Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………......….3
Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения
и средства его реализации………………………………….…….…….5
1.1. Понятие и формы дистанционного обучения……….….…….……5
1.2. Сравнительный анализ систем дистанционного обучения…….…11
Глава 2. Практические аспекты применения дистанционного
обучения……………………………………………………..…………..15
2.1.Дидактические принципы и компьютерные средства реализации
дистанционного обучения………………………………………………15
2.2.Методические рекомендации по применению технологий
дистанционного обучения………………………………………………19
Заключение………...………………………………………………….….22
Список использованных источников…………………………….…….24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одной из ведущих задач современной школы является формирование у детей способности правильно ориентироваться в безграничном потоке разнообразной информации. Ученик должен правильно осуществлять её отбор, классифицировать и грамотно с ней работать. В последнее время всё чаще говорят про дистанционное обучение, которое называют инновационной образовательной системой.
Ранее основную ставку делали на сферу технологий и развитие технических средств обучения для системы образования. Количество новых педагогических технологий всё также увеличивается, средства ИКТ и мультимедиа также занимают всё более места в современной образовательной среде, но дистанционное обучение от этого не стало менее популярным. Процессы работы с информацией всё более усложняются. Система дистанционного обучения всё шире используется наряду с очными формами обучения.
Специалисты в области дистанционного обучения уверены в том, что данная система может адекватно и гибко реагировать на новые потребности общества и обеспечивать реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Дистанционное обучение давно себя зарекомендовало как наиболее эффективная система подготовки учеников в самых различных отраслях деятельности. Дистанционное обучение с использованием сети Интернет значительно расширяет возможности предоставления образовательной услуги. Дистанционное обучение сегодня чрезвычайно широко используется в образовательной практике, но при этом нельзя сказать того, что образовательный процесс, который реализуется благодаря дистанционному обучению, достаточно обеспечен дидактическими, методическими и контрольно – оценочными материалами, что составляет сегодня достаточно серьёзную проблему.
Цель работы: изучить теорию и практику дистанционного обучения.
Объект исследования: образовательный процесс в условиях дистанционного обучения:
Предмет исследования: приёмы и способы реализации дистанционного обучения.
Задачи:
1. Изучить понятие и формы дистанционного обучения.
2. Провести сравнительный анализ систем дистанционного обучения.
3. Рассмотреть дидактические принципы и компьютерные средства реализации дистанционного обучения.
4. Предложить методические рекомендации по применению технологий дистанционного обучения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения и средства его реализации
1.1. Понятие и формы дистанционного обучения
В условиях реализации ФГОС поиск и выделение необходимой информации является обязательным элементом информационной грамотности и культуры обучающихся. Информационно грамотный человек должен уметь идентифицировать качество полученной информации. Более того, он должен быть мотивирован на получение необходимой информации и должен уметь самостоятельно находить и оценивать необходимую информацию. Системно - деятельностный подход, который заложен в основу ФГОС главной задачей современной образовательной системы называет умение самостоятельно учиться. Формирование собственного мнения и самооценки субъекта сегодня достаточно актуально [6].
На протяжении многих столетий единственной технологией обучения была устоявшаяся школьная форма организации обучения с дисциплинарным подходом к обучению. В традиционной системе сочетаются такие виды обучения как:
-лекции;
-уроки;
-беседы;
-презентации;
-экскурсии;
-исследования;
- проектная деятельность и др.
Все эти формы и методы подразумевают непосредственное общение педагога и тех, кого он обучает. Традиционные формы обучения всегда демонстрировали высокий уровень эффективности и в настоящее время они лишь продолжают своё совершенствование. В тоже время, в большинстве других сфер человеческой жизнедеятельности происходят достаточно большие изменения. Развиваются цифровые технологии, ИКТ и мультимедиа. Общество к интеграции и формированию информационного общества. На фоне этого стали активно развиваться дистанционные формы обучения. Специалисты считают, что обучение через сеть Интернет обладает рядом существенных преимуществ перед традиционной моделью обучения.
Дистанционное обучение – это достаточно гибкий процесс и студенты могут получать образование в подходящее для них время и в любом удобном месте. При этом ученики не ограничены никаким расстоянием и могут учиться вне зависимости от места их проживания. За счёт этого у субъекта значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения. Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) регламентируют системно – деятельностный и личностно ориентированный подход. Это говорит о том, что в процессе обучения к каждому ученику необходимо подходить индивидуально [23].
Традиционная классно – урочная модель не имеет возможности реализовать индивидуальный подход к ученику в полном объёме, не зависимо от того, насколько компетентен педагог. Учебные классы и группы иногда бывают чрезвычайно перегружены и у педагога физически нет возможности работать с каждым учеником индивидуально, чего нельзя сказать о дистанционном обучении.
Дистанционное образование позволяет каждому ученику работать с педагогом по индивидуальному плану. При этом они имеют много свободного времени для самообразования. Можно говорить о том, что дистанционное обучение есть пространство для самореализации каждой личности. Здесь необходимо отметить, что дистанционное образование наиболее целесообразно использовать для учеников, более
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение [Текст] / Г. А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалко – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 352 с.
3. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст] / Е. К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, No2(154) – С. 33-41.
4. Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография [Текст]/ Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко. – М.: МедиаМир.- 2017. – 160 с.
5. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 17.03.2023).
6. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 17.03.2023).
7. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]/ О.И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
8. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] /А.В. Горячев. - Информатика и образование. – 2010. – No 8. – С.14-16.
9. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности школьников / О. А. Горобец. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5870/ (дата обращения: 17.03.2023).
10. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века [Электронный ресурс] / Т. В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – No5. – С. 2-3. URL: http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (дата обращения: 17.03.2023).
11. Калинина, С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета [Текст]/ С. Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No3 (23). – С. 37-42.
12. Каракозов, С. Д. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ [Электронный ресурс] // С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров // Наука и школа. – 2015. – No 1. – С. 17-27.
13. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России/ М. С. Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – No31. – С. 3-7. URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 17.03.2023).
14. Кузняк, Н. Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н. Б. Кузняк, Е. Ю. Гаген. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 17.03.2023).
15. Лапшин, А. О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях [Электронный ресурс]/ А. О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 17.03.2023).
16. Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Молодой учёный. – 2015.– No7. – С. 809-811.-URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 17.03.2023).
17. Мкртчян, В.С. Особенности поиска информации и условия формирования у школьников умения осуществлять поиск информации / В. С. Мкртчян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81909/ (дата обращения: 17.03.2023).
18. Морозова, И.В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И. В. Морозова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 17.03.2023).
19. Малинина, И. А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / И. А. Малинина // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – No 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 17.03.2023).
20. Материалы курса: современные образовательные технологии: новые медиа в классе [Электронный ресурс] / https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/ (дата обращения: 17.03.2023).
21. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 17.03.2023).
22. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс]. URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 17.03.2023).
23. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 17.03.2023).
24. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 17.03.2023).
25. Поползина, Н. С. Апробация модели смешанного обучения для решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах магистратуры [Электронный ресурс] / Н. С. Поползина, Г. В. Петрук // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 17.03.2023).
26. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 17.03.2023).
27. Соколова, Т.Е. Информационная культура школьника как педагогическая проблема: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Е. Соколова. – Самара: изд. дом Федоров, 2007. – 96 с.
28. Сергеева, Б.В. Формирование информационной культуры школьников / Б.В. Сергеева, И.В. Козырева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1546-1550. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30521/ (дата обращения: 17.03.2023).
29. Сидоров, Г.В. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 17.03.2023).
30. Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе [Электронный ресурс] / http://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole/ (дата обращения: 17.03.2023).
31. Формирование поисковых умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей младших школьников в условиях современного информационного общества. – Электрон. дан. – 2017. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru (дата обращения: 17.03.2023).
32. Хомякова, С.С. Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2019. – No41. – С. 9-12. URL https://moluch.ru/archive/279/62867/ (дата обращения: 17.03.2023).
33. Хорн, М. Смешанное обучение: использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования [Текст] / М. Хорн, Х. Стейкер.–Калифорния: Jossey-Bass, 2015. – 343 с.
34. Шейкина, С.А. В мире информации. Работаем с информационными источниками: методическое пособие для учителя [Текст] / С.А. Шейкина. – Москва: Планета, 2016. – 110 с.