Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и исходно сохранным интеллектом наблюдается позднее начало речеобразования, скромный словарный запас, аграмматизм, нарушения произношения и недостатки в фонемообразовании. Эти проявления в целом сосредоточены на расстройстве всех компонентов речевой деятельности.
Своеобразие формирования фразовой речи при общем недоразвитии речи было продемонстрировано в исследованиях Р. Е. Левиной, Т.А. Ткаченко, Н. В. Нищева, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской, и др.[14,18,21,22] Большой интерес представляет работа Р.Е. Левиной, в которой применен комплексный подход к рассмотрению речевых патологий у ребенка, на основании чего показана периодизация ОНР.
Формирование фразовой речи считается источником дальнейшего формирования умения пользоваться монологической речью, оформлять ее грамматически, ровно и четко произносить звуки и слова. Только усвоив законы построения разных типов предложений, дошкольник способен безопасно контактировать и узнавать действительность. Для того чтобы у детей правильно развивалась и формировалась фразовая речь, необходима речевая среда и необходимость использования информации как основного способа общения с близкими и сверстниками.
Объект: фразовая речь у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет: развитие фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель: сформировать представления о нарушениях фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литература по теме фразовая речь детей с общим недоразвитием речи
2. Рассмотреть особенности развития фразовой речи детей с ОНР.
3. Определить методики по формированию фразовой речи детей с ОНР.
4. Предложить игры на развитие фразовой речи детей с ОНР.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
§ 1 Лингвистические и психолингвистические представления о фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Изучение дефицита фразовой речи у дошкольников является актуальной темой в настоящее время. К этому вопросу обращались исследователи в области логопедии и педагогики Г.А. Каше, Н.В. Нищева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева Г.В., Чиркина, С.Н. Шаховская, и др. [24,18,14,21,22]
Формирование речевого предложения у дошкольников играет огромную роль. Представляя собой высказывание, фразовая речь является основной единицей речи, как орудие мысли и общения. Овладение родным языком происходит в основном через фразовую речь.
Овладение предложением как единицей речи имеет большое значение, так как оно является основной формой выражения мысли. По мнению А. Н. Леонтьева [23], обучение фразовой речи является необходимым условием того, чтобы ребенок правильно и буквально формулировал свою мысль. Это, по мнению исследователя, своего рода коррекция способов языковой реализации той или иной коммуникативной задачи.
Многие исследования детской речи свидетельствуют о том, что связная монологическая речь в дошкольном возрасте постепенно формируется на основе речи диалогической. Фразовая речь является основой для развития монологической и диалогической речи, которая формируется за счет пополнения словарного запаса.
Исследователи А.Н. Гвоздев, Г. М. Лямина, Е.П. Короткова [7, 16] утверждают, что при нормальном развитии речи к пяти годам речь ребенка состоит из общеупотребительных и сложных предложений. Трудность для дошкольников представляет грамматическое оформление предложений, поскольку в основе построения сложных предложений лежит хронологическая последовательность событий. Дошкольникам сложно построить высказывание в той или иной форме, и это отражается на качестве построения предложения.
Слово «фраза» (от греческого phrásis — выражение) в большой энциклопедии считается «основной единицей речи, которая соответствует предложению как единице языка; синтактико-фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловая завершенность и формальность интонации. Границами предложения являются паузы, а также определенные интонационные признаки, указывающие на его окончание».
Предложению может соответствовать фраза, характеризующаяся формальными синтаксическими признаками, но фраза превращается в предложение из ряда слов, которые предложением не являются. В некоторых случаях фразовое оформление может получить только часть предложения.
Иногда, в нечетком терминологическом употреблении, фраза рассматривается в литературе как предложение. Традиционно предложением считается грамматически организованное сочетание слов (или слова), обладающее интонационной и смысловой завершенностью. Таким образом, предложению может соответствовать определенная фраза.
Фразовая речь может быть простой и включать, как правило, 2-3 слова, а может быть и распространенной, а также включающей сложное предложение (состоящее из 4 и более слов) или два и более предложений (что соответствует рассказу).
В онтогенезе фразовой речи А. Н. Гвоздев выделял три периода:
Первый период – это период предложений, составленных из аморфных корневых слов (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). Он состоит из двух этапов:
1) этап предложения из одного слова;
2) этап предложения из нескольких слов.
На этапе однословного предложения ребенок использует в качестве предложения только отдельные слова. В речи ребенка имеется небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует интонацию и жесты. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные корневые слова. В разных предложениях они употребляются без изменения, в одном и том же звуковом оформлении. Большую часть слов составляют имена существительные, обозначающие предметы, имена людей, или слова звукоподражания.
На этапе предложений из нескольких корневых слов ребенок объединяет сначала два, затем три слова в одно выражение, т. е. в речи появляется предложение. Между словами нет грамматической связи. Ребенок связывает слова только по интонации, по общности ситуации. В этом случае слова употребляются в предложениях в аморфной и неизменной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, деформированной, неизменной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в повелительной форме 2-го лица единственного числа.
Анализ детских высказываний на этом этапе показывает, что у ребенка еще не возникает и не может быть решена задача выбора грамматической формы и употребляется одна и та же форма слова в разных предложениях.
Второй период — это период усвоения грамматического строя предложения (1 год 10 месяцев - 3 года). Он включает в себя три этапа.
Первый этап - образование первых форм слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать иное соотношение слов в предложениях. Ребенок начинает употреблять в речи разные формы одного и того же слова. В речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом винительного падежа (мячик играет), некоторые формы глагольного контроля (давать кису). Однако в речи ребенка встречается большое количество аграмматизмов. В этот момент происходит расширение структуры предложения до 3-4 слов.
Второй шаг заключается в использовании системы флексий для выражения словесных связей. Использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов, которые систематизируются при образовании в разные типы склонения существительных и спряжения глаголов. Из-за сложности системы ребенок не может выучить все формы флексии одновременно. Последовательность овладения ребенком грамматическими формами слов определяется смысловой функцией и частотой употребления в речи окружающих. На этом этапе в детской речи еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в том же грамматическом смысле.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 182
2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. Э. Артёмова. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2018. — 123 с.
3.Балаева В.Н. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред, С.С.Ляпидевского и С.Н. Шаховской.- М.: Просвещение, 2005.- 189.
4. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико - грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 6. – С.5-12.
5. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
6.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2]
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] – М.: Детствопресс, 2007. – 254с.
8. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
9. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
10. Завгородняя А.С. К вопросу о формировании фразовой речи у детей дошкольников, страдающих моторной алалией. Речевые расстройства у детей и методы их устранения [Текст] - М.: Просвещение, 2008.- 245с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2016.
12. Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями [Текст] Издание: ГНОМ и Д, год 2010
13. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» [Текст]., Издание: Союз год: 2003 с. 224
14, Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». [Текст]., 2012
15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] – Издательство: М.: Альянс, 2017 - 368с
16. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб.: «Союз», 2015. — 369 с.
17. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. -М: Академия, 2000. С. 17-27.
18. Никишина И.В. Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и методическая работа [Текст] Издание: Учитель Год: 2009
19. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева . – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 528 с.
20. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст] / Е.Ф. Соботович. . –– М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
21. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. [Текст] - М.: Гном и Д, 2003.- 51с.
22. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет-М.: Ювента, 2007. 62.
23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. [Текст] - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
24. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи. [Текст] - М.: Городец, 2015. - 163 с.
25. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. [Текст] - 2. изд., стер. - Москва : УРСС, 2003. - 211, [2] с
26. Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и А437 специальной психологии: вызовы времени : материалы II всерос. науч.-практ. конф., 19 марта 2021 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Ресурс. учеб.-метод. центр по обучению инвалидов и лиц с огранич. возможностями здоровья, Челяб. гос ун-т, Сред. общеобразоват. шк. №110 Выборг. р-на Санкт Петербурга ; сост. и ред. И.А. Тютюева. – Электрон. текст. дан. (2,36 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 435 с.
27. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: учебник / Ж. В. Антипова, Л. Р. Давидович, О. Н. Дианова [и др.]; под редакцией Н. В. Микляевой. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 313 с. – (Высшее образование. Бакалавриат). [Электронный ресурс] –URL: https://znanium.com/catalog/product/1831294 (дата обращения: 17.02.2023). –Текст: электронный.
28. Филатова, Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография [Электронный ресурс] / Ю. О. Филатова. – Москва: Прометей, 2012. – 218 c. –– URL: http://www.iprbookshop.ru/18614.html (дата обращения: 027.02.2023).
29. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: учебник / Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. [Электронный ресурс] — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 313 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/17662. - ISBN 978-5-16-011528-3. -: https://znanium.com/catalog/product/1893811 (дата обращения: 06.04.2023).
30. Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие / под ред. Г.Р. Шашкиной. [Электронный ресурс] — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 238 с. — (Высшее образование: Магистратура). — DOI 10.12737/1851514. - ISBN 978-5-16-017398-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1897320 (дата обращения: 06.04.2023).