Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В лабильных условиях современного мира за последние десятилетия заметно усилился интерес к проблемам взаимодействия культур. Он выявляется в первую очередь как: узнавание «своего» в чужой культуре и определение трудностей постижения смысловых сегментов в инородной культуре.
Ввиду того, что духовно-нравственные дисциплины в педагогической практике стали занимать немаловажную роль, и позиции их в этом качестве приобретают характер усиливающейся тенденции, представляется актуальным создание и разработка новых, отвечающих современным требованиям, эффективных методик их преподавания. В этой связи, как необходимым слагаемым успеха, выявляется возможность формирования у школьников картины мира, соответствующей современному восприятию окружающей действительности, на основе духовно-нравственного воспитания. Картина мира человека естественно изменяется в ходе его цивилизационного развития. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира являлась преобладающей на данном этапе развития ранее проводилось различие по: религиозной, философской и научной картинам мира. Однако, ни одна из них не удовлетворяет критериям целостности и единства и, как следствие, не обладает исчерпывающей характеристикой.
Феномен детской речи прочно занял свои позиции в качестве объекта лингвистического изучения в современной науке. Истоки формирования языковой картины мира человека и природа концептуализации окружающей действительности – вопросы общетеоретического свойства, требующие дальнейшего исследования с применением современных методик и новых языковых фактов, отражающих развитие языковой личности в данную эпоху.
Объект: структура картины мира.
Предмет: исторические знания школьников в структуре картины мира.
Цель: рассмотреть исторические знания школьников в структуре картины мира.
Задачи:
1.Выделить основные проблемы картина мира
2. Рассмотреть понятие картины мира в контексте различных наук
3.Выделить сущность формирования картины мира современного школьника
4.Проанализировать исследование исторической картины мира школьников
Глава 1. Понятие картины мира
1.1 Проблема картина мира
В настоящее время отмечается растущий интерес к проблеме картины мира. Несмотря на достаточно широкое употребление в философии и культурологии, понятие «картины мира» до сих пор еще не получила должного категориального определения. Многие важные стороны этой проблемы пока еще остаются недостаточно изученными. В современной литературе появилось ряд работ касающихся интересующей нас темы. Исследования в этом направлении проводили В.Н. Топоров, Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, С.Ш. Аязбекова, А. Обухов и др. Первые исследования по понятийному осмыслению картины мира были проведены в рамках физической науки.
Особо следует подчеркнуть, что целостное понимание картины мира возможно лишь в том случае, когда она представлена как феномен культуры. [6, с. 324].
Таким образом, картина мира – понятие синкретическое, представляет собой органическое единство понятийных и чувственнообразных компонентов, подвержена изменениям, эволюционирует.
Всем нам известны случаи, когда даже наиболее честные очевидцы, наблюдавшие одно и тоже событие, нередко предоставляют о нем противоречивые сведения. Вроде бы все видели и слышали все, что происходило, но каждый будет рассказывать и трактовать по – своему. Оперативные сотрудники правоохранительных органов часто сталкиваются с такой ситуацией. Что существенно порой осложняет их работу. Это происходит потому, что у нас у всех может существенно отличаться построение и восприятие картины мира. Так называемая топографическая карта того мира, в котором мы живем.
«Описание мира» - это система представлений об объектах, формах, вещах, их взаимодействиях, т.е. это координационная сетка, которую мы набрасываем на реальность. Это язык, на котором мы разговариваем с миром и описываем его.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреевская Е.Г. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации» 05 марта 2012 / Москва, Изд. дом Паганель. с. 23-28.
2. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. – Алматы: Компьютерно-издательский центр института философии и политологии МОиН РК, 1999. – 285 с.
3. Базаров Е. В. Понятие картины мира в историко-культурных психологических исследованиях // Искусствоведение. 2012. № 5. С. 12–16.
4. Бударина А.О. Методология и технологии формирования профессиональной универсальности лингвистов: монография. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. 271 с.
5. Гвардини Р. Конец нового времени (из раздела «Возникновение картины мира нового времени») // Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Приложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 537-538.
6. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: Встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира. – М.: Наука, 1987. – С. 52.
7. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352с.
8. Гуревич А.Я. Философия культуры // Развитие личности. 2003. №7. С. 28.
9. Кускова О. Е. Проблема трактовки понятия «философская картина мира» // Философия и культурология. 2013. № 2(32). С. 20–24.
10. Мир философии: Книга для чтения. (сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров) ч.1, М.: Политиздат, 1991. 672 с.
11. Обухов А. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. – 2003. № 4. – С. 51-68.
12. Потемкин М. Н. Исследование дидактических функций картины мира в непрерывном педагогическом образовании : дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 212 с.
13. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 447 с.
14. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. : ИФРАН, 1994. 274 с.
15. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1968. 557 с.
16. Философия: Учебник (Под ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева). Ставрополь: Издво СГУ, 2001. 245 с.
17. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: Инфра М, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rubricon. com/fes_1.asp
18. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. – С. 45-49.
19. Хоружий С.С. Глобальная динамика универсума и духовная практика человека // Доклад в Научной программе Всемирной Выставки ЭКСПО-2000 / Ганновер (Германия), июнь 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.synergia-isa.ru/lib/lib.htm#H.
20. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологий мировой истории. М.: Мысль, 1993. – Т.1. – 324 с.
21. Ярцева К. В. Понятие «картина мира». Адаптивная функция картины мира // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2010. № 4. С. 87–90.
22. Ястребова Г. А. Педагогическая картина мира: методологические основы исследования профессиональной концепции учителя // Методологические проблемы педагогики. 2006. С. 3–8.