Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире внимание актуализируется на умениях и навыках полноценного речевого развития, что является неотъемлемым условием его успешного обучения в школе и последующей социализации.
Речевая функция – это важнейшая психическая функция человека, в процессе которой формируются формы познавательной деятельности и становления личности ребёнка. Весь период становления речи делится на три этапа:
первый довербальный жесты, мимика, язык тела
второй этап возникновения речи появление первых вербализаций (лепет); понимание речи окружающих взрослых
третий речевое развитие ребёнок начинает понимать речь и учится её применять
Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Её основными функциями являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Именно с их помощью ребёнок получает новую информацию и усваивает её, и к концу дошкольного возраста возникает способность подчинять свои действия речевой инструкции.
Д.Б. Эльконин в своих работах отмечал, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка(фонематического слуха), и формирование произнесения звуков речи".
Самым главным условием возникновения речи ребёнка, является нормальное развитие и функционирование его центральной нервной системы.
Лексика является одна из самых важных частей развития детской речи и имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря является признаком высокого уровня развития речи дошкольника.
Анализируя реальную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в дошкольном обучении и воспитании показывает, что детей, имеющих отклонения становится всё больше с каждым годом. Так же фактом является то, что одним из наиболее встречающихся нарушений является ОНР – общее недоразвитие речи – сложное расстройство, при котором нарушается развитие всех компонентов речевой системы, как звуковой, так и смысловой, что доказывает актуальность темы данного исследования «Особенности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР»
При непосредственных нарушениях усвоения лексики намного тяжелее овладеть речью как средством общения. Торможения речевого развития, сложности в расширении словарного запаса и грамматического строя очень пагубно влияют на речевые контакты ребёнка и взрослого, общение со сверстниками. Бедность словарного запаса создаёт определённые сложности в общении ребёнка с ОНР с окружающими. Затруднятся как понимание обращённой речи к нему, так и построение собственных высказываний.
Исходя из актуальности темы определены цели и задачи работы, а также объект и предмет.
Цель: проанализировать лексическую сторону речи дошкольников с общим недоразвитием речи всех уровней.
Объект исследования –особенности лексических нарушений речи у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – состояние лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
2. Выявить уровень и этапы развития лексической стороны речи в онтогенезе.
3. Рассмотреть особенности развития речи детей дошкольного возраста в норме.
4. Определить характер отклонений развития присущие детям с нарушениями лексической стороны речи с ОНР.
Методы исследования: теоретические методы – изучение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализ изученной литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Большое внимание к развитию речи детей уделялось ещё в древние времена философами: Платоном, Аристотелем, Сократом Они считали необходимым учить детей развитию речи и давали практические советы.
Чешский педагог, отец научной педагогики Я.А. Комменский, который разработал первое в мире руководство дошкольного воспитания «Материнская школа» посвятил развитию речи целую главу, и утверждал, что именно речью человек отличается от животного, поэтому её нужно развивать, особое внимание уделяя правильности произношения в первые три года, и обогащению словарного запаса последующие три.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци говорил: - «Язык даёт ребёнку в короткое мгновение то, что человек получал от природы тысячелетиями». В своих учениях он рекомендовал обучение связной речи начинать с познания внешнего вида предмета, разбора его внешних признаков и подбора их описаний, затем классификация слов и распространение их в предложениях, составление связных текстов.
Основатель дошкольного воспитания немецкий педагог Фридрих Фрёбель в 1840 году создал дошкольное заведение в помощь матери названное Детский сад.
Он считал что развитие речи детей нужно начинать с раннего детства, предпосылками чего является богатый внутренний мир малыша. Очень важным считал что бы ребёнок всё хорошо рассматривал, а воспитатель давал ему словарный запас на основании уведенного.
В свою очередь представители прогрессивной отечественной педагогики Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н. быыли противниками такой системы, и считали, что данная методика не может развить яркого народного языка, но некоторые занятия и игры можно применять.
В системе формирования речевого дефекта общего недоразвития речи детей, с несформированным и недоразвиты лексическим строем речи увеличивается с каждым годом, что становится огромной проблемой в их дальнейшем развитии и образовании, так как является один из самых главных условий в овладении чтением и письмом в начальной школе.
Современные ученые Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Парамонова Л.Г. в своих исследованиях выделяют достаточно высокий процент детей имеющих диагноз общие недоразвитие речи, поэтому вопросы формирования лексического строя речи в логопедической работе, как в дошкольных образовательных, так и в школьных образовательных учреждениях, являются теоретически и практически значимыми. В основном подавляющее число детей с различными нарушениями речи имеют диагноз ОНР III степени.
Слово является основной единицей языка. Произнося его изолированно, выполняется номинальная функция, т.е называются конкретные предметы, действия, признаки, чувства, явления и так дальше. Собирая их грамматически в предложения, строится тот материал, при помощи которого речь приобретает коммуникативную функцию.
Л.С.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обоснованием этого утверждения является тот факт что значение слова это неразделимое единство обобщения и понятия, о котором нельзя уверенно сказать что это: феномен мышления или речи.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших младших школьников-СПб.: Детство-Пресс, 2015.-147 c.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 109 с.
3. Альманах психологических тестов / под ред. Р. Р. Римских, С. А Римских. – М. : КСП, 2016. – 400 с.
4. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ//Логопед. – 2016. – №4. – С. 50-60.
5. Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тя-жёлыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов дошкольных учреждений – Минск: Адаптация и воспитание, 2018. – 152 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 1984. – 244-268 с.
7. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – М. Просвезщение, 1972. -
8. Журавель Н.И Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. (Библиотека журнала «Лого¬пед»-2)
9. Задумова Н. П. Логопедия: дислалия, ринолалия, дизартрия: учебно-методическое пособие: в 3 ч., Ч. 1. Дислалия – СПб.: ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015- 88 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=438776&razdel=257 (дата обращения: 12.04.2021).
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст]: Книга для воспитателей детского сада и родителей / А. И. Захаров. – М., 2017.
11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
12. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: методическое пособие - М.: Парадигма, 2012. – 128с.
13. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития [Текст] / Г. А. Мишина // Дефектология. – 2016. – № 1.
14. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин, М. Гея // изд. 6-е исп. доп. с новым вступлением. − М.: Световид, 2009.
15. Никитин Б. П. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина // в 2 томах. − М.: Самокат, 2015. – 435 с.
16. Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней / Б. П. Никитин − Л., 2019. – 191 с.
17. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин − Кемерово: К., 2018. – 157 с.
18. Нищева Н.В. Игры для развития фонетико-фонематической стороны
речи у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: «Детство - пресс», 2011. - 94 с.
19. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. – 2-е изд., М., 1983. – С.2-16.
20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: 2011. - 288 с.
21. Фадеева Ю. А., Жилина И. И., Пестерева Е. П. Особенности воспитательной работы с дошкольниками нарушениями речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 40-
22. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000.
23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 1994.
24. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
25. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. / И. А. Чистякова. – СПб: КАРО, 2005. – 96 с: ил. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
26. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – 128 с.