Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время Значимость вопросов состояния здоровья человека в настоящий момент не может вызывать сомнений. В современном глобализирующемся мире эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы.
Здоровьесберегающие технологии являются необходимым элементом образовательного процесса. Причем использование приёмов, которые реализовывают эти технологии, осуществляется уже на самых ранних этапах воспитания школьника. Работа проводится системно, с подключением всего педагогического и медицинского персонала школьного учреждения, а также с вовлечением родителей и самих школьников. Только слаженная работа всего этого механизма поможет с юных лет показать ребятам, насколько важно заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе. Технологии здоровьесбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка школьного возраста.
Сложились определенные противоречия между:
– потребностью общества в воспитании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса в теории и практике школьного образования;
– потребностью педагогов в воспитании здоровых детей школьного возраста и отсутствием современных педагогических технологий, позволяющей целенаправленно осуществлять этот процесс в условиях школьного образования.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании педагогических здоровьесберегающих технологий у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – воспитание младших школьников.
Предмет исследования - процесс использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников.
Цель исследования - определить способы применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников.
Задачи работы:
1. Раскрыть здоровьесберегающую среду как понятие педагогики.
2. Определить особенности формирования здоровьесберегающей среды в современной школе.
3. Проанализировать здоровьесберегающие технологии как часть образовательной системы школьников начальных классов.
4. Обозначить возможности внеурочной деятельности в процессе формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение нормативно-правовых документов; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.
Теоретическая значимость определяется тем, что исследование предлагает изучение целостного анализа современных здоровьесберегающих технологий.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах.
В курсовой работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части курсовой работы.
Структура работы: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложение.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; непротиворечивостью теоретических положений, полученных в ходе исследования.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Подходы к изучению здоровьесберегающей среды и современного образования
1.1 Здоровьесберегающая среда как понятие педагогики
В разных научных источниках встречаются разные понятия определения здоровья.
Дадим характеристику основным определениям:
1. Является таковым состоянием организма, при котором функционирования внутренних органов и систем будут уравновешенны с окружающим миром и у индивида не будет присутствовать заболевания.
2. Составляет комплекс запасных потенциалов организма, который обеспечивает общественную активность индивида с максимальной продолжительностью жизни.
3. Обнаруживается состоянием полнейшего физиологического, добросердечного, морального и общественного достатка, а не только отсутствия заболеваний или каких-то недугов.
Итак, рассматриваемое понятие отображает качество приспособления функциональных состояний индивида к существующей остановки внешней среды и препровождает итог взаимного действия индивида с таким ситуациями.
Современными учеными здоровье рассматривается, как «состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды».
Э.Н. Вайнер обозначил шесть «показателей индивидуального здоровья» :
-генетические показатели;
-биохимические показатели;
-метаболические показатели;
-морфологические показатели;
-психологические показатели;
- а также социально-духовные показатели здоровья.
С точки зрения педагогики «психологические» и «социально-духовные» выступают как особенным интересом, так как они выявляются через такие так называемые параметры, как эмоциональная волевая сфера, мыслительная, а также интеллектуальная – в отношении психологического показателя и цель, ценности, идеалы, личностные потребности, степень социального признания – в отношении социально-духовного показателя .
М.Е. Коржова в научных исследованиях разделяет взгляды тех, кто к дефиниции здоровья относится разнопланово. Автор анализирует биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье. М.Е. Коржова отмечает также взаимодействие сознательного и бессознательного в индивидууме, которым регулируется у человека нравственное здоровье .
У А.М. Митяевой подход к дефиниции здоровья не менее широко. Автор отмечает что здоровье является качественно жизненным процессом, когда сам процесс закономерно и оптимально реализовывается в природной и общественной среде, обогащается нужным внутренним миром конкретной личности .
Данная дефиниция здоровья формулируется А.М. Митяевой на основе разных научных источников и подкреплена анализом научных исторических предпосылок формирования «культуры здоровья личности». Суммируя все, А.М. Митяева пришла к выводу, что до настоящего времени, в борьбе за здоровье учителя массовой школы разрешали «чисто гигиенические вопросы», и «медицина старалась поправить здоровье детей,которое разрушено учителями, общеобразовательными учреждениями, социумом и самими детьми» .
Важнейшим параметром в шкале человеческих ценностей называет здоровье А.А. Коробейников. «Здоровье, – пишет автор, – краеугольный камень в развитии человеческой цивилизации. Это социально-экономическое и культурно-историческое, а не узко медицинское понятие. Феномен здоровья – это не одномоментное состояние человека, а жизненный процесс его самосовершенствования» .
В педагогической теории и практике используется множество определений понятия «здоровье». В определении понятия, предложенном Всемирной организацией здравоохранения, здоровье понимается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающая среда – это особый уклад деятельности образовательного учреждения, который поддерживает здоровый образ жизни ее субъектов и содействует их саморазвитию в обретении ценности здоровья .
Как правило, под структурой здоровьесберегающей среды понимают ее внутреннюю форму, обусловленную функциональной спецификой и взаимосвязью составляющих ее элементов.
Выделение таковых элементов не только способствует завершенному пониманию здоровьесберегающей среды и служит теоретическим основанием дальнейшей экспериментальной работы по ее организации в образовательном учреждении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… Москва: Генезис, 2011.145 с.
2. Вайнер Э.Н. Валеология. Уч. пособие. /Э.Н. Вайнер. Москва: Просвещение. 2001.416 с.
3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе /Е.А. Воронова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 178 с.
4. Давлятчина Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий /Н.Н. Давлятчина // Начальная школа. 2010. № 10. С. 46–48
5. Ефремова Ю.Е. Интегрированный подход во внеурочной деятельности как средство формирования установки на здоровый образ жизни у младших школьников /Ю.Е. Евремова// Вестник магистратуры. 2019. №10-4 (97).
6. Командышко Е.Ф., Хлад Ю.И. Творческое развитие младших школьников как предмет исследования. Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал /Е.Ф. Командышко, Ю.И. Хлад. 2018; № 4. Available at: http:/ www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komandyshko_ hlad_169-174.pdf.5 (Дата обращения: 05.03.2023).
7. Константинова В.В. Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников /В.В. Константинова //Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности и учителей физической культуры. Сборник статей. Т.2. Марийский государственный университет. 2021. С.56-59.
8. Коржова М.Е. Здоровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях СПО: автореферат дисс. канд.пед.наук.–Челябинск, 2007. 20 с.
9. Коробейников А.А. Актуальная европейская проблема: внедрение здоровьеразвивающей педагогики /А.А. Коробейников. М.: Пульс, 2009. 264 с.
10. Кривцун В. П. Дорожка здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки как форма самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий / В.П. Кривцун, Л. Н. Кривцун-Левшина, Д. Э. Шкирьянов // Мир спорта. – 2022. – № 2 (47). – С. 60–63.
11. Лосев В.Р., Гун Г.Е. Системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков В.Р. Лосев, Г.Е. Гун // ЧиО. 2021. №3 (68).
12. Меньшов И.В. Формирование культуры здоровья среди школьников 1-11 классов на основе трилогии здоровьеобучающих учебных изданий: "культура здоровья школьников 1-4 классов", "культура здоровья школьников 5-8 классов", "культура здоровья школьников 9-11 классов" /И.В. Меньшов // Инновационная наука. 2021. №12-1.
13. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений /А.М. Митяева. Москва:Провещение. 2008. 192 с.
14. Морозов, В. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы. [Текст] / В. О. Морозов. Орский гуманитарно-технолог. инт : Изд-во ОГТИ. 2014. 188 с
15. Морозова Р.В., Малоземова И.И. Методические особенности формирования валеологической культуры младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №3 (47).
16. Новичкова А.С. Внеурочная деятельность как одно из перспективных направлений образовательной деятельности/А.С. Новичкова // Символ науки. 2020. №12-2.
17. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях / отв. редактор С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
18. Попов Г.В. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. - Иваново: Ивановский гос. энергет. ун-т. 2008. 151 с.
19. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) https://pravobraz.ru/wpcontent/uploads/2021/07/%D0%9C%D0%9F_-%D0%A4%D0%93%D0% 9E%D0%A1-%D0%9D%D0%9E%D0%9E-%D0%BE%D1%82- 31.05.2021-%E2%84%96-286.docx (дата обращения: 05.03.2023)
20. Пронюшкина Т.Г., Уколова О.Н. Формирование у школьников здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения /Т.Г. Пронюшкина, О.Н. Уколова // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №1-1. С.45.
21. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / под редакцией Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. 84с.
22. Ремесленные мастерские: от терапии до профессии /Под редакцией Ю.В. Липес. М.: Теревинф, 2014.56 с.
23. Степкина С.Л. Формирование личностной физической культуры подростков в здоровьесберегающей среде общеобразовательной школы: автореф. дисс. ... канд. пед.наук. Воронеж. 2012 . 24 с.
24. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций / авт.-сост.: В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2021. 159 с.
25. Шарафуллина Ж.В. Формирование здоровьесберегающей среды в школах крайнего севера на основе деятельностного подхода: дис. … канд. пед. Наук.-Кострома, 2014. 156 с.
26. Шклярова О.А. Здоровьесберегающее направление в современной школе / О.А. Шклярова, Н.В. Шестакова, И.Г. Павлович. – М.: Перспектива, 2019. 280 c.