Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема успеваемости учеников строит остро во всем мире. Где-то этот вопрос решается лучше, где-то хуже, где-то совсем никак, а, чтобы все было в порядке, – нигде. Исключение составляет может только Китай, в котором дети самым удивительным образов стараются учится все. И эта тенденция в мире только усугубляется. Разные страны по-разному борются за успеваемость учеников, но что-то серьезное предложить никто не может, педагогическая наука здесь пасует перед обстоятельствами. Ведь нельзя же назвать успехом повсеместное облегчение учебных программ с целью, чтобы дети хоть как-то поспевали осваивать учебный курс. Европа во многих странах пошла именно по этому пути, отчего уровень нашей начальной школе можно встретить в заданиях для средних школьников, что в России считается элементарной нагрузкой. Может поэтому, наши школьники постоянно завоевывают призовые места на различных олимпиадах, а вот их европейские сверстники – нет.
Наша страна не пошла по пути снижения учебной нагрузки, хотя с разных сторон раздаются такие голоса, дискуссия идет, вверх в ней берут пока сторонники традиционного подхода, но кто знает, как дело обернется в ближайшем будущем. И это позволяет нам удерживать достойный уровень образования наших детей, хотя с каждым годом он дается нашим учителям все сложнее и сложнее. В начальной школе это меньше заметно, проблемы начинаются позже, но именно начальная школа закладывает основы успешного обучения ребенка на всем протяжении школьного курса, поэтому ее значение в образовании очень велико.
В нашей работе мы не ставим цель открывать полемику по данному вопросу, хотя учитывать современные тенденции в образовании, конечно же, будем, потому что от проблемы этой никуда не деться. Дети не все успевают, дети не так успевают, как нам этого бы хотелось. Кто во всем этом виноват? Недостаточная подготовка учителя? Не те методики? Неправильная организация процесса? Другое? Наше время быстро меняет все вокруг. Меняются и дети. Что работало вчера, сегодня может не давать результата. Но, тем не менее, есть общее, что будет работать всегда, а то, что требуется постоянно корректировка в деталях, так это нормальное состояние. Вот его-то мы и будем отыскивать в нашей работе.
История человечества, а она все же пошла по одному пути, и путь этот европейский, знала только два пути образования ребенка – семейный и социальный. Каждое их этих направлений обладает своими специфическими возможности, но в одиночку решать поставленные задачи в деле образования ребенка в полной мере не может, хотя и бывают исключения. Жизнь построила на правилах взаимодействия: человек не живет один, он не может обойтись без государственных институтов, е него всегда есть группа людей, с которыми он поддерживает отношения, вокруг него существует еще природа со своими обитателями, с которыми в той или иной мере приходится сталкиваться. То есть, вольно или невольно, но постоянно происходит некое взаимодействие. В рассматриваемой теме такое взаимодействие - это сотрудничество, добровольное или вынужденное, учителей и родителей для достижения единой цели. И чем выше это сотрудничество, чем слаженней, чем дружелюбней, тем выше получается результат. Но есть одно но, не учитывать которое нельзя.
Роль родителя, именно родителя, а не семьи, на этом настаиваю, сегодня невероятно возросла. Родитель сегодня наделен необыкновенными правами, а вот обязанности ему вменены не особо обременительные. Тенденция сегодня такая, что основной груз обучения ребенка берет на себя школа, а родитель зачастую становится как бы посторонним наблюдателем, и это создает определенные проблемы. То, что все идет от семьи, известно давно. Современным семьям порой просто некогда уделять должное время ребенку, физически невозможно, да и уровень знаний по этому вопросу тоже оставляет желать лучшего.
Все эти сложности дополнительно ложатся на учителя, который, как профессионал своего дела, должен учитывать все эти факторы, понимая, что положиться он может в большинстве только на самого себя, а это не совсем верно, потому что сужает возможности достижения результата.
Как писал А.С Макаренко «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания». (16) Сказанные много лет слова актуальны и поныне, хотя многое изменилось с тех пор. Но принцип остался все тот же – школа отвечает за все, даже за то, за что отвечать не должна.
Ребенок, который пришел в школу, уже имеет определенный уровень личностный качеств, где-то плохих, где-то хороших, где-то запущенных, где-то вконец испорченных, редко – образцовых. Это все последствия семьи, в которой он рос до школы, с чем сейчас придется иметь дело учителю.
Отсюда возникает дисгармония отношений, непониманий, разного видения и возникающих претензий, как учителя к родителю, так и родителя к учителю. Причем вина здесь может исходить, как с одной, так и с другой стороны. Да, родитель не обладает многими педагогическими знаниями, но это не уменьшает его стремления активно участвовать в педагогическом процессе, где он натыкается на строгий регламент, по его мнению, непонятный и ненужный. Вследствие этого и учитель может скептически относиться к возможностям родителя, предпочитая вообще убрать его из процесса образования, сведя его роль к четкому исполнению его инструкций и пожеланий. Понятное дело, что при таком подходе ничего не получится, а пострадавшей стороной будет всегда ребенок, которому и приходиться постоянно расплачиваться за ошибки взрослых.
Важно понимать, что учитель и родитель не соперники друг другу в возможности оказывать влияние на ребенка, им конкурировать не за что, тем более воевать. Они – союзники, но которыми им еще предстоит стать, потому изначально они были разведены, и их встреча состоялась случайно – ребенка записали именно в эту школу, а школа взяла на работу именно этого учителя.
В документах Министерства образования четко указано, как должен вести себя учитель по отношению к родителям, но практика показывает, что одного описания тут недостаточно, требуется, кроме четкого знания теории, еще определенные личностные качества, которым ни в каких институтах не учат. Но, тем не менее, существуют формы, которые могут помочь учителю, особенно учителю ищущему и готовому решать поставленные перед ним задачи.
Мы не будем говорить, что лежит в основе взаимодействия учителя и родителей ученика, эти банальные истины давно известны – доверие, уважение, поддержка, помощь, терпение, терпимость, создание комфортных условия для пребывания ребенка в школе. Без этих принципов в школе вообще делать нечего. Гораздо сложнее – как всего этого добиться? Иными, канцелярскими словами, – какие формы и методы работы учителя с родителями учеников младших классов позволят обеспечить благоприятную образовательную среду, чтобы добиться повышение успеваемости ребенка.
Актуальность исследовательской темы нашей работы обусловлена прежде всего тем, что семья является главным заказчиком и главным потребителем процесса обучения своего ребенка, (на этапе начального образования – 100-процентно), и совместная деятельность учителя и родителя может сформировать благоприятные условия для развития ребенка.
Объектом исследования нашей работы является процесс взаимодействие учителя начальных классов с родителями с целью повышение успеваемости их детей.
Предметом исследования являются формы и методы работы учителя начальных классов с родителями его учеников.
В нашей работе мы будем опираться на научные педагогические труды разных авторов, таких как В.А. Гейко «Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка». (7)
Опыт многих действующих педагогов показывает, что именно учитель является тем связующим звеном, которое позволяет соединить в один процесс обучения ребенка все важные для него стороны, которыми в начальной школе являются школа и его родители. Хочется – не хочется нам, но, если мы ставим цель повысить образовательные возможности ребенка, без союза школы с родителями нам тут не обойтись. Эти два звена должны стать не только союзниками, а деятелями одного процесса, пусть и с разными задачами, но работающими на один результат.
Для полного разрытия темы, ставим следующие задачи:
• Дать характеристику семье и школе, как необходимое условие осуществления повышения успеваемости ученика начальных классов.
• Роль шкалы оценки в стимулировании успеваемости ученика начальных классов.
• Индивидуальная работа с родителями ученика начальных классов для повышения успеваемости их ребенка
• Коллективные формы и методы работы с родителями учеников начальных классов
Теоретические и методологические основы исследования:
анализ работ признанных авторитетов в области работы учителя с родителями для повышения успеваемости учеников начальных классов.
Практическая значимость работы заключается в определении лучших методов и форм учителя с родителями для повышения успеваемости учеников начальных классов.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия с родителями для подъёма успеваемости учеников начальных классов
1.1 Школа и семья как субъекты образовательного процесса
Начнем с семьи. Куда же без нее. Это основа основ. То, что семья успела вложить в своего ребенка, с тем он и попадает к нам, обреченный сохранять эти свои чертя практически в течение всей своей последующей жизни. Наполовину это уже сформировавшиеся личность. Что остается нам? Корректировка оставшейся половины? Но, чтобы начать что-то корректировать, необходимо прежде всего узнать, с чем мы имеем дело. Важно понять, какой ученик пришел в наш класс, его возможности, предпочтения, привычки, недостатки, что ему дается легко, а с чем ему справиться непросто и многое другое. И выяснить все это проще и быстрее будет, если пообщаться с родителями напрямую. Но помнить одно правило: родители, вследствие долгого и постоянного общения с ребенком, могут иметь устоявшиеся искажения, которые не соответствуют истине. Иными словами, родителя надо выслушать, но не зацикливаться на том, что он скажет, самому составить представление о ребенка, хотя и не пропускать мимо ушей сказанное. Бывают такие ситуации, когда мнение родителя и реальное состоянии дел не только разительно отличаются друг от друга, но и являются противоположностями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова, Е.Б. Работа с родителями / Е.Б. Антонова // Народное образование–2005. – №2–14–25с.
2.Артюхова, А.П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. - 1999. - № 5. - С. 54.
3.Байдельдинова, Г.К. Семья и школа формирует человека. - Алма-Ата.: Мектеп, 1984. - 67 с.
4.Бестужева, И.Г. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель - 1997. - № 1. - С. 94.
5. Вергелес, Г.И., Кутергина, Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника// Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб., 2005. – 217–221с.
6.Воликова, Т.В. Учитель и семья. - М.: Вокруг света, 1980. - 187 с.
7. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка//Начальная школа,
1999.- No3. – С. 60-61.
8. Дуброва, В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.
9.Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Альфа, 1990. - 203 с.
10.Капралова, М.Н. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1976. - 275 с.
11. Кожина, М.И. Работа педагогического состава с родителями / М.И. Кожина // ИЯШ – 2006. – № 6 – 13 – 19 с., 53 – 59 с. 58
12.Красновский, Л.З. Школа плюс родители. //Начальная школа - 1989. - № 7. - С. 62.
13. Литвинова, Е.С. Взаимодействие семьи и школы по повышению успешности обучения. – бакалавриат., 2017. – 39-44 с.
14.Лунина, Т.М. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2002. - № 9. - С. 15.
15.Луньков, А.К. Почему родители боятся школы? //Классный руководитель. - 1997. - № 4. - С. 43.
16.Макаренко, А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. - М.: Педагогика, 1977. - 403 с.9.Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М.: Просвещение, 1986. - 148 с.II. Научные статьи:
17.Майотова, В.Г. Не повторяйте моих ошибок (для бесед с родителями). //Воспитание школьников - 2003 г. - № 5. - С. 44.
18.Маркова, Г.П. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 1998. - № 5. - С. 89-91.
19.Меренков, А.Г. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. - 1997. - № 5. - С. 30.
20.Метенова, А.В. Искусство хвалить (родительское собрание) //Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 66-73.
21.Метенова, А.В. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2001. - № 8. - С. 57-69.
22. Парамонов, Д.А. Воспитание ребёнка в семье и школе / Д.А. Парамонов // ИЯШ – 2007. – № 2 – 4 – 11 с.
23.Рогачева, А.К. Родительское собрание. Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки. //Воспитание школьников - 2004. - № 10. - С. 45.
24.Рябов, А.Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? //Начальная школа - 2001. - № 4. - С. 27-30.
25.Семенистых, Н.И. Родительские собрания в сельской школе //Начальная школа - 1998. - № 2. - С. 97-99.
26. Тряпицына, А. П. Новая школа и новый учитель [Текст] / А. П. Тряпицына // Вестник Герценовского университета. – 2016. –№ 3. – С. 22-25.
27.Фридман, Л.К. Школа и родители //Классный руководитель - 1998. - № 5. - С. 39.