Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Одним из приоритетных и актуальных направлений государственной внутренней политики в нашей стране является гражданско-патриотическое воспитание, потому что гражданственность и патриотизм выступают необходимым условием для стабильности в развитии страны, как в экономическом, политическом, так и в культурном и социальном планах.
Воспитание будущих поколений и, в частности, патриотического является одной из главных проблем в российском обществе. Она затрагивает всех людей без исключения, независимо от их пола, расы, возраста.
Важным периодом для воспитания патриотизма в детях является младший школьный возраст. Это период рассматривается как время воспитания у ребенка морально-этических качеств, которые станут основой патриотических качеств и чувств. В этом возрасте развиваются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Данный возрастной отрезок представляет собой такой период в становлении личности ребенка, когда формируются основы гражданственности. Младшие школьники поддаются большему восприятию и принятию таких качеств, как: любовь к Родине, уважение к своему народу, гордость за свою страну. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов, ведь во многом от школы зависит дальнейшее восприятие ребенком всех составляющих патриотизма.
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических качества. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Существует противоречие между потребностью государства в патриотическом воспитании подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение возможностей формирования патриотического воспитания младшего школьного возраста в образовательной организации.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие патриотизма;
• Определить методы и средства развития патриотизма у младших школьников;
• Изучить уровень сформированности патриотического воспитания младших школьников;
• Разработать программу патриотического воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что процессу патриотического воспитания младших школьников будут способствовать разнообразные формы внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственно-патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенин, и др.); положения о воспитательном потенциале проектной деятельности (М.А. Ступницкая, Е.С. Полат, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы процесса патриотического воспитания младших школьников
1.1. Понятие патриотизма
Идеи патриотизма и гражданственности занимают особое место в духовной, политической, экономической и культурной жизни общества.
Рассмотрим теоретические разработки, касающиеся определения гражданственности, и предложим вариант авторской дефиниции исследуемого понятия.
Гражданственность определяется ведущими психологами и педагогами как целостное интегративное качество, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения.
Анализ соответствующей литературы позволяет заключить: в педагогической науке не определены единые подходы к пониманию «гражданственности», продолжается процесс уточнения понятийной базы.
Гражданственность как единство нравственной, политической и правовой культуры рассматривается многими отечественными исследователями (Н.А. Савотиной, А.Ф. Никитиным, Н.Г. Суворовой и др.).
Савотина Н.А. рассматривает гражданственность с точки зрения приоритетной ценности, приобретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства . Гаязов А.С. определяет гражданственность как «многоаспектное новообразование, состоящее из элементов нравственно-правового сознания, целостных качеств личности (целенаправленность, самостоятельность, организованность и другие), развитых социальных чувств (патриотизм, ответственность, принятие и соблюдение общепринятых норм и правил) .
С точки зрения Н.И. Элиасберг, гражданственность синонимична активной социально-значимой деятельности. Под гражданственностью она понимает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам .
Для правовой науки существенна связь гражданственности с правосознанием гражданина, его политико-правовой культурой, гражданскими обязанностями и гражданским долгом перед государством и народом. Гражданственность выступает как один из наиболее значимых факторов формирования право-культурной личности, которая и определяет его активное участие во всех социально-экономических, правовых, политических и социальных изменениях, происходящих в обществе. Понятие «гражданственность» соотносится с правовыми отношениями граждан между собой и их отношениями к государственным органам и организациям.
Таким образом, понятие «гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия , т.е. во многом совпадает с понятиями правовой и политической культуры.
Рассмотрев имеющиеся в гуманитарной науке подходы, мы увидели, что в основе понятия гражданственности лежит уважение к правам и обязанностям – своим и других людей, а также то, что гражданственность – это не только любовь к земле отцов, не только и не столько платоническое чувство. Это осознанная жизненная позиция, выражающаяся в активной сознательной деятельности во имя принципов, лежащих в ее основе .
Гражданственность – это стержень личности, вокруг которого строятся все ее остальные составляющие. Человеку для его становления в качестве гражданина необходимо получить систему правовых и политических ценностей; идей, в которые он может верить; и ориентаций в политической среде, которые позволят ему адаптироваться в ней.
На основе рассмотренных точек зрения предложим рабочую дефиницию определения гражданственности. Гражданственность – совокупность убеждений и взглядов личности, предполагающих солидарность и единство с Российской Федерацией, ее народом, и реализуемых через уважительное отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах, а также в обычаях и традициях. Таким образом, гражданственность – это интегративное политико-нравственно-правовое качество личности, характеризуется высоким уровнем правовой и политической культуры, компетентности, законопослушания, проявляется в активном участии в социально-политическом процессе, в способности и желании служить обществу и государству.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвазян А. А. Гражданско-патриотическое воспитание как направление молодежной политики: системный анализ и модель целеполагания // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – С. 76-79
2. Аналитический обзор ВЦИОМ «Россияне объяснили, как они понимают патриотизм». – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/rossiyane-obyasnili-kak-oni-ponimayut-patriotizm
3. Виртуальная экскурсия как форма организации воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников / Сост. Т.В. Бубнова. – Вологда: МАОУ «Центр образования №42», 2018. – 83 с.
4. Гаязов А.С. Общество, государство: воспитание гражданина / А.С. Гаязов. – Уфа, 2001. – С. 10-11
5. Гладышева, Т. Н. Патриотическое воспитание как один из важных факторов формирования нравственной культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Т. Н. Гладышева // Инновационная наука. – 2022. – № 9-2. – С. 29-30.
6. Гончаров, П. П. Использование былин в процессе патриотического воспитания младших школьников / П. П. Гончаров, К. А. Дерябина // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4, № 2.
7. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан, реализация государственной национальной политики и развитие институтов гражданского общества на территории Приморского края" на 2018 - 2021 годы [Эл. ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/550106314
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). [Электронный ресурс] – URL:(http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf )
9. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сб. ст. / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. – СПб.: Союз, 2004. – С. 6
10. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: PR. – СПб., 1995
11. Зевин Дж. Столкновение разных подходов к понятию гражданственности: трудности развития у учащихся критического мышления / Дж. Зевин // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. – М., 1997. – С. 24-29
12. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
13. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: дис. ... д-ра философских наук. – Ставрополь, 2004. – С. 363
14. Иванова, Е. В. Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством факультативных занятий / Е. В. Иванова // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 4(50). – С. 10-23.
15. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России / А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 19
16. Кобылкин Р. А. Понятие «патриотизм»: история и современность // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2014. – № 4 (31). – С. 161-167
17. Козлов А. А. Формирование патриотизма и гражданственности современной российской молодежи: теоретико-методологический и историко-социологический подходы // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – С. 43-45
18. Козлов А.А. О патриотизме и гражданственности: учеб.-метод. материалы. – СПб., 2005
19. Куликов С. П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2016. – С. 16-17
20. Ласинская, Д. И. Пути патриотического воспитания младших школьников / Д. И. Ласинская // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2020. – № 2(21). – С. 47-49.
21. Магомедов, А.М., Алиева, С.А. Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания / А.М. Магомедов, С.А. Алиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013 [Электронный ресурс] – URL:(https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya/viewer)
22. Манина, Л. И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / Л. И. Манина // Вестник ТГУ. – 2008. – №7. – С. 285-288.
23. Навигатор по организации внеурочной деятельности [Текст] / Авт.-сост. Н. В. Кулдашова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 141 с.
24. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. Яз., 1984. – 797 с.
25. Памятник водовозу в Коломне [Электронный ресурс]: http://unplaces.ru/. URL:http://unplaces.ru/Monument.php?id=27
26. Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому [Электронный ресурс]: http://kolomna-kreml.ru/. URL: http://kolomna-kreml.ru/sightsview/pamyatnik-dmitriyu-donskomu/
27. Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию [Электронный ресурс]: http://kolomna-kreml.ru/. URL: http://kolomna-kreml.ru/sightsview/pamyatnik-kirillu-i-mefodiyu/
28. Погорелый А. П. Патриотизм как ценность российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – М., 2004. – С. 8
29. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею. – URL: https://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56b1f8a79a7947060162a5a7
30. Сабодаш, О.А. «Патриотическое воспитание дошкольников / О.А. Сабодаш // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, – 2016. [Электронный ресурс] – URL(https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov/viewer)
31. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н.А. Савотина // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 39-41
32. Серова, Е.Ю. Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания: групповой проект «Государственные праздники» / Е.Ю. Серова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4. [Электронный ресурс] – URL:(https://moluch.ru/th/1/archive/99/3474/)
33. Слукин С. В. Патриотизм в социокультурном развитии личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Челябинск, 2005. – С. 7
34. Сухачёва, Е.Н., Гребенщикова, Т.Е. Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в игре / Е.Н. Сухачёва, Т.Е. Гребенщикова // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. матер. V Междун. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Изд-во: ООО "Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» [Электронный ресурс] – URL: (https://elibrary.ru/item.asp?id=34980566)
35. Текущий архив Комитета физической культуры и спорта г. Санкт-Петербурга, д.19/2, 2001 г., л.78
36. Тронь, К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников / К.М. Тронь // Вестник науки и образования. – 2015. [Электронный ресурс] – URL:(https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov/viewer)
37. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Ст. 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
38. Чепик М. А. Патриотическая хрестоматия. Истинное православно-христианское учение о патриотизме или о любви к отечеству и примеры патриотизма в разные времена. Ч. 1. – Сергиев Посад, 1913.
39. Юнусова, Э. А. Г. Особенности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе / Э. А. Г. Юнусова // . – 2020. – № 6(18). – С. 137-140.