Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы нашей курсовой работы определяется тем, что в настоящее время современное общество и государство переживают изменения в системе отечественного образования, которые диктуют необходимость сформировать творческую и активную личность, способную эффективно и самостоятельно решать жизненные задачи. Основное значение имеет обеспечение данного процесса в начале школьного обучения, которое отражено Федеральным государственным образовательным стандартом начальной школы ФГОС НПО. Чтобы решить эту задачу, необходимо найти способы развития патриотизма детей младшего школьного возраста
Проблема патриотического воспитания молодежи в российском обществе не потеряла своей актуальности, а наоборот, становится все более актуальной по ряду причин: повышение осведомленности молодежи, процесс демократизации и формирование многопартийности создают определенные трудности в осознании молодыми людьми сути и смысла патриотизма. Современная молодежь не получила такого настоящего патриотического воспитания, которое осуществлялось старшим поколением.
Развитие современного российского общества сопряжено с преодолением целого комплекса проблем и противоречий, порожденных масштабным духовно-нравственным кризисом, сложившимся на рубеже столетий. Осмысление перспектив общественного развития предполагает заботу государства о духовном здоровье детей и молодежи, формировании в них ценностного отношения к национальной истории и культуре, верности духовным святыням и нравственным традициям, и нормам своих предков. И, пожалуй, главной такой проблемой сегодня становится отношение к Родине, к правам и обязанностям, которые сопряжены со статусом гражданина.
Отметим, что патриотическое воспитание молодежи является обязательной частью подготовки юношей к военной службе, кроме того, это и часть программы по воспитанию личности, обладающей высокими моральными качествами: патриотизмом, гражданской позицией, ответственностью.
Молодые люди должны осознавать, что будущее России – это единство её народа и государства, целостность и нерушимость его границ, сильный научно-технический, военно-политический и кадровый потенциал. Осознание данных ценностей не приходит самостоятельно, оно формируется в результате целенаправленно организованного педагогического процесса, который и включает в себя гражданско-патриотическое воспитание.
В современном преподавании важную роль играет такая форма проведения занятий как экскурсия, которая в условиях цифровизации образования приобретает новые оболочки и модификации.
Инновационной формой обучения и новой в методическом плане является экскурсия виртуальная, которая современными исследователями и педагогами рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие.
Сложились определенные противоречия между:
– потребностью общества в воспитании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса в теории и практике школьного образования;
– потребностью педагогов в воспитании патриотических качеств у детей младшего школьного возраста и отсутствием педагогической технологии, позволяющей целенаправленно осуществлять этот процесс в условиях школьного образования.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании гражданско-патриотического воспитания младших школьников через виртуальные экскурсии.
Объект исследования: процесс гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: общедидактические и методические условия гражданско-патриотического воспитания в процессе приобщения к виртальным экскурсиям.
Цель исследования: выявить и научно обосновать общедидактические и методические условия гражданско-патриотического воспитания через виртуальные экскурсии
Задачи исследования:
-изучить теоретические аспекты виртуальная экскурсия как инновационная форма воспитания школьников;
- раскрыть организацию и проведение виртуальных экскурсий в процессе обучения школьников
- рассмотреть воспитание патриотизма и гражданственности как важнейшее направление воспитания детей школьного возраста;
- проанализировать формирование гражданско-патриотических чувств детей младшего школьного возраста посредством виртуальных экскурсий.
Методы исследования: в ходе научной работы использовались теоретические методы исследования:
Методы теоретического анализа, которые позволяют понятие виртуальной экскурсии представить, как процесс и результат вхождения школьников в образовательную среду вуза и выявить проблемы исследования.
В числе методов теоретического анализа в исследовании использовались:
- метод структурного анализа (выявление совокупности сущностных характеристик понятий виртуальной экскурсии, гражданского и патриотического воспитания);
- метод содержательного анализа (определение совокупности сущностных характеристик исследования и содержательные описание каждого из них).
- метод сравнительного анализа (сопоставление одинаковых аспектов исследования разными авторами с целью выявления черт их сходства и черт различия в результатах исследования);
- метод систематизации, применяемый для представления собираемой информации);
- метод обобщения, позволяющий обобщать результаты теоретического анализа, обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, выделять в знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им некоторую целостность.
В курсовой работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части курсовой работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам виртуальных экскурсий как средство гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено формирование влияния виртуальных экскурсий как средство гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на современном этапе.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений, полученных в ходе исследования.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме виртуальная экскурсия как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников
1.1. Теоретические аспекты виртуальная экскурсия как инновационная форма воспитания школьников
В начале параграфа дадим дефиницию экскурсии.
История экскурсионной дидактики восходит к незапамятным временам, к эпохе Древней Греции. Возможно, самая известная экскурсия того периода – «Путешествие Одиссея».
Экскурсия появилась в конце 18-начале 19 веков как один из методов обучения, который способствовал воспитанию наблюдательности и навыков самостоятельной деятельности у обучающихся. Ряд ученых (таких, как П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый и ряд других ученых) относились к экскурсии как к форме учебной деятельности .
Дефиниция экскурсия (excursion) имеет свои корни от латинского происхождения и если перевести то означает вылазку или же посещения какого-нибудь места или же некоторых объектов в целях их изучения.
Наиболее раннее толкование данной дефиниции определяет В. Даль, который писал, что экскурсия является прогулкой, выход человека на поиски чего-либо, к примеру, для собирания лекарственных трав и др.» .
В Малой современной советской энциклопедии дефиниция раскрыта так: Экскурсия является коллективным посещением, какой то местности, п или же промышленных предприятий, а также совхозов, музеев, т.д., с преимущественной научной или же образовательной целью .
Иные толкования наиболее позднего периода не совсем отличаются оригинальностью, иного ничего не прибавляют к раньше сделанным характеристикам .
И в тот же промежуток времени невозможно пройти мимо различных попыток ряда ученых ограничивать экскурсию наиболее узкими рамками .
Пути формирования экскурсий идут по линии видоизменения сущности экскурсии. Изначально экскурсия являлась прогулкой, в дальнейшем решались практические задачи, к примеру, поиск путешественниками лечебных трав .
В данное время экскурсия является как что-то завершенное, единое, которая имеет свои характерные функции, а также признаки, оригинальную персональную методику.
Экскурсия обеспечивает реализацию дидактического принципа связи теории с современной практикой .
Экскурсия стала весьма действенной формой организации учебной деятельности и в этом отношении выполняет ряд значительных дидактических функций:
− при помощи экскурсии может реализовываться такой принцип как наглядность обучения, ибо в ходе экскурсии экскурсанты прямо знакомятся с изучаемыми вещами и явлениями;
− экскурсия позволяет повысить научность обучения и укрепить обучение с жизнью и практикой;
− экскурсия способствует политехнической обучаемостью. Дает возможность знакомить экскурсантов с промышленным производством, с использованием научных знаний в таких отраслях как промышленность а также в сельском хозяйстве .
В результате развивается познавательная активность школьников, они изучают «природу в природе» .
Экскурсия также может проводиться не только с целью усвоения знаний, но и их популяризации .
На сегодняшний день в связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии . Виртуальные экскурсии дают возможность учащимся на уроке, не покидая помещение класса, посетить места, которые они никогда не видели.
В научной литературе виртуальные экскурсии начали рассматривать за рубежом во второй половине 20-го века Д. Х. Саутворт и Э. Б. Клемм (1985) и продолжили в первой половине 21-го века И. Шлейхер (2004) , А. Будке и Д. Канвишер (2006), М. Харрингтон (2009) и др.
Литература, посвященная виртуальным экскурсиям в России, появилась в начале 2000-х гг. К. В. Асламова и И. Е. Карасёв рассматривают понятие виртуальной экскурсии, её составляющие, положительные и отрицательные стороны .
Т. Б. Климова и Е. В. Вишневская акцентируют внимание на повышении интереса к экскурсиям при использовании мобильных технологий . Ряд работ посвящен разработке и организации виртуальных экскурсий: А. А. Кошкарова, Н. А. Пакшина и Д. В. Шмако, А. В. Пронькина, О. И. Ляш.
Работы В. И. Гвазавы посвящены виртуальным музеям и виртуальным музейным экскурсиям. С. Е. Юленков, С. В. Котельникова и А.С. Касаткин рассматривают средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности .
Более того, как пишет А.А. Андреев, в рамках реализации задачи по цифровизации образовательных программ по всей стране периодически проводятся онлайн-уроки, тесты для контроля усвоения материала, онлайн-курсы для поднятия профессиональных навыков . В данных условиях среди различных видов экскурсии наиболее востребованными стали виртуальные. Составляющими такой экскурсии бывают видео, звуковые файлы, анимация, а также различные репродукции картин ,или же изображение природы, портреты и фотографии .
Виртуальные экскурсии будут отличаться от самых обычных экскурсий и будет иметь некоторый ряд преимуществ, к которым можно отнести: виртуальные экскурсии доступны, интерактивны, информативны, наглядны. За протяжении одного урока можно ученикам посетить ряд государств с применением обзорных и музейных экскурсий по всему современному миру, а также участвовать в разработанном заранее квесте.
Виртуальная экскурсия является некоторой комбинацией виртуального
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М. А. Абдулаева. - Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции. - Казань : Бук, 2014. С. 22-24.
2. Акулова О.В. Компетентностный подход в информационном обществе: тенденции и проблемы / О.В. Акулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3. № 6. С. 17-26.
3. Акулова О.В. Образовательный процесс в вузе в условиях уровневой подготовки педагогических кадров / О.В. Акулова // Человек и образование. 2012. № 2. С. 36-40.
4. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы./ Е.А. Александрова // Литература в школе.2010.№10, С. 23.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : ЭКСМО. 2018. 896 с. - Текст : непосредственный.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2001. - 282 с. - Текст : непосредственный.
7. Андреев А.А. Онлайн-обучение как перспективная форма организации учебного процесса в современной цифровой образовательной среде. Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С.8 – 10.
8. Андреева О.С. Содержание понятия «краеведение», его основные направления и принципы. Проблемы региональной экологии. 2013. № 2: 69 – 71.
9. Асламова К. В. Виртуальный туризм / К. В. Асламова, И. Е. Карасев // Современное состояние и потенциал туризма в России: материалы научно-практической конференции. – Омск, 2013 – С. 146 – 147.
10. Бабенко Е.М., Тимохина Т.В. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников и младших школьников / Е.М. Бабенко, Т.В. Тимохина // Профилактика зависимостей. 2020. № 1 (21). С. 121-124.
11. Баженова Н.А. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса на основе ЭОР // Открытый урок. 2015. № 10. С. 22-24.
12. Бакурова Е.Н. Использование виртуальных экскурсий на уроках истории при изучении художественной культуры 19 века /Е.Н. Бакурова, А.А. Аверкиева //Ученые записки крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022.№4. С.48-59.
13. Белоногова Л. Н. Интерактивная экскурсия как форма воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения / Л. Н. Белоногова [и др.]. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. № 1. С. 222-227.
14. Бурлакова И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике : методическое пособие / И. И. Бурлакова. - Москва : Перспектива, 2015. - 174 с. - Текст : непосредственный.
15. Валицкая А.П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций (антропо-философский взгляд) / А.И. Валицкая // Universum: Вестник Герценовского университета. 2017. № 6. С. 29-33.
16. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. – М.: Пед. поиск, 2009. 236 с.
17. Гребенников Ю.М. Воспитать патриота/ Ю.М. Гребенников // Педагогический поиск. 2017. № 6. С. 23-25.
18. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль // INfOLIO – Университетская электронная библиотека. – [сайт]. – 2016. – URL: http://www.infoliolib.info/sprav/dal/01/1953.html (дата обращения: 08.03.2023).
19. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. Москва: Профиздат, 2008.
20. Ильин Е. П. Психофизиологическое состояние человека / Е. П. Ильин. - СанктПетербург : Питер, 2005. - 412 с. - Текст : непосредственный
21. Калинина Л.В. К вопросу об использовании виртуальной экскурсии в начально школе /Л.В. Калинина, И.М. Попова //Начальная школа. 2021. №3.С.20.
22. Киреев Б.Н., Крюков А.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении предмета технология в основной школе // Электронное приложение №2/2012 к журналу «Школа и производство».
23. Кирюшина В.И. Воспитание патриотизма и гражданственности как важная задача педагогического процесса /В.И. Кирюшина //Научный альмана. 2022. №7-1. С.36.
24. Климова Т. Б. Мобильные технологии в развитии туристских дестинаций / Т. Б. Климова, Е. В. Вишневская // Научное обозрение. – 2014. – № 8-2. – С. 666 – 669.
25. Крайнева С. В. О формировании компетенций студентов бакалавриата средствами информационно-коммуникационных технологий / С. В. Крайнева, О. Р. Шефер // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. – 2017. – № 4. – С. 27–31
26. Крылов Д.Р. Виртуальные экскурсии для младших школьников по родному городу как средство воспитания любви к своей малой родине /Д.Р. Крылов //Новейшие достижения в науке и образовании: Отечественный и зарубежный опыт. Т.1. 2015. С.60.
27. Кузина Л.Т. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников // Вестник научных конференций. 2019. № 11-4 (51). С.
28. Кулаев К. В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы / К. В. Кулаев – Москва: Турист, 2004. – 96 с
29. Куликова Г. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы /Г. Г. Куликова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2008. - № 8. - С. 127-133.
30. Малая советская энциклопедия / Глав. ред. Н. Л. Мещеряков // Национальная электронная библиотека. – [сайт]. – 2021. – URL: https://rusneb.ru/catalog/ 000199_000009_005121167/(дата обращения: 07.03.2023).
31. Мусс Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г. Н. Мусс. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 182 с. - Текст : непосредственный.
32. Носкова Т.Н. Современная информационно-образовательная среда педагогического университета / Т.Н. Носкова // Universum: Вестник Герценовского университета. 2017. № 3. С. 33-36.
33. Нургалеева, Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л.В. Нургалиева. – М.: Наука, 2013. – 220 с.
34. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ.
35. Платунова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий, обучающихся // Молодой ученый. 2017. №14. С. 645-647.
36. Россова Ю.И., Моисеева С.В. Вогзможности использования виртуальных экскурсий в начальной школе// Вестник педагогических наук. 2020. № 3. С. 30-36.
37. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
38. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. - Москва : Республика, 2001. - 483 с. - Текст : непосредственный
39. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Москва : Гардарики, 1999. - 520 с. - Текст : непосредственный.
40. Чистякова Н. Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н. Н. Чистякова, Г. Н. Лашкова. - Текст : непосредственный // Крымский научный вестник. - 2016. - №3 - С. 136-147
41. Шефер О. Р. Актуальные проблемы организации работы учителя физики по подготовке учащихся к итоговой аттестации: учебное пособие по спецкурсу / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова. – Челябинск: Образование, 2008. 246 с
42. Щербатова Я.О. Виртуальные экскурсии в начальной школе // В сборнике: Воспитание в современном мире: новые контексты - новые решения. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 314-317.
43. Юленков С. Е. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности / С.Е. Юленков, С.В. Котельникова, А.С. Касаткин // Решетневские чтения. – 2016. – № 2 (20). – С. 239 – 240.
44. Якуба Т. Ю. О крае любимом нам книги расскажут / Т. Ю. Якуба. — Текст : электронный // Дальневосточная государственная научная библиотека : офиц. сайт. — URL: https://www.fessl.ru/docs-downloads/2018/08_18/okrae-lyubimom-nam-knigi-rasskazhut.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
45. Ямалеева Ф.М. Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника/ Ф.М. Ямалеева // В сборнике научных работ Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы. 2020. С. 605-609.
46. Schleicher Y. Digitale Medien und E-Learning – Ein Beitrag zum Globalen Lernen im Geographieunterricht? / Y. Schleicher // Zeitschrift für internationale Bildungsforschung und Entwicklungspädagogik 29. – 2006. – Nr. 3. – S. 13 – 17.