Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития креативности детей младшего школьного возраста на уроках музыки 5
1.1 Креативность как научное понятие 5
1.2 Специфика развития креативности у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Дидактические основы развития креативности детей младшего школьного возраста на уроках музыки 16
2.1 Основные условия и этапы развития креативности детей младшего школьного возраста на уроках музыки 16
2.2. Методические рекомендации по развитию креативности детей младшего школьного возраста на уроках музыки 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По своей удивительной способности пробуждать в человеке творческую активность искусство, несомненно, стоит на первом месте среди всех многообразных элементов, составляющих сложную воспитательную систему человека. Комплексный подход к воспитанию творческого характера охватывает широкий круг вопросов, связанных с общими вопросами эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство мировоззренческого, мировоззренческого, духовного и художественного является непременным условием гармонии личности, разносторонности и развития подрастающей личности.
Ценность творчества, его функция заключается не только в продуктивной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Это музыкальный урок, который может способствовать развитию творческих способностей у учащихся начальной школы. Креативность относится к развитию творческих навыков восприятия (слушания), композиции, исполнения, импровизации и мышления о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными ЗУНами в разных областях учебной деятельности.
В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.
Цель работы – поиск путей развития креативности ребенка на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект – деятельность учащихся на уроках музыкального искусства в начальной школе и развитие креативности.
Предмет – влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-творческих навыков и креативность в процессе музыкальных занятий.
Гипотеза – мы предполагаем, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию креативность детей. При этом важно соблюдать следующие условия:
Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.
Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность.
Исходя из цели и гипотезы нами поставлены следующие задачи:
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме.
Оценка уровня развития креативности детей.
Разработка и составление авторизованной программы по развитию креативности детей на уроках музыки.
Написание этапов, хода и результатов ОПР по развитию креативности детей на уроках музыки.
Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, беседы, анкеты, анализ продуктов деятельности и др.
Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гильмидинова Т. В., Кучуривская А. Н. Понятие «музыкальные способности» в научных трудах // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. 2019. С. 170-179.
2. Головина М. Ф. Дать импульс к импровизации / М. Ф. Головина // Искусство в школе, 2014. №1. 54 с.
3. Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности. Тольятти : ТГУ, 2010. 203 с.
4. Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2.
5. Исхакова Г. Р. Игровые технологии в развитии музыкальнотворческих способностей младших школьников // Образовательный потенциал. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2018. С. 93-96.
6. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования теория и практика : учебник для студентов музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / под ред. Г.М. Цыпина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Академия, 2016. 383 с. 24. Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании младших школьников / Э. П. Костина, Л. Н. Комиссарова. М. : ЮНИТИДАНА, 2015. 351 с.
7. Миронова М. П. Об основных педагогических концепциях развития музыкального восприятия / М. П. Миронова // Актуальные проблемы теории и методики преподавания музыки : Сборник научных работ. Саранск, 2009. 953 с.
8. Михайлова Л. А. Развитие музыкальных способностей детей / Л. А. Михайлова. М. : ИНФРА, 2015. 527 с. 30. Мухтаримова М. С. Музыкальные способности и их развитие // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. №12-5. С. 236- 239.
9. Надолинская Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М. : Владос, 2003. 232 с.
10. Никитенок Н. А. Творческие способности учащихся начальной школы в музыкальной и изобразительной деятельности: состав, структура, диагностика // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. 2019. С. 305-306.
11. Никифорова Е. И. Урок музыки в контексте реализации поликультурного образования младших школьников в общеобразовательной школе // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. 2019. С. 338-339.
12. Нурдинов К. П., Умнов Д. Г. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка // Вестник науки и образования. 2019. №22 (76). С. 50-53.
13. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В. Д. Остроменский. М. : Просвещение, 2015. 329 с.
14. Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов / Ред. Л. Г. Савенкова, Т. И. Сухова, Б. П. Юсов. – М.: - Искусство, 2001. – 40 с.
15. Стефина Н. В. Исследование развития музыкально-творческих способностей младших школьников: теоретические аспекты // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. №2-5(46). С. 175-179.
16. Теряев О. В. О развитии музыкальных способностей в контексте современной культуры // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2020. №1. С. 91-101.
17. Тихонова Е. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в детской школе искусств // Педагогическое образование в России. 2018. №2.
18. Топилина И. И., Карнаухова Т. И., Топилина Н. В. Психологопедагогические особенности музыкально-творческого развития личности младшего школьника // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3(70). С. 273-275.
19. Урсегова Н. А. Музыкальный тезаурус : понятия, определения, положения, технологии организации музыкально-эстетической деятельности : учеб. пособие. Новосибирск : НГПУ, 2019. 132 с.
20. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М.: Просвещение, 2015. 241 с.