Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время семья и семейное воспитание утратили свою ценность. По данным Росстата демографическая ситуация в стране ухудшается. Если в 2015 году прирост населения был около 300 тысяч человек, то к 2021 году он уменьшился на 600 тысяч человек. Люди не хотят вступать в браки, чаще разводятся. Семья, как социальный институт, в последнее время утратила свою значимость. Растёт количество детей, родители которых лишены прав или в них ограничены.
Важно говорить о необходимости семейного воспитания в формировании и развитии подрастающего поколения, ведь именно в семье у ребёнка формируются модели будущей жизни.
Над проблемой семейного воспитания работали многие учёные и педагоги: Байков Э.В., Куликова Т.А., Харчев А.Г., Гуров В.Н., Каган Е.В., Коменский Я.А. и другие. Актуальна проблема семьи и для государства. Реализуются национальные проекты, направленные на помощь семьям. Например, проект «Демография» для помощи семьям при рождении детей.
Поддержка и реализация семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются важной задачей человечества. Поэтому и сейчас актуальны гуманистические идеи основоположника педагогической науки – Яна Амоса Коменского. Великая заслуга Коменского в том, что он создал учение, которое и в настоящее время сохраняет свою современность и необходимость.
Рассмотрение роли семьи в воспитании, содержание и формы семейного воспитания занимают видное место в педагогическом наследии Я.А. Коменского. Во многих его трудах поставлены и описаны важнейшие вопросы воспитания детей в семье. Центральный труд педагогической теории Коменского – «Великая дидактика». Семейному воспитанию посвящены большая глава этого труда и сочинение под названием «Материнская школа».
Исходя из всего вышесказанного, в данной работе были поставлены следующие цель и задачи.
Цель исследования – изучить роль семейного воспитания в педагогическом наследии Я.А. Коменского.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «семья» и «семейное воспитание»;
2. Выявить место семейного воспитания в системе психолого-педагогических знаний;
3. Изучить общепедагогические идеи Я.А. Коменского;
4. Выделить основные вопросы воспитания детей в семье, изложенные в произведении Я. А. Коменского «Материнская школа»;
5. Определить роль родительского воспитания в формировании человека на основе работы Я. А. Коменского «Великая дидактика».
Объект исследования – педагогические идеи Я.А. Коменского о семейном воспитании
Предмет исследования – процесс формирования личности в семье, представленный в произведениях Я.А. Коменского.
Методами исследования стали: теоретический анализ педагогической литературы по изучаемой теме; сравнительный анализ.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1. Понятие семьи
Целью этого параграфа является определить понятие «семья», выделить различные виды семьи, описать семейные ценности и функции семьи.
В литературе понятие «семья» трактуется по-разному.
Семья является единственным первичным институтом социализации. Именно от качества данного процесса зависит успешность и качество выполняемых социальных функций гражданина, семьянина.
Семья в традиционной культуре русского народа является аксиологическим центром и исполняет ряд важных функций: продолжение рода, воспитание подрастающего поколения, условие экономической стабильности. Семья во все времена носила глубоко утилитарный характер, где определяющим фактором выступали хозяйственные нужды.
Принцип построения семейных отношений складывался из формы подготовки к браку и обрядовых действий. В основе обрядового поведения лежали представления. Семья воспринималась как ценностное образование, способствующее вхождению человека в мир людей и культуры . Таким образом, приобщение к социальной группе возможно только через семью, которая является носителем и транслятором социальных норм и ценностей, принятых в данном обществе.
Семья – социально-культурный феномен, в ней существует многообразие связей между родными и близкими. В семье есть потенциал, который формирует нового члена общины, этнической общности или государства.
В рамках традиционного общества институт семьи являлся прочным общественным базисом и сопровождался четко регламентированным обрядовым комплексом . Образование новой семьи сопровождалось ритуальными действиями (свадебный обряд), рождение ребенка сопровождалось ритуальными действиями (родовые обряды), смерть и погребение также сопровождались ритуальными действиями (похоронный обряд). Обрядовый комплекс показывает, какие события в жизни человека являются важными, знаковыми, переломными. Смысл жизни определялся семейными ценностями.
Социальные роли выстраивались в иерархию, основываясь на роли и положении внутри семьи.
Заключение брака было обязательным действием для человека. Смысл жизни основывался на продолжении рода, которое возможно только в браке. Семья и брак выступали гарантом экономической стабильности. В традиционной культуре русского народа уважали женатых мужчин, неженатых же не воспринимали в серьез, их роль и значимость среди общинников была незначительной. Женщина, вступившая в брак, также была уважаема односельчанами, так она потенциально могла теперь исполнить свое главное предназначение в жизни – стать матерью, продолжить род.
Традиционная культура отводит семье роль нравственной основы, регулятора правильного образа жизни. Таким образом, семья выступала и выступает частью национального самосознания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 12.03.2023)
Учебники, статьи, монографии
2) Ананских И.А., Силантьева В.А., Кулева М. Трансформация традиционных семейных ценностей как угроза национальной безопасности // Юридическая наука: история и современность. – 2018. – No 1. – с. 40-50
3) Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания/Сухомлинский, В.А. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
4) Коменский Я. А. Великая дидактика// http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm (дата обращения 12.03.2023)
5) Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. С. 242-476
6) Коменский, Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1947. 104 с
7) Коменский Я.А. Сочинения / Ин-т философии; пер. с чешск. и лат. – М.: Наука, 1997. – С. 86.
8) К читателю. Столетов В.Н. // Мир детсва. Дошкольник / Под ред А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1987. 256 с.
9) Кузьмина Е. В., К. А. А. Правила обучения Я. А. Коменского и принципы современной дидактики//УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник научных статей 12-ой Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 141-145
10) Лемешева А.С. Семейное воспитание в педагогическом наследии Я. А. Коменского//ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Тезисы и итоговые документы VI Международной научно-практической конференции в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Под общей редакцией М.А. Симоновой. 2019. С. 54-61
11) Макиян С.Г., Чмут И.В. Проблемы нравственного воспитания детей в трудах Яна Амос Коменского//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 5. С. 209-211
12) Марчукова С.М. О теологическом аспекте философско-образовательного проекта Я. А. Коменского: взгляд из XXI в. / С.М. Марчукова // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. – 2020. – No 9. – С. 150-155
13) Минакова А.С., Чупрова Е.А., Кохичко А.Н. Идеи Я. А. Коменского в современной практике воспитания дошкольников// Российская наука в современном мире Сборник статей XLVI международной научно-практической конференции. Часть 2 Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2022. С. 30-35
14) Педагогика здоровья. М. Педагогика, 1990. 288 с
15) Сердце отдаю детям/Сухомлинский. В.А. К.: Рад. шк., 1988. 288 с.
16) Сильвестр. Домострой. / Под ред. В. В. Колесова, В. В. Рождественской. СПб., 2007.
17) Моя профессия – воспитатель детского сада: Из опыта работы. Смыш В.П. М.: Просвещение, 1989. 64 с.
18) Социология личности. Кон И.С. М.: Политиздат. 1967.
19) Терещенко Н.Г. Механизмы семейного воспитания// СЕМЬЯ И ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том V. Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. 2019. С. 916-920
20) Титова Т. А., Фролова Е. В., Крот Н. С. Значение брака и семьи в традиционной культуре русского народа//ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. 2019. № 2. С. 40-45
21) Храбскова Т.А., Кузьмина Е.В. Материнская школа Я. А. Коменского как стандарт подготовки к школьному образованию// Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, 15-16 октября 2020 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. С. 309-315
22) Шемякина М.К. Проблема аксиологии русской традиционной культуры // Наука. Культура. Искусство. –2017. –No1(13). –С. 44-49