Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Подростковый период без преувеличения можно назвать наиболее важным во всем процессе формирования здоровой личности, закладывая основы для последующей реализации во взрослой жизни. Данный возрастной период – время активного развития и формирования физического, психического, интеллектуального и социального здоровья человека. Безусловно, процесс взросления связан с разного рода трудностями, способными нанести непоправимый ущерб благоприятному развитию.
Тема актуальна, потому что тревожность оказывает влияние на безопасность образовательной среды, а также на спортивную деятельность в художественной гимнастике. Период подросткового возраста характеризуется повышенным фактором риска к формированию разнообразных девиантных зависимостей.
Комплексное воздействие процессов роста и развития личности, определяющих сущность подросткового организма, в совокупности с постоянным влиянием негативных факторов понижают ресурсы соматического и психологического здоровья подростка, необходимые для ведения полноценной жизни.
Объект исследования: стрессоустойчивость, уверенность, тревожность.
Предмет исследования: тревожность, стрессоустойчивость и уверенность у подростков, занимающихся художественной гимнастикой.
Цель исследования: изучение тревожности, стрессоустойчивости, уверенности у подростков занимающихся художественной гимнастикой.
Задачи исследования:
1.Раскрыть теоретические подходы тревожности, стрессоустойчивости, уверенности в психологии.
2.Исследование тревожности, стрессоустойчивости и уверенности у подростков, занимающихся художественной гимнастикой.
3. Провести анализ полученных результатов.
В работах отечественных исследователей, акцент делается на понимании тревожности с точки зрения ее функций, при этом выделяют реактивную и личностную тревожность (A.M. Прихожан, И. В. Дубровина, В.Н. Астапов, JL И. Божович, Н. Д. Левитов).
Идея поддержки подростков присутствовала в трудах таких известных зарубежных авторов как Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори и др., а также получила развитие в отечественной системе образования: С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.
Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения. Первая глава раскрывает теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, во второй, определены приемы и методы диагностики психоэмоциональной сферы подростков, а также – содержит результаты исследования.
Глава 1. Теоретические подходы тревожности, стрессоустойчивости, уверенности в психологии
1.1 Проблема тревожности в современной психологической литературе. Стрессоустойчивость. Уверенность
Проблема тревожности занимает особое место в современной психологической науке. Тревожность, являясь «основным симптомом» невроза, признается главной проблемой современной цивилизации [14], одновременно являясь основой современной жизни [1]. Переживание эмоционального дискомфорта, вызванного ожиданием неблагоприятных событий или даже предчувствием опасности, наравне со страхом и надеждой, специфическая, предвосхищающая эмоция, что гарантирует ее особое положение среди прочих эмоциональных проявлений.
Рассматривая состояние тревоги как процесса, принято анализировать этапы его возникновения, возбуждения соответствующих проявлений вегетативной нервной системы, развития, закономерной смены состояний по мере нарастания тревоги и ее разрядки. Важно отметить, что особое внимание стоит уделить особенностям восприятия и интерпретации индивидом качества физиологического проявления, на что обращал внимание в своих работах еще 3. Фрейд [33].
Рассматривая виды тревожности, принято выделять следующие:
-устойчивая тревожность в определенной сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.). Обычно обозначается как специфическая, частная, парциальная;
-общая или генерализованная тревожность, характеризуется свободно заменяющая объекты в зависимости от их значимости для индивида. В таком случае также присутствует и частная тревожность, являясь лишь одной из форм выражения более объемной общей тревожности. Отдельное внимание в современных исследованиях уделяется частным видам тревожности и подростков. Принято выделять тревожность школьную и тревожность ожиданий при социальном общении. В последние годы также достаточное количество исследований уделено и проблеме «компьютерной» тревожности.
Следует разделить связанные понятия тревожности и страха. Наиболее популярной позицией на сегодняшний день по данному вопросу является та, которая понимает страх как реакцию на определенную реальную опасность, а тревожность – как переживание неопределенной безобъектной угрозы, в большинстве случаев воображаемого характера [6]. Не менее интересной позицией является понимание страха как витальной угрозы, потенциально наносящей вред организму, а тревогу – социальной или личностной угрозой, угрожающей ценностям индивида, его Я-концепции, взаимоотношениям и положении в социуме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Божович Л. И. Развитие аффективно-потребностной сферы человека /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2012. – 538 с.
2. Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике : автореф. Дис. … д-ра пед. Наук : [спец.] 13.00.04 „Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / И. А. Винер-Усманова. – Санкт-Петербург, 2013. – 40 с.
3. Мамедярова Н.И., Цахаева А.А. Особенности формирования личности ребенка в раннем детстве // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021070 (дата обращения: 13.10.2019).
4. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2018. — 348 с.
5. Избранные работы / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 302 с. — Серия: Антология мысли. ISBN 978-5-534-02390-9.
6. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 - 1008 с.
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М.: Речь, 2017. 656 с.
8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. 3-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2013 - 336 с.
9. Идентичность: юность и кризис С учеб. Пособие Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых; пер. с англ. [Андреева А. Д. и др.]. - 2-е изд. - Сер. Библиотека зарубежной психологии
10. Изард К.Э. Психология эмоций/ Пер. с англ. - СПб.: Изд-во "Питер", 2009. - 464 с.
11. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. М.: Речь, 2014. 80 с
12. Ковпак Д.В. Страх…Тревога…Фобия…Вы можете справиться! Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и Техника, 2018. 368 с
13. Кон И. С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2013. — 336 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование»). — ISBN 5-7695-1420-5.
14. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? Семья и школа. – М.: Педагогика, 2008. – 452 с.
15. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. - 2009. - № 6. – С. 9-11.
16. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. - 980 с.
17. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний // Общая психология. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. Т. 3, кн. 2. М., 2014.
18. Леонтьев А.Н. и современная психология: Сборник статей памяти
19. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
20. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: АСТ, 2012. – 632 с.
21. Микляева А.В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен. СПб.: Речь, 2012.
22. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - С.364-372
23. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2013.
24. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 482с.
25. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. – М.: ГНОМ и Д, 2012. – 160 с.
26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Мысль, 2010. - 420 с.
27. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. — М.; СПб., 2009. – 496 с.
28. Серван-Шрейбер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. М.: Рипол-Классик, 2017 - 352 с.
29. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. – М.: Прогресс, 2013. – 514 с
30. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2015. 144 с
31. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Апрель-Пресс, 2018. – 224 с.
32. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии.- 2013. -№1. -С.33-42.
33. Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2017. – 400с.
34. Фридман Л.М. Формирование самосознания учащихся // Журнал прикладной психологии.- 2013.- №3.- С. 31-43
35. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 2014. – 362 с.
36. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности -- М., 2009
37. Ш. Берн, К. Бьерквист, Д. Зиммерман, Х. Игги, Д. Фаррингтон, Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Л.П. Репина, Н.А. Челышева
38. Шапарь В.Б., и др. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 688 с.
39. Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 688 с.
40. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов. – М.: Академия, 2011.
41. Phillips B.N. School stress and anxiety: Theory, research and intervention. New York: Human Sciences Press, 2008.
42. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 2016. – № 1. – С. 24 –35
43. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция: учебное пособие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — Санкт Петербург: Речь, 2014. — 248 с.
44. Малкова, Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 24 – 32
45. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2016. – 255 с/
46. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учеб. пособие для образоват. программы по направлению 49.04.01 - "физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.]; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.-М. : Человек, 2014. -200 с.