на построение субъект-субъектного взаимодействия [5]. Взгляд на адаптивность как фактор личностно-профессионального развития нашёл своё отражение в разработке прикладных технологий, в частности, в многомерной модели А.В. Либиной, получившей название «совладающий интеллект» [4]. Проблема анализа совладающего поведения, копинг-стратегий изначально соприкасалась с проблемой адаптации. Так, Г.Гартманн использует термин «адаптация» в контексте поиска способов конструктивного разрешения человеком психологических проблем. Другие представители психоанализа, рассматривая категорию эго-процесса, рассматривают тактики совладания в качестве естественной адаптации к жизненным трудностям (Дж. Вейллант и др.). А.В. Либина в проведённом масштабном анализе современных и классических подходов к исследованию совладающего поведения приходит к выводу: изменение жизненной ситуации и самосознания взаимосвязано с изменением репертуара и адекватности выбора копинг-стратегий. Навыки успешного совладания развиваются в процессе специально построенного обучения. При этом наибольшая субъективная потребность в адекватном выборе проявляется в трудных жизненных ситуациях [27].
Особую важность она принимает, когда вопрос касается надежности в опасных профессиях. Таковыми, по праву, являются профессии сотрудников МВД, в частности, ОМОНа и СОБРа. Их профессиональная деятельность протекает в экстремальных условиях с постоянным риском для жизни. По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников органов внутренних дел. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Травматический психологический стресс для таких спецподразделений является повседневной реальностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, они постоянно испытывают разрушительные для психики человека переживания [24]. Вместе с тем психологические детерминанты посттравматической надежности профессиональной деятельности, в частности, ценностно-мотивационная сфера, сотрудников силовых подразделений до сих пор остаются практически неисследованными, что обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Роль ценностно-мотивационной и смысловой сферы в состоянии адаптации сотрудников МВД в экстремальных условиях».
Объект исследования: особенности адаптации сотрудников МВД в экстремальных условиях.
Предмет исследования: роль ценностно-мотивационной и смысловой сферы в состоянии адаптации сотрудников МВД в экстремальных условиях.
Цель исследования: изучение роли ценностно-мотивационной и смысловой сферы в состоянии адаптации сотрудников МВД в экстремальных условиях.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие психологической адаптации;
- изучить понятие экстремальной ситуации в отношении сотрудников силовых ведомств;
- описать влияние экстремальной ситуации на адаптацию сотрудников силовых ведомств;
- проанализировать понятие ценностно-мотивационной сферы;
- определить роль смысла в адаптации личности сотрудников МВД
- подбор и обоснование диагностических методик оценки роли ценностно-мотивационной и смысловой сферы в состоянии адаптации сотрудников МВД в экстремальных условиях.
Гипотеза исследования: особенности ценностно-мотивационной и смысловой сферы оказывают значимое влияние в состоянии адаптации сотрудников МВД в экстремальных условиях. Применение эффективных копинг-стратегий оказывает позитивное воздействие на эффективность адаптации сотрудников МВД в экстремальных условиях.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез.(+методики, указать их списком)
Работа включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1.Понятие психологической адаптации
В широком смысле, адаптация (лат. adapto «приспособление») определяется как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. В психологии адаптация, предполагает приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Учитывая, что личность рождается и формируется в социуме, сихологическая адаптация рассматривается как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат данного процесса [26]. В таком ракурсе предполагается рассмотрение понятия адаптации в рамках данного исследования.
Изучение вопросов адаптации имеет большую теоретическую и методологическую значимость и занимает важное место в науке. Вопрос выделения этапов адаптации, актуален с точки зрения решения прикладных задач в общей психологии, социальной психологии, психологии личности и др. В частности, одним из прикладных направлений исследования адаптации является исследование адаптации в рамках учебной или профессиональной деятельности, при изменении микросоциальной среды, в ситуации адаптации к новому социальному окружению.
Вопросами адаптации занимались зарубежные исследователи (К.Р.Роджерс, Т.Парсонс, Д.А.Леонтьев, А.Г.Маклаков, А.А.Реан, И.Н.Симаева, И.Г.Малкина-Пых, И.С.Марков Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, А.Л. Свенцицкий, В.Е. Семенов и др.). Оригинальную классификацию предлагает А.А.Реан, рассматривая универсальные этапы адаптации для различных социальных ситуаций. В психологии социальной адаптации выделяют этапы адаптационного процесса к изменяющимся условиям. Выделяют пять этапов социальной адаптации (по А.А. Реан) [29]:
Подготовительный этап адаптации – здесь происходит, в первую очередь, аккумулирование полученной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности, о микросоциуме в рамках предстоящих условий в которых будет происходить адаптация. В зависимости от особенностей личности, от его индивидуально-психологических свойств, мотивационной, волевой сферы и др., данный этап может реализовываться в активной и целенаправленной деятельности либо проходить в относительно пассивной форме.
Этап стартового психического напряжения, который отличается состоянием и наличием нервно-психического напряжения в связи с переживанием и/или проживанием подготовительн
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 82-90.
2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
4. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
5. Седунова А.С. Копинг-стратегии в системе профессионально-важных качеств специалиста на примерепрофессий типа «человек-человек» //Психология совладающего поведения: материалы междунар. н.-пр. конф./ отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 279-281.
6. Седунова А.С., Склянная Н.Н. Копинг-стратегии в структуре профессионально-важных качеств // Ананьевские чтения – 2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008» / Под редакцией Л.А.Цветковой, Н.С. Хрусталёвой. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. – С. 436-437.
7. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О. Неосознаваемые психологические защиты как детерминанты успешности послевоенной адаптации участников боевых действий // Личность и бытие: субъектный подход / Отв. ред.: А.Л.Журавлев, В.В.Знаков, З.И. Рябикина. М.: «Изд-во Институт психологии РАН», 2008. – С. 461- 464.
8. Интернет служба экстренной психологической помощи http://www.psy.mchs.gov.ru.
9. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во СПбГУ. – 2006. – 382 с.
10. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис в развитии личности как субъекта жизни // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А.Сергиенко. М.: «Институт психологии РАН», 2009. – С. 186-199.
11. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.:«Институт психологии РАН», 2008. – С. 55-66.
12. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
13. Лазебная Е.О. Преодоление психологических последствий военного травматического стресса участниками войны в Афганистане // Вестник РГНФ, 1999. – №4. – С. 185-191.
14. Лазебная Е.О. Субъективная оценка успешности преодоления посттравматических стрессовых нарушений военной этиологии // Материалы итоговой научной сессии Института психологии РАН / под. ред. А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 102-119.
15. Лазебная Е.О. Преодоление психологических последствий воздействия экстремального (травматического) стресса: посттравматическая стрессовая адаптация // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – С. 561-575.
16. Лазебная Е.О. Психологические механизмы преодоления посттравматических стрессовых нарушений лицами опасных профессий / Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С.123-125
17. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
18. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – №4. – С. 15 - 26
19. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях/ В.И. Лебедев. – М.: Политиздат, 1989. – 304 с.
20. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 197 с.
21. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005– 960 с.
22. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
23. Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов /А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин, Е.Б.Шустов // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. – № 2. – С. 15-26.
24. Марков А.С. Проблемы стресса и совладающего поведения в профессиональной деятельности представителей силовых структур / Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С.127-129
25. Мэй Р. Экзистенциальная психология / Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс &ЭКСМО-Пресс, 2001. - 149 с.
26. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под редакцией Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер 2003. – 1096 с.
27. Пономаренко Е.Н. Психологические особенности копинг-поведения следственных работников МВД России: дис. канд. психол. наук. – СПб., 2006.
28. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕР СЭ, 2004
29. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
30. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
31. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: «Институт психологии РАН», 2008. – С. 67-83.
32. Седунова А.С., Склянная Н.Н. Взаимосвязь адаптивности и выбора копинг-стратегий в профессиональной деятельности сотрудников УВД / Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С.149-151
33. Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы / Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. – № 2. – С. 14-29